7. Вторая половина XX века. 7. 2. Неоавангард. Нулевое и саморазрушающееся искусство. Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности
7. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА тягательность, запоминаемость и несводимость к другим культурам. Как любой человек является носителем антропных признаков, присущих всем людям, так и всякая культура является носителем признаков культуры вообще. Но когда речь заходит о конкретном, то вспоминается только особенное. Это особенное и связано с выделением стиля культуры. Поэтому проблема духовного возрождения для белорусского народа созвучна поискам стиля своей культуры. Стилевое единство культуры - это проявление глубинных ориентаций национального самосознания, становления национальной ментальности. В основе белоруской идеи должна быть сохранена как идея культурного объединения всего славянства, так и проявляться специфика белорусской нации. Белорусы - это народ, сопричастный к идеям согласия в существовании людей, основанного на принципах взаимного уважения и равенства, обеспеченного духовным единением. Своеобразие нашей белорусской идеи в ее особой духовной направленности, отличающейся миролюбием, терпимостью и созидательностью. 7. 2. Неоавангард Новая волна авангарда, в корне отличающаяся от первой, начала заявлять о себе уже в 1950-е годы. Это движение получило название неоавангарда или неоарта. Неоарт 50 - 60-х в отличие от авангарда первой трети XX века не отличался стремлением к открытому и непреклонному протесту и вообще был далек от социально-политических идей, направленных на преобразование мира средствами искусства. Художественные течения 60 - 70-х годов трудно поддаются классификации, так как отличаются ярко выраженным стремлением к синтезу, взаимодействию, объединению и заимствованию не только средств выразительности разных видов искусства, но и применяют нетрадиционные формы творчества, предполагающие нехарактерные для предшествующего искусства виды восприятия.
Нулевое и саморазрушающееся искусство Это направление связано с новыми идеями в области понимания сущности произведения искусства. Классическая традиция считает, что произведение искусства - это то, что создается автором в процессе художественной деятельности и является ее результатом. И. Клейн выдвинул идею о том, что не создание, и не произведение являются сущностным ядром искусства, а процесс разрушения этого произведения, который рассматри- Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ вается в данном случае как ядро художественной ценности. Эксперименты И. Клейна сводились к разрушению своих картин ветром и дождем. Саморазрушение в искусстве становится художественно значимым. Нулевое искусство представлено утверждениями его представителей о том, что в качестве художественного шедевра может выступать практически все, даже отсутствие этого шедевра. В качестве произведения искусства при таком подходе может выступать пустой выставочный зал или название несуществующей картины. Главное условие - это наличие автора и его идеи. Все, что исходит от автора, может считаться искусством. Многие работы И. Клейна представлены картинами, являющимися результатом получения отпечатков от намазанных красками тел натурщиц. П. Мандзони предлагал в качестве произведений разноцветные линии, проведенные по полоскам белой бумаги, отпечатки собственных пальцев, выдохнутый в баллон воздух и собственные экскременты. Его лозунг: все, что источает из себя художник - есть искусство. Появление серии работ П. Мандзони, представляющих собой белые холсты, ознаменовало начало нулевой стадии искусства. Клейн и Мандзони выбрали в качестве главного элемента восприятия не создание и его результат, а разрушение, пытаясь найти в этом своеобразную эстетику.
Структурализм Структурализм, сформировавшийся в 50 - 60-е годы в архитектуре, устремил свои искания к возможностям эстетизации формы в разных конструкциях. Эстетика структурализма направлена на гармонию внешнего облика с его функциональной структурой. Наиболее известные примеры структурализма в архитектуре - работы Л. Кана и П. Рудольфа. На базе структурализма возникает и идея изменчивости архитектурного ансамбля и отдельных зданий за счет заменяемости элементов, названное метаболитом (это направление особо развиваемым стало в Японии). Позднее, уже в 70-е годы, на базе структурализма образуется особый архитектурный стиль, названный стилем «большого бизнеса», характерный для зданий офисных проектов крупных корпораций. Для этих зданий характерны тектоничность, сдержанность, лаконичность формы, сочетающиеся в применении самых новейших материалов. Эстетизация образа в данном случае строится по принципу функциональной обусловленности его формой. Хай-тек Хай-тек - стиль крупных общественных зданий, связанный с продолжающимся технологическим обновлением возможностей строительства и техники вообще. Он символичен и означает возможность художест-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|