Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности




Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ментарного и нестабильного. Эстетика такого искусства настроена на неопределенность и небрежность.

И, наконец, еще одно направление развития искусства второй половины XX века, названное сегодня пост-постмодернизмом. Пост-постмодернизм в искусстве связан с изменением общекультурной ситуации, возникшей как результат появления и активного распространения новых средств коммуникации, СМИ, а также компьютерных технологий и сети Интернет. Это не могло не отразиться на искусстве XX и XXI веков. Самое сложное для эстетики и искусствознания сегодня - выбор позиции в оценках данных явлений. Такой скачок развития художественной культуры -это благо или гибель для человечества? Бояться нам этих изменений, бороться с ними или приветствовать их? Скорее всего, нужно просто быстрее реагировать на происходящие перемены, смелее анализировать их, не бояться собственных ошибок и прогнозов, а не заявлять, что все новое -крах для человечества. Ведь все, что возникает в культуре (и искусство в том числе), является всего лишь ответом на возникающие запросы или потребности, рожденные динамикой мира.

Таким образом, главной особенностью эстетики и искусства всего XX века можно считать эклектичность, многоуровневость или конвенциональность (В. В. Бычков), обусловленные небывалым разнообразием направлений и идей.

6. 2. Модернизм (авангард) в искусстве начала XX века

Существует два подхода в сопоставлении понятия «авангард» с понятием «модернизм». Первый отличается их отождествлением (в таком случае их употребляют как синонимы: «художник-авангардист» - «художник-модернист»). Иногда можно встретить и такую трактовку, в которой модернизм выступает «не столько синонимом авангардизма, сколько его предварением или ранним этапом» и раскрывается он на примере импрессионизма, постимпрессионизма и модерна» (Большой энциклопедический словарь. - см. электронную версию).

Однако в последнее время обозначился и другой подход к сравнению этих понятий. Например, В. В. Бычков определяет авангард и модернизм как два совершенно разных периода в развитии художественной культуры XX века. Если авангард для него «вся совокупность бунтарских, скандальных... направлений XX века», то модернизм - «своего рода академизация и легитимация авангардных находок в художественной сфере середины столетия без бунтарско-скандально-эпатажного задора авангарда» (Бычков В. В. Эстетика: Учебник. - М., 2002).

5. ЕВРОПА НОВОГО ВРЕМЕНИ

В данном учебном пособии понятия авангарда и модернизма употребляются как синонимы, так как именно такое употребление в теоретической литературе встречается наиболее часто.

Авангард - термин, обозначающий совокупность разнообразных новаторских, революционно-бунтарских движений и направлений в художественной культуре первой трети XX века. К нему относят фовизм, экспрессионизм, абстрактное искусство, футуризм, дадаизм, сюрреализм, кубизм, функционализм и др.

В понятии «авангард» акцент делается на абсолютном отказе от классического наследия, отрицании всякой связи с ним. Как художественно-культурное явление авангард был подготовлен эстетикой романтизма. Он провозглашает начавшийся распад классического наследия, намечая новые пути. Художник-творец сменяется художником-анархистом. Искусство тесно начинает сотрудничать с политикой. Авангардное мышление активно моделирует новые реальности, создает моду и стиль жизни будущего. В основе авангарда - эстетика отрицания. Возникает тезис анти-искусства как антипода искусству.

 Модернизм (авангард) может рассматриваться и как общекультурное явление, сопровождающее, как правило, все переходные периоды в развитии культуры. В таком контексте модернизм - это новация, обновление. Однако только в начале XX века авангард приобретает особые масштабы, выдвигающие его на уровень глобального явления культуры первой половины XX века. Искусство первой трети XX века - это особая «мастерская», экспериментальная лаборатория, в которой ведется активный поиск новации в сфере художественной культуры человечества.

Модернизм не возник на пустом месте, а был подготовлен такими явлениями в художественной культуре конца XIX века, как романтизм, символизм, импрессионизм, постимпрессионизм и модерн. В теоретической литературе можно встретить термины «предавангард» или «предмодернизм», означающие всю совокупность предшествующих модернизму явлений художественной культуры конца XIX века.

Художественная культура начала XX века не сводится только к модернизму. В ней определенное место занимают и искусство, продолжающее традиции предшествующей культуры, и художественные явления среднего типа, как бы наводящие мосты между традиционной художественной культурой и авангардом. Однако именно модернизм открыл путь к переходу художественной культуры в новое качество, называемое современными культурологами пост-культурой. Этим модернизм выполнил свою функцию в новоевропейской культуре и в основном завершил свое существование в качестве некоего глобального феномена в культуре первой половины XX века. Об этом косвенно свидетельствовало и возникновение в середине XX века ситуации постмодернизма - своеобразной ре-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...