Классификация видов наблюдения
В социологической литературе можно встретить различные классификации наблюдений. Приведенная ниже схема не претендует на универсальность, так как социологи выделяют и другие виды наблюдения (самонаблюдение15, естественное и проектируемое наблюдение16 и др.), но наиболее важные, по нашему мнению, основания классификации и разновидности наблюдений в ней представлены. Рассмотрим наиболее существенные виды наблюдений. По степени формализации процедуры — неструк-турализованное (неструктурированное, нестандар-тизированное, простое) и структурализованное (структурированное, стандартизированное) наблюдение. По характеру контактов с наблюдаемым объектом — непосредственное (прямое) и косвенное наблюдение. В зависимости от наличия элементов контроля — контролируемое и неконтролируемое наблюдение. В зависимости от того, знают ли наблюдаемые, что за ними наблюдают — открытое (явное) и скрытое (тайное, инкогнито) наблюдение. В зависимости от положения наблюдателя по отношению к объекту — включенное (участвующее, соучаствующее) и невключенное наблюдение. По условиям организации — полевое, лабораторное и лабораторно-полевое наблюдение. По регулярности проведения — систематическое и случайное (несистематическое) наблюдение. По частоте проведения — однократное и многократное (панельное) наблюдение. Теперь остановимся поподробнее на характеристике основных видов наблюдения. Нестрципурализованное о структурализованное наблюдение По степени формализации процедуры выделяют нест-руктурализованное (неструктурированное, нестандар-тизированное, простое) и структурализованное (структурированное, стандартизированное) наблюдение.
Неструктурализованное (неструктурированное, нестандартизированное, простое) наблюдение обычно не имеет детального плана действий. Исследователь заранее не определяет, какие именно элементы изучаемого процесса, явления, ситуации он будет наблюдать, отсутствуют четкие гипотезы. Определены лишь самые общие черты ситуации, примерный состав наблюдаемой группы. Исследователь берет объ-: ект в целом, а уже во время процесса наблюдения происходит уточнение границ объекта, его важнейших ^элементов и конкретизируется программа исследова-' ния. Цель исследования в данном случае будет заключаться в том, чтобы придумать гипотезы для более строгого описания наблюдаемого объекта. Такая техника наблюдения во многом заимствована из социальной антропологии, где она широко применяется. Уже упоминалось, что этот вид наблюдения ведется главным образом за объектом в целом, но, как известно — наблюдать все — невозможно: самый лучший наблюдатель, даже группа лучших наблюдателей никогда не дадут нам полный отчет о наблюдаемых событиях, даже если на первый взгляд они кажутся предельно простыми. Поэтому в данном случае возникает неизбежный вопрос: «Что наблюдать?». Сложно дать на этот вопрос однозначный ответ. В ходе наблюдения понимание исследователем наблюдаемой ситуации часто меняется, а это неизбежно приводит к изменению направление наблюдения, часто довольно радикальному. Однако такое изменение вполне допустимо, более того, считается что оно возникает как раз в результате оптимального применения неструктурализованного наблюдения17. Перечислим возможные ориентиры такого наблюдения, которые в общем виде приведены В.А. Ядовым: «1. Общая характеристика социальной ситуации, включая такие элементы, как сфера деятельности (производство, семейная жизнь, политика и т. д. в данном социальном контексте), правила и нормы, регулирующие состояние объекта в целом (формальные и общепринятые, но не закрепленные в инструкциях или распоряжениях), степень саморегуляции объекта наблюдения (в какой мере его состояние определяется внешними факторами и внутренними причинами).
2. Попытка определить типичность наблюдаемого 3. Субъекты или участники социальных событий. 4. Цель деятельности и социальные интересы субъектов и групп: общие и групповые цели и интересы; официальные и неформальные; одобряемые и неодобряемые в данной среде; согласованность или конфликт интересов и целей. 5. Структура деятельности со стороны: внешних побуждений (стимулы), внутренних осознанных намерений (мотивы), средств, привлекаемых для достижения целей (по содержанию средств и по моральной их оценке), по интенсивности деятельности (продуктивная, репродуктивная; напряженная, спокойная) и по ее практическим результатам (материальные и духовные продукты). 6. Регулярность и частота наблюдаемых событий: Необходимо отметить, что указанный перечень не исчерпывает всех возможных направлений наблюдения, тем не менее он может оказать существенную помощь наблюдателю при планировании его деятельности, особенно в начале исследования.
Общей задачей наблюдения, проводимого по такому ориентировочному плану, будет: структурирование объекта, выделение в нем разнородных свойств, элементов, функций действующих лиц или групп. Задачи наблюдения, по мере накопления данных и предварительному их анализу, будут уточняться, в результате чего какие-то стороны события совсем опустятся, а другие, наоборот, подвергнутся более тщательному и детальному наблюдению. Таким образом происходит постепенный процесс структурализации наблюдения, т. е. переход от неструктурализованного наблюдения к структурализованному. Результаты исследования фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти. При обработке полученных данных их систематизация может выполняться с помощью формализованных методов. Неструктурализованное наблюдения часто применяют в пилотажном социологическом исследовании, при разработке стандартных, формализованных процедур наблюдения или в начале исследования с целью уяснения проблемной ситуации. При его проведении может быть получено много избыточной информации. В основном вся надежда возлагается на интуицию наблюдателя, цель которого заключается в получении первичной информации об объекте. Структурализованное (структурированное, стандартизированное) наблюдение предполагает, что исследователь обладает достаточной информацией об объекте исследования и заранее определив, какие элементы (аспекты) изучаемой ситуации являются наиболее значимыми для исследования, сосредоточивает на них свое внимание. В данном случае до начала проведения исследования уже готов подробный план и инструкции для фиксации результатов наблюдения. Для такого типа наблюдения характерна высокая степень стандартизации. Результаты фиксируются в специально разработанных документах, бланках, карточках, протоколах наблюдения. На основе имеющейся информации создается система категорий, позволяющих фиксировать результаты наблюдения в таких терминах, в которых впоследствии предполагается вести анализ первичных данных. Благодаря этому достигается определенная близость данных, получаемых различными наблюдателями.
Сначала исследователь создает эти категории чисто умозрительно на основе логических умозаключений, на базе своего прошлого опыта, исходя из общетеоретических концепций, применительно к задачам исследования, а порой чисто интуитивно. В начале работы таких категорий может быть очень много, но по мере апробации их количество может сократиться из-за отказа от некоторых категорий наблюдения, признанных неработающими или недостоверными. На эффективность такого вида наблюдения будет оказывать большое влияние: качество плана и других документов, фиксирующих изучаемые свойства объекта; корректность классификации явлений, отражающих конкретную ситуацию; общая разработанность используемых категорий, понятий, терминов; верность системы показателей для замера интенсивности исследуемых свойств и явлений. Поэтому рекомендуется перед проведением струк-турализованного наблюдения проверить действенность избранных категорий наблюдения, для чего провести интервью с некоторыми из наблюдаемых и установить, совпадают ли их самооценки с теми оценками их действий, которые выводит наблюдатель. Часто структурализованное наблюдение применяется при изучении собраний. Но, несмотря на то, что в практике социологических исследований такой метод наблюдения используется очень интенсивно, в социологической литературе трудно найти примеры полного описания применения этого метода. Как образец в данной работе будет использоваться описание применения метода наблюдения, приведенное в качестве примера Э.П. Петровым в «Методы сбора информации в социологических исследованиях»19. Рассмотрим технику регистрации наблюдаемых событий, разработанную московскими социологами по теме «Собрание как канал выражения общественного мнения и реакция на него государственных и общественных институтов» в рамках исследовательского проекта «Общественное мнение» (руководитель исследования Б.А. Грушин). Для сбора первичной информации было проведено прямое, контролируемое, включенное, структурализованное наблюдение. Объектом исследования были собрания различных типов, уровней и тематик, которые проходили в период с декабря 1968 г. по март 1969 г. Собрания изучались в специально для этого отобранных по типичности предприятиях и учреждениях Орджо-никидзевского района г. Таганрога. Собрания были выделены как один из каналов выражения общественного мнения. Следует отметить, что при разработке этого документа исследователи не располагали образцами для подражания, так как их до этого просто не было ни в отечественной, ни в зарубежной литературе, и полностью исходили из коллективных представлений и знаний об объекте исследования, а также особенностей метода наблюдения. В процессе проводимого исследования решались такие задачи как определение состава выступающих и содержание выступлений, изучение реакций аудитории на сообщаемую информацию, анализ процесса принятия решения, выявление организационных и временных характеристик собрания.
Для регистрации данных была разработана картотека наблюдения, которая состояла из девяти различных карточек (по числу выделенных в связи с расчленением феномена собрания на значимые с точки зрения задач проводимого исследования и реально существующие на собрании ситуации, этапы) для фиксации результатов наблюдения: 1) общая характеристика собрания; 2) ситуации перед началом собрания; 3) организационный период; 4) карточка докладчика или выступающего; 5) карточка реакций аудитории на доклад, выступление; 6) описание общей ситуации во время дискуссии, прения; 7) ситуации при принятии решения собрания; 8) ситуация при обсуждении поправок и дополнений к проекту решения; 9) ситуация после окончания собрания. Карточка 1 одновременно информировала наблюдателя о предстоящем задании. В нем заранее указывалось: дата проведения собрания; предприятие (учреждение) или его подразделение, в котором должно было состояться собрание; повестка дня собрания, выделялся пункт, обсуждение которого необходимо было наблюдать; тип собрания; место проведения собрания; назначенное время начала собрания и время начала наблюдения. Теперь рассмотрим как происходило расчленение ситуации на элементы (категории наблюдения). Так поведение участников собрания во время доклада и его обсуждения рассматривалось в терминах проявления ими своего отношения (положительного, отрицательного и нейтрального) и интереса к сообщаемой информации, т. е. в терминах реакции аудитории на высказывание. Так как исследователь был обязан фиксировать только те элементы «открытого поведения», которые можно было однозначно интерпретировать, то были выделены следующие, значимые с точки зрения задач исследования, элементы поведения участников собрания, которые показывали отношение к сообщаемой информации: — положительная реакция (одобрительные реплики, — отрицательная реакция (неодобрительные репли — наличие интереса (требование дополнительной ин — отсутствие интереса (разговоры на посторонние Одновременно с этим в карточке фиксировалось, от кого исходила реакция и сила проявления разных элементов поведения, т. е. число людей, в поведении которых наблюдался выделенный элемент. Поэтому были дополнительно выделены следующие элементы объекта наблюдения: 1 — президиум собрания; 2 — один-два человека; 3 — несколько человек; 4 — меньшинство аудитории; 5 — примерно половина аудитории; 6 — большинство аудитории. В процессе наблюдения осуществлялась фиксация выделенных заранее элементов поведения участников собрания на каждое высказывание выступающего или докладчика (но не более чем для трех высказываний). В связи с этим карточка наблюдения для изучения данной ситуации выглядела следующим образом (приведена не полностью)20. Реакция участников собрания на выступление, доклад (обвести кружком нужную цифру в соответствующей клеточке)
Внимание наблюдателя в процессе наблюдения было направлено на акты «открытого поведения» участников собрания, поэтому в карточке наблюдения были выделены такие элементы «открытого поведения», которые могли помочь решению задач исследования и в то же время могли быть однозначно интерпретированы при анализе документов. Карточка наблюдения должна была обеспечить получение максимально объективных данных. Эта задача решалась двумя способами: во-первых, категории наблюдения (элементы ситуации) были выделены таким образом, что наблюдатель не имел возможности выносить оценочные суждения; во-вторых, почти на каждом бланке были выделены специальные рубрики, в которых наблюдатель описывал реальные акты поведения (жесты, слова, фразы и т. п.), на основании которых он фиксировал появление разных элементов наблюдаемой ситуации. Результаты наблюдения фиксировались на том бланке, который относился к наблюдаемой ситуации, путем обведения цифрового индекса, соответствующего наблюдаемому элементу ситуации. А если было специально отведенное место, то элемент ситуации подробно описывался. Цифровое обозначение облегчило как запись результатов наблюдения, так и обработку и их анализ21. Полный комплект карточек наблюдения на собрании, специально разработанный Петровым для проведения вышеописанного исследования, приведен в книге «Методы сбора информации в социологических исследованиях»22. Иногда, для удобства проведения исследования, несколько карточек объединяют в один документ. Например, документ для фиксации результатов наблюдения выступлений на собрании может выглядеть следующим образом. I Карточка выступающего (обвести кружком нужные цифры) Ф.И.О.__________________________________ Место работы____ Должность______________ Общественная работа 1. По чьей инициативе выступил: 1 — записался заранее 2 — сам попросил слово устно 3 — сам попросил слово письменно 4 — предложил президиум 5 — попросили из аудитории 6 — неясно, по чьей инициативе выступил 2. Реакция аудитории на появление выступающего: 7 — положительная 8 — отрицательная 9 — отсутствует 3._________________________ Время начала выступления: час. мин. 4. Основные положения выступления: 1.______________________________________ Тема (записать) 010 011 012 013 014 015 ~016 2.______________________________________ Локальность темы (записать) ■* 017 018 019 020~021 3. Направленность выступления: 22 — одобрительное 23 — нейтральное 24 — критическое 5. От чьего имени говорит: 25 — от себя лично 26 — от товарищей по работе 27 — от имени коллектива 28 —от имени руководящего органа общественной организации 029 — неопределенно 6. На чье мнение ссылается: 030 — товарищей по работе 31 — коллектива 32 — представителей администрации 33 — на решение предыдущих собраний 34 — на указание, решение вышестоящей организации 036 — не ссылается ни на чье имя 7. Время окончания выступления:____ час. мин. 8. Продолжительность выступления:_____ 037 038 039
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|