Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для русской эстетической мысли XIX века в целом характерны сосредоточенность на человеке, его внутреннем мире, рассмотрение человека не в его эгоцентрической отдаленности, не в противостоянии миру и другим людям, а в сопричастности и соприродности, оправд




Для русской эстетической мысли XIX века в целом характерны сосредоточенность на человеке, его внутреннем мире, рассмотрение человека не в его эгоцентрической отдаленности, не в противостоянии миру и другим людям, а в сопричастности и соприродности, оправдание приоритета литературы в искусстве, изучение проблем искусства в тесной связи с проблемами общества. Идеи XIX века будут осмыслены философами XX века - Г. Флоровским и Н. Бердяевым.

Георгий Флоровский (1893 -1979), усматривая практически во всех религиозных исканиях серебряного века «эстетический соблазн», негативно относился и к идее «свободной теургии». Искусство будущего должно вступить в новую свободную связь с религией. То есть художник станет истинным орудием Бога-Слова в реальном преображении мира, фактически выйдет за пределы собственно искусства в смысле новоевропейского «изящного искусства», искусства как специфически эстетической формы деятельности.

5. ЕВРОПА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Через несколько лет после апогея символизма появилась фундаментальная работа крупнейшего русского философа Николая Бердяева (1897 - 1948) «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916 г. ), в которой дана уже философско-культурологическая оценка символизма. Автор убежден, что в символизме творчество перерастает рамки искусства и культуры, рвется не к ценностям культуры, а к новому бытию. За символизмом следует «мистический реализм», за искусством - теургия. Бердяев делит художественное творчество на два типа - реалистическое и символическое. Если в реализме художник приспосабливается к миру, то в символичном искусстве творчество проявляется с наибольшей силой. Символизм, по его мнению, помогает художнику через «творческий акт» взаимодействовать с «сокровенной, последней реальностью». Поэтому в символическом творчестве художник выходит за рамки художественного и становится теургом.

Вопросы и творческие задания

1. Что характерно для двух культурных периодов России XIX века?

2. Охарактеризуйте мироощущения каждого периода.

3. Какие виды искусства характерны для русской художественной культуры этого времени?

4. Подготовьте сообщения о наиболее ярких представителях литературного, живописного и музыкального искусства этого периода.

5. Как идеи передвижничества и представителей «могучей кучки» связаны с особенностями понимания искусства и его роли в обществе?

6. Что вы знаете об организации «Мир искусства»?

7. Чем отличался символизм в России от символизма Западной Европы?

8. Какие направления эстетической мысли развиваются в России этого периода?

9. Как связаны идеи эстетического и этического начал в творчестве русских писателей?

10. Кто одним из первых в России употребил термин «эстетика»?

11. Как трактуют понятие гармонии революционеры-демократы?

12. Как идеи о всеединстве воплощались в искусстве?

13. В чем заключалась новизна трактовки художественного творчества в теориях религиозных философов?

14. В чем видит смысл творчества Н. Бердяев?

Темы для рефератов

1. Идеи символизма в эстетике русских религиозных философов.

2. Прекрасное в философии В. Соловьева.

Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3. Эстетические основания Золотого века русской культуры.

4. Историческое значение Серебряного века для мировой культуры.

5. Идеи теургии в русской эстетике.

6. Теория всеединства в эстетических трактатах русских философов.

7. Эстетические идеи Н. Бердяева.

8. Эстетические идеи Л. Толстого.

9. Женская красота в произведениях А. Пушкина.

10. «Гений чистой красоты... » в русском романсе.

11. Народ в оперном искусстве России и идеи народничества в эстетике.

12. Романтический герой М. Ю. Лермонтова.

13. Комичное в творчестве Н. Гоголя.

14. Сказка как основание опер Римского-Корсакова.

15. Эстетика сказки в творчестве А. Пушкина.

16. Синтез искусств в эстетических теориях XIX века в России.

17. Красота и нравственность в русской литературе XIX века.

18. Теория красоты Ф. Достоевского.

19. Духовная красота человека в творчестве русских писателей XIX века.

20. Красота как преобразующая жизнь сила в учении русских революционеров-демократов XIX века.

21. Филологическая эстетика в трудах А. Потебни.

22. Искусство и религия в учении Г. Флоровского.

Советуем прочитать

1. Манн Ю. В. Русская философская эстетика (1820 - 1830-е годы). - М., 1969.

2. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. Т. 1, 2. - М., 1974.

3. Соболев П. В. Очерки русской эстетики первой половины XIX века. Ч. 1. - Л, 1972. Ч. 2. - Л., 1975.

4. Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. - М., 1991.

5. Толстой Л. Н. Что такое искусство? - М., 1985.

6. Бойко М. И. Самосознание искусства - самосознание человека: Очерки русской эстетической мысли второй половины XIX века. - М., 1997.

7. Бердяев Н. Кризис искусства. - М., 1980.

8. Чернышевский Н. Г. Избранные эстетические произведения. - М., 1978.

9. Флоренский П. Иконостас. Храмовое действо как синтез искусств. Обратная перспектива. (Любое издание).

10. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX - начала XX века. -М., 1975.

6. Первая половина XX века

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...