5. Европа нового времени. Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности
5. ЕВРОПА НОВОГО ВРЕМЕНИ ство для России. Особую значимость приобретает литература как искусство воплощенного идеала. Она помогает воплощать идеал в жизнь, способствует усвоению его массами. Задача художника - быть правдивым. В качестве примера и образца литературного творчества почвенники выдвигают Л. Толстого, в котором воплощено единство простого и сложного, доброго и полезного. Народничество рассматривало проблемы отношений искусства и действительности, назначения искусства в жизни общества, критерии эстетической ценности. Народники считали искусство средством борьбы народа за независимость. Главное в искусстве - его идейность. Искусство должно воспитывать человека, влиять на его душу. Филологическая эстетика выдвигала на первое место проблемы языка и литературы с позиций эстетического восприятия. Главными исследовательскими методами у них становится психология и филология. Представители этого направления анализируют структуру художественного текста и психологические закономерности процессов его создания. Центральными понятиями у них становятся «внутренняя форма», «содержание», «образ». Внимание исследователей акцентируется на их восприятии. Значительно обогатили русскую эстетику революционеры-демократы. Виссарион Белинский (1811 - 1848) считал, что эстетика связана с общественными изменениями, жизненными процессами. Он писал о том, что «все прекрасное заключается только в живой действительности». Отсюда мысль о том, что все, что называется прекрасным в искусстве, есть действительность. Действительность всегда для него выше искусства, потому что искусство вторично по отношению к действительности.
Александр Герцен (1812 - 1870) стал одним из первых, кто вводит понятие «эстетическая реальность», которое означает соотношение, связь объективного и субъективного начал под общим знаком гармонии. Гармония - это признак соответствия человека миру. Поэтому ключевым понятием для Герцена становится гармоничный человек. Гармония человека - в соответствии души и тела, долга и влечения, индивидуального и общественного начал. Гармоничность лучше всего проявляется в творческой деятельности. На гармоничность человека, по его мнению, большое влияние оказывает общество. Искусство есть средство воздействия общества на человека, и человека на общество. Николай Чернышевский (1828 - 1889) также рассматривал эстетические проблемы сквозь соотношение искусства и действительности. Искусство должно правдиво и верно отображать действительность, наполняя ее возвышенными идеалами народа. Искусство способно дарить человеку наслаждение, обращать внимание на то, что в действительности не всегда заметно. Чернышевский в работе «Эстетические отношения искусства к действительности» стремится утвердить объективные основания прекрасного. Эти основания заложены в действительности, в самой природе. Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Прекрасное есть жизнь». Прекрасное существует объективно, целостно, но имеет много форм проявлений: прекрасное в действительности, прекрасное в фантазии и прекрасное в искусстве. Особое место в русской эстетике принадлежит мыслителям так называемого религиозного направления (В. С. Соловьева, Н. Федорова, П. Флоренского, Л. Шестова, В. Розанова, И. Ильина, С. Булгакова, Д. Мережковского, Е. Трубецкого, С. Франка). Представителями этого направления искусство рассматривается как средство единения народа и проявление устремленности к Богу. Эта теория названа теорией «всеединства». Человек, который занимается художественным творчеством, с одной стороны, стремится познать Бога, с другой, - проявляет единство человечества в своем предназначении. Прекрасное есть проявление умственного и нравственного содержания, чувственное проявление образа мира. В Красоте человечество едино с Богом. Она многообразна, также как и различны по характеру люди. Но все люди едины в акте восприятия красоты. Поэтому восприятие красоты объединяет всех людей.
Одним из ключевых в религиозной эстетике становится понятие теургии (греч. teourgiya - божественное деяние; сакральный ритуал, мистерия), которое в древности имело смысл сакрально-мистериального общения с миром богов в процессе особых ритуальных действ. Владимир Соловьев (1853 - 1900) осмыслил теургию как древнее «субстанциальное единство творчества, поглощенного мистикой», суть которого состояла в единении земного и небесного начал в сакральном творчестве. Его сущность он усматривал в сознательном мистическом «общении с высшим миром путем внутренней творческой деятельности», которая основывалась на внутреннем же органическом единстве основных составляющих творчества: мистики, «изящного искусства» и «технического художества».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|