Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности




Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

принцип случайной организации композиций их произведений, прием «художественного автоматизма» в акте творчества, использование всевозможных предметов внехудожественной сферы, такие художественные акты, как «аэрография», «рейограммы».

Дадаизм представлен в киноживописи (братья Джинанни-Коррадини, более известные под псевдонимами Арнальдо Джинна и Бруно Корра). В 1912 году ими были созданы четыре коротких фильма: «Цветовой аккорд», «Этюды эффектов с четырьмя цветами», «Песня весны» и «Цветы», в которых кадры рисовались на пленке желатиновым слоем. По существу, это визуальная музыка, получившая название эйвайронмента. Темами фильмов дадаистов становятся сновидения с играющими абстракциями.

Наиболее яркие его представители Т. Тцара (литература), Х. Балл (музыка и литература), М. Дюшан и др.

Эстетика дадаизма нацелена на низменность человеческого переживания мира. Это чувственность, тяготеющая к массовости переживания. К такому восприятию способен только человек, находящийся в толпе. Поэтому дадаизм тесно связан с такими понятиями, как «китч», «халтура», «неудачная подделка».

Сюрреализм

Сюрреализм - направление, возникшее на базе иррационалистско-антропологической эстетики во Франции благодаря деятельности писателей и художников под руководством поэта А. Бретона. Сюрреалисты хотели стереть в искусстве границы между материей и духом, прошлым и будущим, высоким и низким. Такое возможно только в случае отключения сознания и выхода на бессознательные импульсы. В этом сюрреалисты развивают идеи Фрейда. В их творчестве реальным становится воображаемое. Главным средством выражения сюрреалисты считают метод «автоматического письма». Способы достижения желаемого результата разнообразны: алкогольное или наркотическое опьянение, транс, сон наяву, игры в случайность, автоматические действия.

Творческие методы сюрреалистов-художников также разнообразны:

• коллективное продолжение рисунка вслепую,

• декалькомания (складывание листа пополам, предварительно нанеся на одну из его сторон краску в виде пятна или размазывание его стеклом);

• литохромия (вмятины, получающиеся от заворачивания в бумагу различных предметов);

• случайный коллаж;

• рейограмма (комбинации из силуэтов реальных предметов, полученных на светочувствительной бумаге);

5. ЕВРОПА НОВОГО ВРЕМЕНИ

• фротаж (натирание грифелем бумаги, под которую положен рельефный предмет);

• гратаж (процарапывание цветного слоя острыми предметами);

• дрипинг (раскачивание над холстом подвешенной банки с краской), протягивание окрашенной нити через сложенный вдвое лист бумаги. Иногда сюрреалистически прорабатывался сам сюжет изображения.

Для тематики картин характерны лесные чащи, пещеры, устрашающие скалы, серебристый свет луны, фигуры и лики неземных фантастических существ. Художники этого направления стремятся к темам кошмаров и грез, отображая чуждый человеку мир. Сюрреализм создает и новые жанры - иллюзионистические ребусы, абстрактные гротески, движения мысли и т. д. Наиболее ярким представителем сюрреализма в живописи является Сальвадор Дали. Это направление представлено также в творчестве таких художников, как Бельмер, Браунер, Горки, Дельво, Кало, Мата и др.

В сюрреалистической поэзии (П. Элюар, А. Арто, Ф. Гарсиа Лорка) рождаются и новые литературные жанры: записи сновидений, автоматические тексты, пародирование пословиц, манифесты, коллективные листовки и антологии.

Особо любима сюрреалистами фотография. Ман Рей изобретает метод фотографии без объектива, делающий самые обычные вещи неузнаваемыми. Фотография часто становится частью живописного, скульптурного или текстового коллажа.

В кино сюрреализм проявился в творчестве Ж. Кокто, А. Мишо, Ж. Ренуара.

В СССР это направление представлено не было, хотя его черты можно проследить в творчестве А. Тарковского.

В театре сюрреализм стал предшественником театра абсурда («Театр Альфред-Жари» Р. Витрака и А. Арто, известный как театр жестокости).

Эстетика сюрреализма нацелена на поиск сверхреальных миров подсознания, к которым может стремиться дух человека в творческом порыве самоосознания. Сюрреалисты призывали к освобождению человеческого Я от оков сциентизма, морали и логики, традиций цивилизаций посредством погружения в мир искусства.

Функционализм

Функционализм - художественное течение начала XX века, охватившее собой в основном архитектуру, но проявившееся и в эстетике предметного мира человека. В дальнейшем на его основе будет развиваться такая область технической эстетики, как дизайн. Основателем функционализма в архитектуре считают Вальтера Гропиуса, одного из основателей Баухауза, разрабатывавшего рационалистические принципы дизайна.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...