Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Вторая половина XX века. Поп-арт. Раздел 2. История эстетической мысли и художественной деятельности. Процессуальное искусство




7. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА

венно-эстетическими средствами символизировать расцвет техники вообще. В качестве излюбленных материалов хай-тека выступает стекло и металл. Новым является и то, что в качестве архитектурных элементов он использует вентиляционные шахты, трубопроводы, окрашивая их в разные цвета. Одним из основателей этого направления является Я. Чернихов. Современной разновидностью хай-тека стал «слик-тек» (стиль глянцевых поверхностей). Стеклянная архитектура заметно набирает сегодня число своих поклонников. Здания этого типа демонстрируют простую прямоугольную форму. Главным художественно-эстетическим элементом становится светящееся, светоотражающее стекло, дарящее особую пространственность окружающему человека миру. Здание становится как бы бестелесным, легким, прозрачным. Зеркальность и кривизна позволяют воспринимать не столько само здание, сколько его контекст.

Поп-арт

Поп-арт - направление неоавангарда, представленное целым рядом художественных явлений, начало которым положили американские художники Р. Раушенберг и Дж. Джонс. Сутью и смыслом их творчества становится не объект, переведенный новым осмыслением в иное состояние, а сами приемы этого перевода. Поп-арт становится знаковым искусством о знаках. Художник работает с уже изобретенными знаками (фотографиями, фабричными изделиями, комиксами), но интерпретирует их по-новому. Г. Розенберг определил поп-арт как «искусство трюка». Поп-арт- это искусство популярное, рассчитанное на массовость аудитории. Поэтому оно должно быть легко воспринимаемым и быстро забываемым, молодым и остроумным, трюковым и зрелищным, а главное - стать родом бизнеса. Поп-арт создает новую теорию, суть которой в расширении искусства до «искусства вне искусства». Сама жизнь объявлена искусством. Американский образ жизни как жизнь для наслаждения и развлечения становится примером поп-арта. Стержневым явлением в нем становится реклама как символ современной жизни и искусства удовлетворять потребности.

Эстетика поп-арта наполнена зрелищностью, чувственностью, стремлением к занижению значимости духовного, рационального начала в искусстве. Она стремится к массовости переживания. Это чувственность усредненности, помноженной на количество. Мерки классической эстетики в данном случае оказываются сложно применимыми, так как они рассчитаны на оценку переживаний одного человека, обладающего определенным художественным вкусом, наполненным стремлением к идеалу. Эстетика толпы - это безличностное

Раздел 2. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

переживание, в котором не только всем одинаково безразличен объект переживания, но и существует плюрализм мнений, а значит, и вариативность идеалов. Однако не следует забывать и о позитивных моментах эстетики поп-арта, связанных с тем, что это направление в искусстве способно дарить людям радость.

Процессуальное искусство

К процессуальным формам искусства относят разнообразные явления: кинетическое искусство, инвайромент (переживание среды, созданной на основе индустриального или ручного творчества), флюксус (показ свободной игры форм, где тело или предметы создают некую парадоксальную ситуацию), перформенс, акция (искусство действия), искусство жеста и компортеман (поведение), саморазрушающееся искусство, боди-арт. Но главное место среди них принадлежит хеппенингу и перформенсу.

Главная идея этого направления - искусство должно быть динамичным в своей проявленности. Статичность объявляется врагом искусства. Произведение искусства не должно быть связано с застывшей материальной формой, а постоянно видоизменяться. Главными действующими персонажами художественного процесса объявляются «участники» - те, кто предлагает, задает проект действия, и те, кто в нем участвует. Хепенинги устраиваются, как правило, под открытым небом и не имеют замкнутого пространства. Их время так же условно ограничено и зависит от импровизационности участников. В основе динамики действия хепенингов лежит скорее не сюжет, а последовательность человеческих состояний и переживаний. Таким образом, его сценарий строится по принципу смены настроений, а не по принципу последовательности событий.

Одним из зачинателей хеппенинга стал американский композитор Джон Кейдж. Чаще всего хеппенинги устраивались представителями пространственных искусств, но иногда им предавались и музыканты или деятели театра. Хепенинг можно рассматривать и как продолжение абстрактной живописи, существующей в действии, или как искусство объекта, разросшегося до предметной среды. Это коллаж, разросшийся в пространстве и наполненный звуком, запахом и действием. Сама жизнь рассматривается в данном направлении как художественная форма вероятности и случайности. Искусство становится социальным объектом, соучастием многих людей. Аудитория, зритель, исполнитель сами становятся, сливаясь в единое целое, материалом художественного творчества.

Если хеппенинг - это попытка «войти» в плоскостное изображение, то перфоменс - это скорее одушевление объемного изображения, «ожившая

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...