Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности




Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

акции уходящей культуры на авангард и модернизм, некоего предельно эстетизированного ностальгически-иронического всплеска традиционной культуры, уже пережившей «модернизацию» авангардом.

Фовизм

Фовизм (дикий стиль) просуществовал с 1905 по 1908 год. Цвет здесь признается самостоятельной субстанцией, обладающей эстетичностью. Одной из излюбленных техник фовистов становится пуантиль, разработанная неоимпрессионистами. Но в отличие от неоимпрессионистов цветовые точки фовистов разрастаются до ярких пятен, эквивалентных самой экспрессии, реальной, как и чувства человека. Фовисты увлекаются примитивом, представленным детскими рисунками и негритянскими мотивами. Излюбленными жанрами фовистов становятся пейзаж, мир жизни артистов, кабаре и проституток, а также роспись керамики. Фовизм проповедует стремление к вечности через цветовое многообразие. Цвет, как основание формы, обладает особой способностью возвращать человека к Абсолюту, который есть сама сущность. Фовизм не изображает реальность, а изобретает ее.

Представителями этого течения являются А. Матисс, А. Дерен, О. Фриез, Ж. Пюи, А. Марке, М. Вламинк.

Эстетика фовизма наполнена усилением чувственного начала, зовущего к полноте переживаний. Она радостна, празднична и оптимистична .

Экспрессионизм

Экспрессионизм возник в Австрии и Германии и проявился в живописи, литературе, кино и архитектуре. Ему были свойственны крайняя 'эмоциональность, экспрессия формы, неустойчивая текучесть пластики. Основные темы связаны с трагедийными ситуациями «маленького» человека, его снами и галлюцинациями, болезненной эмоциональностью, гротескной изломанностью, а также интересом художников к бессознательному. В нем проявилась хаотизация мира, доведенная до трагедии и пессимизма (в то время как у романтиков это была только драма).

Произведения экспрессионистов наполнены страхом, тревогой, повышенной эмоциональностью, опустошенностью, часто протестом против всего мира или призывом к помощи. Поэтому для них характерно стремление максимального использования возможностей средств выразительности.

Представителями экспрессионизма в живописи считают Ф. Марка, Кирхнера, О. Мюллера, Ж. Роу, О. Дикса и др. В литературе экспрессионизм представлен такими именами как Г. Майринк, Л. Франк, Ф. Кафка,

5. ЕВРОПА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Л. Андреев и др. В архитектуре это Ле Корбюзье. В музыке - А. Шёнберг, А. Берг, отчасти С. Прокофьев, Д. Шостакович и др.

Традиции экзистенциализма во многом развиваемы представителями абстрактного экспрессионизма и ташизма.

Эстетика экспрессионизма наполнена трагическими мотивами драматизма жизни, ее прозаическим мраком и духовной опустошенностью. Чувствуется смещение в сторону субъективности переживания мира. Действительность воспринимается экспрессионистами не как объективная реальность, а как чувственная субъективность. Человек воспринимается как маленькое существо, наполненное смертельным страхом, душа которого кричит в темноте окружения. Поэтому с позиции эстетики экспрессионизм наполнен тревогой за судьбы человечества.

Абстрактное искусство

Абстрактное искусство - направление в живописи XX века, отказавшееся от изображения форм реальной действительности; одно из основных направлений авангарда, наполненное идеями экспрессионизма.

Абстракция - это одна из форм искусства, когда художник не стремится воспроизвести окружающий его мир через узнаваемые предметы, а скорее изображает неузнаваемые конкретно формы. Эстетическое кредо абстракционизма изложил В. Кандинский («О духовном в искусстве», 1910 и ряд других). Суть его теории сводится к следующему: мысли и чувства являются основными генераторами визуальных форм, которые способны проникать в окружающую человека ауру. Каждому эмоциональному состоянию человека соответствует цветоконфигурация. Таким образом, мысли и чувства обладают формосозидающей силой. Но вибрация человеческой души есть лишь отзвук космического духа, являющего себя в формах материального мира. Поэтому бесплотная цветоформа в конечном итоге есть не индивидуальные психические состояния, а мистическое сияние мировой истины. Искусство, освободившееся от изображения форм видимой действительности, может значительно глубже и полнее выразить объективно существующее Духовное.

Абстракционизм активно интерпретирует форму, расширяет до максимума средства выразительности. В изобразительном искусстве он наиболее ярко представлен в живописи, которая обратилась к поиску новых форм эмоциональности изображения. Изображение абстрактное искусство просто уничтожает, считая его мешающим эмоциональности живописи. Главным становится цвет, яркость, комбинации изобразительных элементов, фактура. Таким образом, произведение искусства становится началом, объединяющим в себе внешний и внутренний миры человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...