Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности




Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

готовой формы, заранее имеющейся в душе художника и заложенной туда Богом, то в Возрождение впервые возникает мысль о том, что художник сам творит и создает эту форму. Поэтому искусство не есть простое подражание природе. Оно есть совершенно новое явление, являющееся актом творческого деяния человека, проявляющего через искусство свою волю и индивидуальность.

Искусство рассматривается как один из каналов познания человеком окружающего мира. Искусство активно взаимодействует с наукой. Великие титаны Возрождения занимаются не только художественным творчеством, но и делают научные и технические открытия. Достаточно назвать имя Леонардо да Винчи.

Искусство стало не только самостоятельным, но и начало проявлять свое морфологическое строение: четко начинает проявляться специфика отдельных видов искусства. Творец становится профессионалом своего дела, в котором начинает особенно ценится мастерство и индивидуальность.

Таким образом, искусство приобретает все более светский характер, отличающийся демократичностью и стремлением к реализму в отражении мира. Возникает понятие «свободных занятий», к которым относят философию, историю, красноречие, музыку и поэзию. Авторитет художника в обществе начинает расти. Затраченный труд и необходимые профессиональные знания становятся критерием искусства. Самыми ценимыми становятся литература и изобразительное искусство.

В эту эпоху возникла новая - современная литература. Слово понимается как высшее проявление Красоты, работа над образностью слова -как высшее человеческое предназначение. Литература Возрождения наполнена жизнеутверждающим характером, восхищением красотой мира, человека и его свершений. Главной ее темой становится тема любви.

Архитектура Возрождения искала возможность создания идеала образа жизни через создание новых архитектурных проектов. Идеал жизни был реализован во Флоренции XV века - «идеальном» городе, смоделированном воображением и руками великих творцов. «Идеальный» город родился благодаря открытию перспективы, очерченной Брунеллески и Леонардо да Винчи, а также в силу осуществленного единства пространственно-пластического и общественно-политического видения мира. Впервые появилось человеческое пространство, противопоставленное природному пространству. Архитектура города рассматривается как синтез города вообще: предметного мира города, быта отдельных горожан, его общественной жизни с играми, зрелищами и театром.

Одна из задач изобразительного искусства - важность соблюдения канона прекрасного, найденного еще древними, но так, чтобы не пострадали реалистичность и жизненность изображения. Мастерство изображе-

5. ЕВРОПА НОВОГО ВРЕМЕНИ

ния становится профессией. Развиваются художественные школы. Для изобразительного искусства Возрождения характерно:

• интерес к авторству и самобытности;

• смена тематики - объектом повышенного внимания становится человек;

• смена приемов изображения - прямая перспектива, точность передачи строения человеческого тела;

• вытеснение чистого цвета сложными, составными цветами;

• основным средством выразительности становится не свет, а тень, что способствует развитию графических искусств в изобразительном искусстве;

• особый интерес к пейзажу;

• преобладание станковой живописи и появление светской живописи (портрета);

• развитие техники масляной живописи;

• интерес к гравюре.

В скульптуре происходит возвращение интереса к обнаженному телу. Скульптор Донателло первым (после средневековья) представил в скульптуре обнаженное тело, создал новый тип круглой статуи и скульптурной группы, живописного рельефа. Обнаженное тело скульптур Ренессанса наполнено экспрессией, движением, чувственностью, эротикой. Позы стали динамичными, мышцы напряженнее, эмоции открытыми. Тело, также как и в античность, рассматривается как отражение души. Но акцент в изображении человеческого тела уже иной: его необходимо рассматривать как проявление особых состояний души. Поэтому скульпторы так пристально изучают тело человека в разных психологических ситуациях. Глядя на скульптурные изображения человека Возрождения, мы можем видеть прежде всего его душу, состояние, эмоции, проявленные в позе, напряженных мышцах, выражении лица.

Становление театра Возрождения связано с именами Уильяма Шекспира и Лопе де Вега. Основными театральными жанрами этого времени являются трагедия и комедия, мистерия, миракль, фарс и соти (разновидности комедий). Содержание становится более светским. Действие происходит где угодно (на земле, на небесах, в преисподней) и охватывает события, которые продолжаются годы и месяцы. При этом еще нет целостности сюжета и выделенности типов характеров. Античные сюжеты чаще разыгрываются в школьных постановках и преследуют скорее образовательно-воспитательные цели. Зрелища театральных представлений были достаточно скучны в отношении развития сюжета, но развлекали зрителей танцевальными интермедиями, оформлением и костюмами. Театр Ренессанса стал правдоподобным, реалистичным, приобрел черты сценического действия, которое наблюдает зритель как бы со стороны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...