Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Европа нового времени. Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности




5. ЕВРОПА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Серебряный век в России наполнен поисками обновления как содержания искусства, так и его формообразования. Эти процессы наиболее ярко проявят себя в стремлении к синтезу искусств. Воплощением желаемого признается театр. Театрализация вносит в искусство струю жизненных проблем, наполняя его новыми темами. Приходит интерес к старине, Востоку, человеческим фантазиям и сказкам. Наиболее ярко эти явления представлены в модерне.

Творчество Л. Толстого знаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа XIX века и литературой XX века. Новизна и мощь толстовского реализма связаны с нравственными поисками. Это яркий пример перехода категорий возвышенно-личностного в степень трагедии народного масштаба.

Ф. Достоевский в отличие от Толстого не дает анализа эпических масштабов, а помогает читателю самому увидеть, что же происходит в действительности. Достоевский приходит к мысли, которая становится символом эпохи: мир можно спасти только красотой. Но красотой высшего уровня -духовно-нравственного.

Новые черты русской музыки серебряного века нашли наибольшее выражение в творчестве С. Рахманинова и А. Скрябина. В их музыке находили выражение романтический пафос, зовущий к борьбе, стремление подняться над «обыденностью жизни». Однако нельзя не сказать и о таких музыкантах, как А. Аренский, А. Глазунов, А. Лядов, С. Прокофьев, И. Стравинский, С. Танеев. Музыка серебряного века глубоко лирична, психологична и возвышенна. Возможно поэтому наравне с инструментальной музыкой особенно активно развивается музыка вокальная, с которой связаны такие имена, как Ф. Шаляпин, А. Нежданова, Л. Собинов, И. Ершов и др.

Конец XIX - начало XX века в области изобразительного искусства связан с такими явлениями, как «Мир искусства» и символизм. «Мир искусства» - это организация, возникшая в 1898 г. и объединившая художественную элиту России тех времен. В этом объединении участвовали почти все известные художники - А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, М. Ларионов и др.

Огромное значение для формирования «Мира искусств» имела личность С. Дягилева, организатора «Русских сезонов». С «Русскими сезонами» связан расцвет творчества одного из крупнейших новаторов русского балета начала XX века М. Фокина, который утверждал драматургию как идейную основу балетного спектакля и стремился к созданию психологически содержательного и правдивого образа.

Рядом с «мирискусниками» виднейшим направлением поэзии рубежа века был символизм. Русские символисты - А. Блок, А. Белый, В. Ива-

Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

нов, Ф. Сологуб, И. Анненский, К. Бальмонт и др. красоту рассматривали как ключ к тайнам природы, идее добра и всего мироздания, дающий возможность проникновения в область запредельного, как знак инобытия, поддающийся расшифровке в искусстве. Отсюда представление о художнике как о демиурге, творце и повелителе. Поэзии отводилась роль религии, приобщение к которой позволяет увидеть «незримыми очами» иррациональный мир, метафизически выступающий как «очевидная красота».

Эстетические идеи

К началу XIX века русские мыслители уже познакомились с новоевропейским термином «эстетика». Николай Карамзин (1766 - 1826) в «Письмах русского путешественника» пишет об эстетике как «науке вкуса» и «чувственного познания». Карамзин считает, что новая наука призвана заниматься исключительно прикладными задачами «исправления вкуса». Он разграничивает такие понятия, как «красота» и «изящное», считая, что первое характеризует окружающий человека мир, а второе - самого человека и результаты его деятельности. Изящное соответственно выступает красотой более высокого порядка. Поэтому и акцент в определении задач эстетики для Карамзина лежит в области изящного, а не красоты.

Русская эстетика XIX - начала XX века представлена множеством направлений: славянофильство (А. Хомяков, братья Киреевские, К. Аксаков), почвенничество (А. Григорьев, Н. Страхов), народничество (Н. Михайловский, П. Лавров), эстетика революционных демократов (В. Белинский, А. Герцен, Н. Огарев, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов), филологическая эстетика (А. Веселовский, А. Потебня), религиозная эстетика В. Соловьева, эстетика К. Леонтьева, эстетические взгляды русских писателей (Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин, Л. Толстой, А. Чехов), символисты (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок), эстетика «формального метода», эстетика театра и кино, социологическая эстетика, марксизм, эстетический опыт русского религиозного ренессанса (Н. Федоров, П. Флоренский, Л. Шестов, В. Розанов, И. Ильин, С. Булгаков, Д. Мережковский, Е. Трубецкой, С. Франк).

Славянофилы критиковали индивидуализм западного искусства и призывали к возвращению к религиозным истокам и духовности. Им принадлежит начало разработки такого понимания искусства, как единое и целостное понятие, включающее в себя чувственность восприятия человека. Посредством созерцания искусства происходит облагораживание человека, расширение его нравственного потенциала. Славянофилы активно подчеркивали роль религии для возникновения и развития искусства.

Идеи почвенничества были связаны с проблемой разногласия славянофилов и западников, спорящих по вопросу пути, по которому должна развиваться Россия. Искусство способно смягчать «прививаемое» новше-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...