Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Вторая половина XX века. Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности




7. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА

И. Пригожин, Г. Бейтсон, а в России - Б. Г. Кузнецов), осмелились основывать свои рассуждения на признании Мира как системы Связей между Фактами. В частности, это означало, что та же концепция «научных революций» или «смены парадигм» по Т. Куну есть не что иное, как изменение всей системы Связей между явлениями. Поэтому главным критерием динамики мира современными философами называется прежде всего многократное ускорение темпов роста самой системы Связей между отдельными явлениями мира.

Таким образом, главной особенностью киберкультуры становится опосредованностъ техникой восприятия мира человеком. Отношения человека с окружающим его сегодня миром - это новый тип отношений, определяющим звеном которых становится технология.

Вторая половина XX века характеризуется активизацией эмблемации социального существования. Создание новой символики сопровождается тенденцией проявления интереса к переосмыслению символики традиционной и вовлечения ее в новые культурные контексты. Эмблемация общественной идеологии осуществляется параллельно с закреплением Национальной концепции устойчивого развития многих государств мира (все чаще называемой «мягкой идеологией»), в том числе и в Республике Беларусь. Идея устойчивого развития, принятая на уровне Организации Объединенных Наций и декларированная Конгрессом в Рио-де-Жанейро в 1992 году, перекликается с идеями, выдвинутыми еще русской философской мыслью. Это идеи всеединства и соборности, возникающих на основе духовного единения всех людей Земли.

Мир культурных артефактов, развивающийся путем самоорганизации, порождает новое мироощущение, наполненное иными, чем в другие времена, видами страха: технофобия, футурошок, информационный бунт, культурный и экологический апокалипсис, нашествие киборгов и т. д. Этот новый надвигающийся и пугающий человечество страх перед будущим обусловлен заметным отставанием динамики духовного развития, приводящим к бездуховности современного человека. Человек уже не успевает не только осваивать новые достижения человечества, но и перестает быть активным творцом его ценностей и приоритетов, становясь откровенным потребителем предшествующих достижений.

Духовное отставание человека от все убыстряющихся темпов самоорганизующихся тенденций развития технологической стороны культуры способствует развитию негативного мироощущения, наполненного страхом, неверием в завтрашний день, снижением веры в человека и его способности к активным действиям. Все эти тенденции ярко начали проявляться в культурной ситуации середины XX века, названной современными культурологами постмодернизмом. Постмодернизм породил новое понимание культуры: культура - не единое мировое культурное простран-

Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ство, а многообразие локальных проявлений отдельных культур. Отсюда все возрастающий интерес во всем мире к культурному своеобразию, этническим истокам и духовному наследию.

Современная культурная ситуация начала XXI века отличается поворотом к возрождению исторического наследия практически во всем мире. Однако оказывается, что многое из исторического наследия уже утеряно для человечества.

Духовная культура в таких условиях переживает кризисное состояние, которое проявляется в необходимости выработки новых жизненных ценностей и приоритетов, которые могут быть обозначены как «экология культуры», что подразумевает в первую очередь очищение духовной сущности каждого человека. Трансформация духовности, ее кризис проявляется в основном в двух направлениях:

• во-первых, это активизация человеческой мысли в сфере воссоздания целостности картины мира и стремление к преодолению фрагментарности и иррациональности в общественном мышлении (достаточно вспомнить философские теории холизма или универсализма),

• во-вторых, преодоление мозаичности и неконкретности социальной идеи современного общества, что проявляется в активизации разного рода религиозно-оккультных представлений.

К концу XX века развитие наметившихся процессов значительно усиливается, что способствует децентрализации культуры и все большей разобщенности ее этического, эстетического, социально-политического, ценностного и других начал. Данные тенденции приводят к разрыву родового и индивидуального, социального и личностного в каждом отдельном человеке и далее - к утрате человеком культурных смыслов своего бытия.

Особенностью понимания роли человека в его существовании сегодня должен стать акцент не на индивидуальном начале конкретного индивида, а на важности осмысления человека как носителя культурного опыта предшествующего человеческого рода. Современному человеку мало быть самим собой. Ему просто необходимо ощущать в себе национальное наследие, духовный образ предшествующих поколений своего рода. Нам всем надо понять, кто мы и откуда пришли на нашу землю наши предки, увидеть в самих себе традиции нашей культуры. Это и должно стать основанием духовного возрождения в новой культурной ситуации начала XXI века.

Духовное возрождение для белорусского народа - это прежде всего процесс определения стиля, специфики своей национальной культуры. Стиль культуры проявляет себя в наличии особого своеобразия, обусловленного способностью быть неуловимым в отдельном, но всегда присутствовать в общем. Он не есть проявленность, а скорее - закон этой проявленности. Стиль культуры - это необъяснимое обаяние культуры, ее при-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...