Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности
Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Представителями функционализма в архитектуре считают также Ф. Шехтеля, А. Лооса, Й. Гофмана. Эстетика функционализма строится на принципе оздоровления городов на основе достижений науки и техники. На первое место выдвигалась функциональная и конструктивная организация здания, отвечающая социальным запросам потребителя. Прекрасным было то, что в высшей степени функционально. В рамках функционализма в первые годы советской власти ставится задача массового строительства удобного жилья для рабочих, в результате чего разворачивается строительство многоквартирных домов. Его продолжением становится идея комплексной жилой застройки целых районов городов. В такой жилой комплекс кроме домов входит магазин, школа и рабочий клуб. Но эстетика зданий оказывалась на последнем месте. Симметрия и простота, геометрическая устремленность форм, имитация штукатуркой бетона - вот и весь художественный набор архитектуры этого направления. Но бесспорным достижением функционализма стало юридическое закрепление норм (! ) достойного проживания в жилище для населения. Музыкальный авангард Музыкальное искусство начала XX века представлено рядом достаточно разнообразных направлений. Идеи авангарда в музыкальной культуре развивались по нескольким направлениям: • эксперимент в области тональностей (хроматики), поиск «свободной атональности», новых возможностей энгармонических ощущений, что приводит практически к разрушению понятия тональности (А. Шёнберг, А. Мосолов, В. Щербачев и др. ); • переосмысление понятия «музыкальный звук» и изменение подходов к его границам и критериям, что привело к созданию новых инструментов, способных создавать новые формы звучания (электромузыкальные инструменты) и использование в музыке тех звуков, которые до этого относились к разряду немузыкальных;
• возникновение новых техник и принципов композиции - серийная музыка, или додекафония, принесшая такие приемы работы со звучанием, как пермутация (изменение порядка следования звуков в серии), ротация (последний звук ряда становится первым или наоборот), интерполяция (вставка новых звуков из соседнего ряда), селекция (сокращение ряда), метод «магического квадрата» с использованием цифрового письма; • синтезирование и эксперимент в области ритма, фактуры, тембра, нотографии, связанные с развитием рационального начала в музыке, приведшие к тому, что на смену превалирования мелодии и принципов гармонии приходит математическое соотношение между звуками; 5. ЕВРОПА НОВОГО ВРЕМЕНИ • особый интерес к понятию стиля: наряду с понятием «стиль композитора» начинает успешно соседствовать понятие «стиль произведения»; • изменения и в подходах к процессам творчества, так называемой композиторской деятельности музыканта, которая начинает строиться по принципу случайности, «игры в кости», получившее название алеаторики (Дж. Кейдж); • интерес к природному и естественному, способствующий приходу в музыку подражания звукам природы и возникновению примитивизма (называемого также «неоромантизмом», «новой простотой» или «новым традиционализмом», связанного с именами Ф. Гласса, С. Райха, Т. Райли). Музыкальный авангард представлен целым рядом течений: конкретная музыка, музыкальный экспрессионизм, сонористика, серийная музыка, алеаторика и т. д. Конкретная музыка - течение, заменившее музыкальные звуки природными и акустическими эффектами, шумами. Родоначальником такой музыки стал француз Пьер Шеффер. Наиболее известное его произведение «Симфония для одного человека» - это смонтированная технически из разных звуков последовательность, которая напоминает фонограмму для театрального спектакля. Это было стремление композитора освободиться от исполнителя и инструмента, давшее начало всей электронной и компьютерной музыке. Новаторским было именно то, что создание такой музыки не требовало наличия исполнителя и инструмента.
Экспрессионизм в музыке развивался больше в Австрии и Германии. Представителем этого направления является А. Шёнберг. Его музыка наполнена особым психологизмом («Лунный Пьеро»), криками души, аффектными состояниями, настроениями ужаса, отчаяния и бессилия. Экспрессионизм выступал против созерцательности и пассивности искусства, уводящего человека в мир иллюзий, призывая повернуться лицом к сложностям жизни. Композиторы-экспрессионисты наполняют музыку стонами, взволнованной декламацией, натуралистическими выкриками. Мелодии в их произведениях становятся прерывными, ломаными. Созвучия преобладают в диссонансной (неблагозвучной, резко звучащей) форме. Иногда вводится и такой элемент, как декламация, речитатив, взволнованная и эмоционально взрывчатая речь. Новшеством в музыкальной культуре, связанным с творчеством экспрессионистов, становится серийный подход (все 12 звуков, звучащие в любой последовательности, но без повторения, пока не прозвучат все остальные) или «додекафония». Для музыки экспрессионистов характерна атональность. Экспрессионизм своим стремлением к духовной чувственности и переживаниям человека близок романтизму. Музыкальные образы связаны с
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|