Сбор первичной социологической информации.
Это этап непосредственного наблюдения, на нем происходит сбор информации о проблемной ситуации и ее фиксация в документах наблюдения. Запись результатов наблюдения может быть выполнена в виде: 1) краткой записи, проведенной «по горячему следу», насколько позволили место и время; 2) карточек, служащих для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц, явлений, процессов; 3) протокола наблюдения; 4) дневника наблюдений; 5) технической записи (видео-, фото-, кино-, звукозапись). При фиксировании результатов наблюдения следует соблюдать обязательное требование — запись вести одновременно с самим наблюдением. Записанные результаты позволяют не только фиксировать изменения в наблюдаемой ситуации (объекте наблюдения), сравнивать результаты наблюдения с данными, которые могут быть получены с помощью других методов сбора эмпирических данных, но и осуществлять контроль за работой наблюдателя. При неконтролируемом и неструктурализованном наблюдении, как правило, результаты имеют вид развернутого описания событий, явлений, ситуаций, которые служат объектом наблюдения. Чтобы избежать смешения данных наблюдения с выводами исследователя, всегда необходимо указывать, что является только результатом наблюдения, а что — интерпретацией событий наблюдателем. Строгая форма записи не задается. Если планируется проведение контролирумого и структурализованного наблюдения, то исследователь должен заранее сконструировать документ наблюдения (карточку, таблицу, план), в котором будут фиксироваться наиболее значимые с точки зрения задач исследования элементы ситуации. Запись результатов наблюдения может вестись заранее обусловленными знаками, когда цели исследования требуют только фиксации наличия тех или иных элементов ситуаций, той или иной формы поведения (напр., не говорит — 0, говорит — 1). При исследовании проблем лидерства в малых группах может применяться и такой способ, при котором наблюдатель фиксирует образцы поведения через «социальную роль» индивида (напр., индивид действует так, как если бы он был учителем — 1; врачом — 2; родственником — 3; соседом — 4 и т. д.).
При контролируемом и структурализованном наблюдении исследователю необходимо предварительно формализовать объект наблюдения46. Контроль проведенного наблюдения можно осуществлять разными способами: 1) провести беседу с наблюдаемыми; 2) обратиться к документам, связанным с наблюдаемым событием; 3) проверить результаты собственного наблюдения наблюдением, проведенным другим квалифицированным наблюдателем; 4) послать необходимые документы проведенного исследования другому социологу с целью повторения наблюдения. В ходе полевых работ действия наблюдателя могут корректироваться руководителем группы. Круг единиц наблюдения может расширяться или сужаться,; а также может изменяться частота и продолжительность наблюдения. -I '■ : Обработка материала. Полученный материал обрабатывается в соответствии с разработанной програм- ,'мой исследования, в которой указывается, как будет Происходить обработка информации (вручную или на ;эвм). .';■■ Для обработки результатов структурализованного : наблюдения, зафиксированных в карточке наблюдателя, составляется шифровочный код. После этого цифровые обозначения данных переносятся на карточку машинного счета или на перфокарточку и обрабатываются с помощью ЭВМ или вручную47. На этом этапе происходит выбраковка, шифровка, кодировка, перфорация данных, перенос информации на носители машинной обработки, сама машинная обработка. Для обработки используются математико-статис-тические методы. Информацию можно полностью или частично обработать вручную. Результаты обработки приводятся к системе показателей и эмпирических индикаторов, имеющих место в программе, а могут разрабатываться и дорабатываться на этом этапе. После этого полученные данные сводятся в таблицу, изображаются графически: в графиках, схемах, матрицах и т. п.
Оформление результатов. После того как материал обработан, полученные документы, таблицы и результаты наблюдений тщательно изучаются. На основе этого делаются выводы о подтверждении или опровержении выдвинутых первоначально гипотез. Выявляются и формулируются разные социальные закономерности, тенденции, противоречия, новые проблемы. В конце исследования оформляются основные результаты. Формулировка обобщений и выводов начинается с упорядоченного изложения полученного материала. Упорядоченная информация анализируется и описывается в научных и аналитических записках, научных отчетах. Главным итоговым научным документом является научный отчет, в котором подробно описываются все основные моменты хода исследования и главные результаты. В отчете о проведенном наблюдении обязательно должны быть: а) тщательная документация о времени, месте и обстоятельствах произведенного наблюдения; б) информация о роли наблюдателя в коллективе, способе наблюдения; в) характеристика наблюдаемых лиц; г) подробное описание наблюдаемых фактов; д) собственные заметки и интерпретации наблюдателя. На базе полученных выводов разрабатываются практические рекомендации для обоснования и принятия определенных управленческих решений или для регулирования социальных отношений. На основе полученного анализа могут быть разработаны рекомендации, направленные на совершенствование жизнедеятельности наблюдавшихся групп. Кроме этого, результаты научно-исследовательской работы могут быть изложены и другим путем: в выступлениях на научных конференциях, на семинарах, путем публикации статей и монографий, докладной записки в соответствующее ведомство и т. д. 3.5. Достоинства и недостатки метода наблюдения
Методу наблюдения присущи как достоинства, так и недостатки. Этому уделено много внимания в книге ученых ГДР «Процесс социального исследования»48. Достоинства метода наблюдения: 1. Дает возможность уловить детали изучаемого явления, его многогранность. 2. Позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в отличие от других методов сбора первичной социологической информации, которые основываются на предварительных или ретроспективных суждениях респондентов. 3. Отсутствуют опосредующие звенья, осуществляется прямой контакт между исследователем и исследуемым объектом, что дает возможность получать более достоверную, объективную и оперативную информацию о действиях людей в определенных социальных 4. Помогает полнее и точнее понять смысл поведения или каких-либо действий наблюдаемых в тех или иных ситуациях, понять суть их реакции на происходящие события. 5. Исследователь в определенной степени не зависит от объекта исследования, т. е. он может собирать факты независимо не только от умения, но и желания наблюдаемых говорить. Недостатки метода наблюдения можно свести к двум группам: объективные (независимые от наблюдателя) и субъективные (связанные с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя и установками наблюдателя и наблюдаемых). Объективные недостатки метода: 1. Редко может быть использован при наблюдении больших совокупностей. 2. Локальность наблюдаемых явлений и процессов, ограниченный и принципиально частный характер изучаемой в каждый данный момент ситуации. В связи с этим меньшая возможность широкого обобщения полученных результатов исследования, чем в других исследованиях. 3. Сложность, а порой и невозможность повторения наблюдения. 4. Получение качественного, а не количественного характера выводов. 5. Часто возникают трудности при фиксации и описании исследуемых явлений, необходимость делать эту работу после проведения наблюдения.
6. Трудности, возникающие при проведении дифференциации и выделении признаков наблюдаемой ситуации 7. Ограничена возможность получения данных о целях и мотивах поведения. 8. Возможность проведения лишь в момент совершения события. Для изучения прошлого, например, выяснения природы социального энтузиазма в 1920-егоды, потребуется использовать другие методы: анализ документов, свидетельства очевидцев, кинохроники, 9. Ограниченность наблюдения временем совершения интересующего наблюдателя события.
10. Высокая трудоемкость. Часто для сбора первичной информации привлекается большое число людей с достаточно высокой квалификацией. 11. Массовое наблюдение с применением кино- и фотоаппаратуры, звуко- и видеозаписи является одним из самых дорогостоящих методов сбора первичной социологической информации. 12. Не все социальные факты поддаются непосредственному наблюдению, целый ряд областей оказывается почти или полностью недоступным изучению с помощью наблюдения (например, семейные и сексуальные отношения, поведение людей в критических ситуациях и т. п.). Субъективные недостатки метода: 1. Возможно невольное вмешательство исследователя в естественный ход событий. 2. Значительная вероятность ошибок в связи с возникновением «барьера субъективности» при интерпретации событий. Результатом наблюдения оказывается не просто констатация факта как такового, фактасамого по себе, а констатация той или иной интерпретации наблюдаемого факта исследователем. А так как интерпретация может быть ошибочной, то появляется 3. На качество получаемой информации может ощутимо повлиять различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть ценностных ориентации, стереотипов поведения, интересов и т. д. Например, часто в бригаде рабочих обращение друг к другу на «ты»
4. Личностные особенности наблюдателя определенным образом сказываются на его впечатлениях, а значити на качестве фиксируемых показателей. Как отмечал Гилфорд: «Совпадение между мнениями судящих колеблется от нуля до величины, несколько превышающей 0,9. Возможен эффект «снисходительности» наблюдателя по отношению к наблюдаемым, который находит свое выражение в тенденции оценивать ситуацию преувеличенно положительно. Это происходит в том случае, если наблюдатель считает, что отрицательный результат наблюдения может принести ему неприятности. В одних случаях причиной эффекта «снисходительности» могут выступать: забота исследователя о своем престиже, проявление симпатии к наблюдаемому или личные связи с ним, поверхностное выполнение исследования. В данном случае «благодушные» оценки скорее говорят о беспечности исследователя, чем о его снисходительности. Причина может заключаться и в том, что вполне правильная исходная установка — находить в людях хорошее — понимается исследователем чересчур обобщенно. Чтобы это устранить, некоторые ученые (Кранах, Френц) рекомендуют «сокращать число негативных пунктов» (в шкале оценок объекта, по которому выносится суждение)51. Порой возможна ошибка «контрастности». Она основывается на склонности наблюдателей, чаще всего неосознанной, при оценке других людей игнорировать или отрицать у них такие черты характера, которые свойственны им самим, что приводит к подчеркиванию только тех признаков, которые якобы противоположны их собственным. Гилфорд отмечал: «Если оценивающий воплощает в себе более или менее крайнюю степень какой-либо характерной черты, то он с легкостью склонен судить о других людях в направлении другой крайности этой же черты»52. Например, темпераментный будет считать, что другие люди, наоборот, излишне вялы, рассудительны и малоэкспрессивны. 5. Включенный наблюдатель может утратить объективность, занять позицию тех, в среде кого он действует. Неразрывная связь наблюдателя и объекта наблюдения накладывает определенный отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию. 6. Изменение характера оценки происходящего со стороны наблюдаемого. Так, например, иногда наблюдаемые, зная, что являются объектом изучения, искусственно меняют характер своих действий, чтобы подстроиться под то, что по их мнению, хотел бы видеть наблюдатель. 7. Восприятие социальных явлений исследователем и их интерпретация всегда эмоциональны и тем сильнее, чем теснее связь исследователя с наблюдаемым (наблюдаемыми). Наличие у наблюдателя определенного ожидания в отношении поведения наблюдаемого часто ведет к формулированию конкретной точки зрения на происходящее. Такое ожидание может Существует, так называемый, «гало-эффект» (ореол престижа). Он основан на общем впечатлении, которое наблюдаемый производит на наблюдателя, и ведет к поверхностным обобщениям в восприятии и классификации. Например: наблюдатель отмечает у наблюдаемого ряд положительных актов поведения, которые, по его мнению, особенно существенны. И это является основанием для того, чтобы в дальнейшем приписывать ему другие хорошие свойства, фактически их не наблюдая. Часто наблюдатель в силу разных причин может повторно оказаться под впечатлением одного и того же личностного признака наблюдаемого, и это способствует нередко еще большему снижению объективности его суждений. Как правило, при длительном знакомстве гало-эффект становится еще сильнее53. 8. При оценке тех или иных действий возможна «ошибка усреднения», которая состоит в боязни крайних суждений. Ее причина основывается на общеизвестном из опыта факте, что экстремальные признаки поведения встречаются значительно реже, чем свойства средней интенсивности. Поэтому некоторые исследователи стремятся избегать крайних оценок, приближают их к средним величинам. В итоге результаты наблюдений становятся однотипными, трудноотличимыми друг от друга. Чтобы избежать этого, рекомендуется при изучении уровня интенсивности поведения закладывать все оценки от крайне положительных до крайне отрицательных. Причиной также может быть и неуверенность наблюдателя, излишняя снисходительность, слабое знание объекта исследования. 9. Возможна «ошибка моделирования» (или иначе логическая, теоретическая ошибка). Это происходит, когда исследователь вместо наблюдения использует дедуктивный вывод, что определенные признаки личности должны быть сходными или взаимосвязанными 10. Влияние настроения наблюдателя во время проведения наблюдения. Настроение может отрицательно влиять как на характер восприятия событий, Основной способ устранения влияния негативных факторов на результаты наблюдения — тщательная подготовка наблюдателя, неоднократное наблюдение изучаемого социального объекта (как одним и тем же наблюдателем, так и разными исследователями) и сочетание его с другими способами сбора информации (например опросом, анализом документов, экспериментом) Подготовка наблюдателя Наблюдение, как один из методов социологического исследования, предъявляет особо высокие требования к личности исследователя, так как от его умений, способностей, квалификации, научной базы и чисто человеческих качеств во многом зависит успех наблюдения. Поэтому объективно возникает необходимость подготовки наблюдателей, которая включает в себя выработку особых знаний, умений и навыков. Авторы книги «Практикум по прикладной социологии» приводят следующий перечень знаний и умений, которым должен обладать наблюдатель. «Общая теоретическая подготовка — знание основ социологии, социальной психологии. Специальные знания объекта. Осведомленность о целях, содержании, характере деятельности наблюдаемого объекта. Знание его структуры, основных проблем. (Достигается знакомством по литературе, в беседе со специалистами отрасли, в ходе специального инструктажа.) Конкретное точное знание задач наблюдения (отрабатывается в ходе инструктажа упражнениями по самопроверке, тестами). Сосредоточенность внимания на выделенных параметрах объекта, оперативная память. Аналитичность мышления, способность выделять в объекте в процессе восприятия отдельные признаки. Умение распределять внимание на одновременно возникающие изменения ситуации. Способность реагировать на несколько сигналов. (Возможно реагирование на одновременное действие девяти параметров. Оптимальное реагирование на пять-семь параметров наблюдаемой ситуации.) Помехоустойчивость. Физическая выносливость. Эмоциональная устойчивость. Способность сохранять самообладание в условиях резкого изменения ситуации, не вмешиваться в ход действий наблюдаемой ситуации. Ролевая ориентация на темперамент, приближенный к типу «флегматика». Терпеливость и настойчивость в сохранении позиции наблюдателя. Пунктуальность. Точное следование поставленным задачам, своевременная регистрация данных, аккуратность заполнения методических документов. Самоконтроль. Критичность оценок своих действий, способность к коррекции, перестройке действий. Стереотипность поведения, способность быть незаметным в среде наблюдения. Общительность (для включенного наблюдения). Умение войти в контакт с посторонними лицами, поддерживать общение (но при этом не вызывать интереса к себе со стороны наблюдаемых). Тактичность и моральная ответственность. Наблюдатель не должен наносить вред тем, кого наблюдает. В соответствии с профессиональной этикой он должен пользоваться получаемыми сведениями лишь в научных целях и не разглашать их. Техническая грамотность при использовании технических средств наблюдения». Часто проведение наблюдения требует от исследователя обладания не только такими качествами, которые в той или иной мере присущи любому человеку — внимание, терпение, но и незаурядных личных качеств: общительность, простота в обращении, умение найти общий язык с наблюдаемыми, расположить к себе собеседника, вызвать его на откровенность, внушить доверие, скромность и ненавязчивость, самостоятельность, способность хорошо ориентироваться в обстановке, искренность в поведении, контроль своего поведения. Для формирования у наблюдателя необходимых умений и навыков целесообразно организовывать ряд практических занятий (наблюдений) в полевых или лабораторных условиях. Это позволит выработать полезные поведенческие стереотипы наблюдения, определенные навыки оформления документов, выявить возможные и типичные для наблюдателя ошибки, обучить обращению со звукозаписывающими и оптическими приборами и аппаратурой и др. Занятиями должен руководить опытный исследователь-социолог. Обучение, в зависимости от цели исследования, может включать в себя также демонстрации фильмов, присутствие на занятиях, участие в производственных совещаниях, заседаниях руководящих органов, слетах молодежи, спортивных тренировках. Подготовка наблюдателя требует времени, терпения и настойчивости. Хорошо организованное наблюдение расширяет знания исследователя о поведении человека. Основной задачей занятий является отбор людей годных для проведения наблюдения. Но не каждый человек может стать квалифицированным наблюдателем, существуют естественные «противопоказания», например, рассеянность и др. Независимо от квалификации наблюдателя должна быть разработана инструкция проведения исследования, в которой содержатся задания наблюдателю. В соответствии с инструкцией проводится пробное исследование в условиях действительной обстановки с последующим обсуждением выявленных трудностей и ошибок. Проведение пробного исследования позволяет заранее учесть наиболее характерные для конкретного наблюдателя неточности, ошибки, преувеличения. Качество проведенного пробного исследования говорит о степени готовности наблюдателя к самостоятельной работе и его умении работать с инструкцией. В некоторых случаях возможен вариант изменения инструкции в соответствии с пожеланиями кандидата. Примерная структура инструкции наблюдателю может выглядеть следующим образом. [.Объясняется, кто проводит исследования (наименование организации или учреждения). 2. Дается общая характеристика объекта наблюдения. 3. Указываются цели и задачи предстоящего наблюдения. 4. Объясняются основные принципы и требования, предъявляемые к методу наблюдения.
5. Определяется, каким будет распределение исследуемых лиц между наблюдателями. 6. Дается краткая характеристика используемого инструментария и технических средств (если они будут использоваться). 7. Устанавливается, как будут записываться впечатления — в присутствии наблюдаемых, или позднее. 8. Объясняются принятые шкалы измерений и способ фиксации информации при заполнении карточек, протоколов, дневника. 9. Разъясняется последовательность этапов и процедур наблюдения (порядок и правила выбора наблюдаемых ситуаций).
10. Даются рекомендации, как правильно интерпретировать полученные данные и составлять отчет. 11. Объясняется техника безопасности (если наблюдение проводится в опасных условиях). 12. Оговариваются сроки выполнения работ и сдачи документов. 13. Предусматриваются способы осуществления связи с организатором наблюдения. В качестве примера рассмотрим инструкцию, которая была выдана наблюдателям при проведении социологического исследования в г. Кемерово: «1. Вести наблюдение могут один или два человека в паре. 2. Необходимо заранее, до начала наблюдения внести в «Бланк» название остановки и время. 3. На остановке надо быть заранее, чтобы свыкнуться с обстановкой и выбрать удобную позицию. 4. Выбор позиции определяется двумя элементами: должны быть хорошо видны номера маршрутов и степень наполненности отходящих автобусов. 5. Во время наблюдения необходимо держаться как можно непринужденней и не бросаться в глаза водителям и пассажирам. 6. Иметь при себе несколько карандашей, ручек или фломастеров. 7. Процедура наблюдения должна быть начата строго в 00 минут соответствующего часа и закончена ровно через 60 минут. 8. В бланк наблюдатель заносит номера маршрутов всех проходящих автобусов. 9. Неостановившиеся автобусы помечаются временем прохождения и отметкой о том, что автобус переполнен»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|