Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Вторая половина XX века. 7. 1. Мироощущение и культурная ситуация второй половины XX века. Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности




7. Вторая половина XX века

7. 1. Мироощущение и культурная ситуация второй половины XX века

Культурная ситуация в мире конца XX - начала XXI века имеет множество специфических характеристик. Наиболее часто в научной литературе называются такие черты этого времени, как изменчивость, неопределенность, нестабильность, многовариантность, ризомность, нелинейность. Многие ученые сегодня пишут о переходе от использования подходов фундаментализма в познании мира к признанию культурной многомерности и полифундаментализма, где главными принципами культурного развития становятся дополнительность, комплексность, интегративность, интерактивность.

Культурную ситуацию конца XX - начала XXI века называют посткультурой, киберкультурой, цивилизацией информационного общества, культурой постмодернизма и пост-постмодернизма.

В науке появляется новое осмысление ментальности как особой ментальности человека XX века, понимаемой как особый бессознательный фон социокультурного бытия личности, некий «гено-текст» (Ю. Кристева), лежащий в основе системы «фено-текстов» личной активности.

Мироощущение человека второй половины XX века существенно отличается от предыдущих эпох. Одним из таких отличий становится глобальная опосредованность отношения человека к миру культурой. Новейший универсум представляется современному человеку комплексом искусственного мира, совокупностью артефактов, являющих собой особую жизненную среду, названную техногенной. Техногенная среда для человека стала не только источником спасения, но и предметом тревоги и неудовлетворенности. Этому способствовало обнаружение угрозы реальной экологической катастрофы. Человек начинает чувствовать себя «заживо погребенным под толщей культурных достижений» и задыхающимся в «объятьях культуры» (В. Кутырев).

Еще одним отличием нового мироощущения человека техногенного общества является осознание необратимой изменчивости мира. Время несет человека помимо его воли вперед к неизвестному новому. Стремле-

Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ние проявить себя становится практически тождественно неистребимому движению к новационному. Бытие осознается как длительность, творчество и свобода (А. Бергсон). Счастьем начинает считаться способность жить «в ногу со временем».

Современный человек все чаще начинает подвергать сомнению свою способность самостоятельно творить судьбу человечества или хотя бы влиять на ход собственной истории. А может, он только «глина» (П. Сорокин) в руках внешних сил?

Мы все постепенно начинаем понимать, что наши нравственно-духовные основы и поведение в биосфере уже не соответствуют тем условиям жизни, в которые погружается человеческое сообщество. Деятельность человека, основанная на выработанных цивилизацией парадигмах, ведет вероятнее всего к деградации биосферы и не способна сохранить человечество, обеспечив его выживание. Сегодня возникает потребность в ограничении человеческого Разума, действующего уже на планетарном уровне, в связи с начавшейся активизацией его вторжения в логику развития природы и Вселенной. Только обращение к духовным истокам человека способно изменить эту ситуацию.

Появление нового посредника (техники и технологии, а не культуры) меняет понимание человека его значимости для Мира вообще. Как следствие этого целью научных исследований все чаще становится постановка предметных проблем взаимодействия человека и Вселенной как эволюционного развития человечества. Выдвижение глобальных проблем экологии предполагает необходимость изучения космической роли человека и ставит их на уровень философского осмысления. Развитие техногенной цивилизации помогает видеть в человеке новые проявления, которые заключаются не в его величии и способности активно влиять на мир, а в духовной сопричастности к мировым процессам.

При этом человека сегодня все чаще рассматривают не как субъекта по отношению к миру, а как неотъемлемую его часть. Это приводит к смене акцентов в выделении и изучении проблем человеческого существования: человек стремится осознать свое место уже не просто во внешнем, естественно заданном для него мире, а в мире, созданном искусственно, мире, названном сегодня культурой.

Появление новых компьютерных технологий создало не только новые формы коммуникации, но и породило особую форму реальности, названную виртуальной. Сеть Интернета, создающую виртуальность, назвали даже новым континентом Земли. В Сетевой Реальности на место явлений пришли Связи между явлениями. Такой подход требует значительных изменений в философском осмыслении мира. Уже отдельные представители «новой философии», основанной на постулатах и принципах неклассической науки (среди них были такие мыслители, как Н. Бор, К. Поппер,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...