Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности




Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рок вводит в музыкальную традицию такие понятия, как «имидж», «шлягер», «хит», «популярность». Он начинается с песен «хиллбилли» (дословно парень с гор), развивается в стилях «кантри», «вестерн», «блю-грасс». Динамика развития рока в дальнейшем идет по аналогии с джазом - как в направлении популяризации, «облегченности», так и в направлении элитарности или «серьезности». Возникает ортодоксальный хард-рок, арт-рок (или «прогрессивный рок», стремящийся приспособить свои достижения к симфоническим формам), панк-рок (проповедующий рок как образ жизни).

Современные формы рока способствуют возникновению принципиально новых видов музыки. Молодежная субкультура, создавшая рок-музыку в середине XX века, в конце века имеет свой набор музыкального авангарда, наиболее ярко представленный в таком музыкальном направлении, как рэп или музыка «хип-хоп» культуры. Хип-хоп культура возникла в беднейших районах Нью-Йорка и включает сегодня такие художественные направления, как брейкданс (танец с элементами акробатики) и граффити (изображение, сочетающее каллиграфию, печать и живописность). Рэп - вариант речевого пропевания, где тайным оказываются ритмические структуры речи. Исполнение рэпа тяготеет к новым речевым жанрам, где музыкальное сопровождение тяготеет к функции аккомпанемента.

В музыке нового направления, названного «третий пласт», проявились взаимодействие культур Востока и Запада, объединение элитарной и массовой культуры, результат синтеза искусства и достижений техники. Поэтому все чаще исследователи этого явления говорят не просто о джазовой или рок-музыке, а о джазовой культуре и рок-культуре XX века.

Музыкальное искусство XX века наполняется зрелищностью, проявившейся в развитии эстрадных жанров. Легкая современная эстрада во многом ведет свою историю от взаимопроникновения в европейскую традицию музыки негритянского происхождения.

Сегодня можно наблюдать небывалое «омоложение» авангардных проявлений в искусстве. Если авангард первой половины века связан с деятельностью художников и музыкантов до 30-ти лет, то современный авангард XXI века создается поколением подростков. Возможно, что скоро искусство будет наполняться идеями еще более молодого поколения - детьми будущего.

При хаосе, господствующем в умах, от искусства ожидают указаний относительно порядка, который заменит собой общую сумятицу. Поэт, музыкант должен возвестить, угадать или, по крайней мере, предчувствовать, в какой форме выразится дальнейший процесс.

М Нордау

5. ЕВРОПА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Исходный пункт фовизма - решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым желтым - первичным элементам, которые будоражат наши чувства до самых глубин.

Анри Матисс

Мы не меряем наши произведения на аршин красоты и на пуды нежностей и настроений. С отвесом в руках, с глазами, точными как линейка, с духом, напряженным как циркуль, мы строим так, как строит мир свои творения, как инженер - мосты, как математик -формулу.

 Братья Габо (конструктивисты)

Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность определенных ассоциативных форм, которыми до него пренебрегали, на вере в могущество грез, в бескорыстную игру мысли. Он стремится бесповоротно разрушить все иные психологические механизмы и занять их место при разрешении главных проблем жизни.

Анре Бретон

Слышать в блюзах только грубую, дикую и распутную песню, только музыку нищеты, упадка, отчаяния и порока - значит судить о них очень поверхностно. Трагедия здесь такая подлинная, неприкрашенная, беспощадная... Маленькая блюзовая песня олицетворяет духовный образ целой эпохи.

Р. Блеш

Вопросы и творческие задания

1. Что качественно отличает культурную ситуацию первой половины XX века?

2. Чем характеризуется мироощущение человека этого времени?

3. Какие естественнонаучные и философские предпосылки развития неклассической эстетики можно выделить?

4. Что в целом характерно для неклассической эстетики?

5. Как понимал роль искусства в жизни человека А. Бергсон?

6. В чем заключалась новация в подходах к искусству и творчества фрейдизма?

7. Как понимал талантливость человека А. Камю?

8. Что такое массовое и элитарное в искусстве в теории Х. Ортега-и-Гассета?

Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

9. В чем заключается суть взглядов на природу искусства Т. Адорно?

10. Подготовьте краткие сообщения о наиболее ярких представителях основных направлений авангардного искусства первой половины XX века.

11. Охарактеризуйте смену ситуации в художественной культуре середины XX века.

Темы для рефератов

1. Основные эстетические идеи музыкального авангарда.

2. Переоценка художественных ценностей эстетикой авангарда.

3. Эстетические взгляды В. Кандинского.

4. Эстетическая теория К. Малевича.

5. Авангардное искусство в белорусской культуре.

6. Эстетические основания и психоанализ в творчестве сюрреалистов.

7. Идеи дегуманизации искусства в эстетике первой половины XX века.

8. Авангард в архитектуре XX века.

9. Новации в хореографии XX века.

Советуем прочитать

1. Генис А. Вавилонская башня: Искусство настоящего времени // Иностранная литература. 1996. № 9.

2. Крючкова В. С. Символизм в изобразительном искусстве: Франция, Бельгия. -М., 1994.

3. Кукаркин А. В. Модернизм. - М., 1980.

4. Кулькова И. С. Философия и искусство модернизма. - М., 1984.

5. Наков Андрей. Беспредметный мир. Абстрактное и конкретное искусство. -М., 1997.

6. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. -М., 1991.

7. От конструктивизма до сюрреализма. -М., 1996.

8. Постсимволизм как явление культуры. - М., 1995.

9. Конен В. Д. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. -

М., 1994.

10. Веддле В. Умирание искусства. - СПб., 1996.

11. Западное искусство XX века: классическое наследие и современность. -М., 1992.

12. Сумерки богов. - М., 1990.

13. Малинин А. Ф. Эстетические концепции модернизма. - М., 1984.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...