Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Вторая половина XX века. Концептуализм. Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности. Соц-арт. Вопросы и творческие задания




7. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА

скульптура». Перформенс, в отличие от хеппенинга, более организован и спланирован, а также лучше сконцентрирован в пространстве и во времени. Его проводят не на улице, а, как правило, в помещениях - выставочных залах. Это связано с тем, что перфоменсы призваны задавать особое настроение, смысловую нацеленность участников на определенную волну. Поэтому тематически перфоменсы часто зависимы от того, где именно, в связи с каким событием они проводятся. Часто не предполагается и вовлеченность зрителей в действие. Исполнителем является сам автор и его друзья. Часто в перформенсах автор нем. Его речь активно заменена жестами и мимикой. Поэтому близким по смыслу оказывается боди-арт, когда художник демонстрирует сам себя.

Концептуализм

Концептуализм (Р. Берри, Д. Хюблер, Л. Вейнер, Д. Грехэм, Э. Хессе, Б. Науман) стал теоретическим центром неоавангарда. Особое место занимает возникший в России в конце 60-80-х годов «московский концептуализм» (И. Кабаков, А. Монастырский, Р. и В. Герловины, И. Чуйков, В. Пивоваров). Появившись в советской культуре в условиях андеграунда, он отличался от западного концептуализма камерностью, кустарностью, доморощенностью, идеологичностью, нонконформизмом и авангардностью.

Концептуализм претендовал на роль нового феномена культуры, синтезирующего в себе гуманитарные науки, математику, философию и собственно искусство в его новом понимании (артдеятельность, артефакт). На первый план концептуалистами выдвигается концепт - формально-логическая идея вещи, явления, произведения искусства, его вербализуемая концепция, документально изложенный проект. Суть артдеятельности усматривается не в выражении или изображении идеи (как в традиционных искусствах), а в самой «идее», в ее конкретной презентации. Сам артефакт в виде картины, объекта, инсталляции, перформанса или любой иной акции объявляется приложением к документальному описанию. Важным в данном случае оказывается не переживание, а интерпретация смысла объекта. Раз нет реального, а присутствует только идеальное, то нет и эстетической оценки. Акцент концептуалистами в визуальных искусствах переносится с конкретно-чувственного восприятия на интеллектуальное осмысление.

Отрицая и в теории, и на практике традиционные законы эстетики, концептуализм фактически вовлекает в сферу эстетического (т. е. неутилитарного) массу внеэстетических и даже антиэстетических элементов и явлений.

Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Соц-арт

Соц-арт доводит до абсурда вербальную и живописную символику соцреализма. В основе творчества представителей этого направления -создание системы свободного копирования советских пропагандистских клише, наполненных сочетанием приподнятости и страха.

Представителями данного направления в живописи являются А. Косолапов, Л. Соков, Б. Орлов, М. Рошаль, Г. Донской. Их произведения наполнены диалогами официальной культуры и формами ее ниспровержения, издевательскими версиями советских мифов.

Поп-арт - это искусство, которое не знает, что оно искусство.

 Клаус Ольденбург

Вопросы и творческие задания

1. Охарактеризуйте особенности мироощущения человека во второй половине XX века.

2. Дайте общую характеристику неоавангарда.

3. Составьте сравнительную таблицу авангарда первой половины XX века и неоавангарда второй половины XX века.

4. Подготовьте сообщения по направлениям неоавангарда.

5. Проанализируйте роль неоавангардных течений в западноевропейской и российской художественной культуре.

Темы для рефератов

1. Основные направления развития современного боди-арта.

2. Новационные принципы джазовой музыки.

3. Художественные практики хип-хоп культуры.

4. Молодежные направления неоарта.

5. Архитектурные идеи современности.

6. Неоавангард и духовное возрождение.

7. Проблемы современности в художественном отражении.

Советуем прочитать

1. На грани тысячелетий: Судьба традиций в искусстве XX века. - М., 1994.

2. На грани тысячелетий: мир и человек в искусстве XX века. - М., 1994.

3. Мигунов А. С. Эстетика и искусство во второй половине XX века. - М., 1991.

Раздел 3. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА XX ВЕКА

1. Неклассическая эстетика и постмодернизм

1. 1. Естественнонаучные и философские основания неклассической эстетики

Возникновение идей неклассической эстетики связывают с концом XIX - началом XX века. Расцвет этих идей приходится на первую половину XX века, а в художественной деятельности эти идеи окончательно закрепляются к середине века. Рождение неклассических подходов было обусловлено рядом причин, среди которых можно выделить как открытия в естественнонаучной области, так и появление новых теорий в философии.

В конце XIX - начале XX века возникла острая потребность закрепления и развития новой эстетической школы. Эрнест Гроссе писал о том, что «... философия искусства гегельянцев и гербартианцев в действительности теперь имеет лишь исторический интерес» (Гроссе Э. Происхождение искусства. - М., 1899. С. 3). Уже существующая экспериментальная эстетика, пионером которой стал Густав Теодор Фехнер, пошла не путем «сверху вниз», от теории к практике, а путем обратным: от фактов к научным обобщениям. Эмпирический метод пришел в эстетику. Эстетика приняла данные психологии, физиологии, биологии, социологии, этнологии. Возникший интерес к искусству первобытности, малых народов и народов Востока послужил низвержению принципа европоцентризма. Возникает понимание культуры как носителя эстетических идей и осознание роли эстетических учений как проявления специфики культуры.

Значительно расширяется и проблемное поле эстетики: искусство и власть, опыт телесности и художественное творчество, бессознательное в творчестве, проблема понимания и интерпретации в искусстве и т. д.

На возникновение и развитие неклассических эстетических идей оказало влияние множество самых разнообразных направлений в естественной науке, оформившихся к началу XX века. Естествознание, вооруженное идеями позитивизма, начинает рассматривать природу не как «храм», а как «мастерскую». Действительность, окружающая человека, становится совокупностью чувственно воспринимаемых явлений. Ничего метафизического в окружающем человека мире нет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...