Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет 14. В.1. Искусство Нового времени 17-18 века: стиль классицизм




   В 17 веке одновременно сосуществовали два ведущих стиля: барокко и классицизм.

Классицизм –сложился сначала во Франции 17 века при короле-солнце Людовике XIV, а потом в 18 веке перерос в эстетическое направление всей европейской культуры. По содержанию, в отличие о барокко, это светское искусство.

  В целом эстетика классицизма (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) связана с философией рационализма, в ней разум ценился выше чувств. Рационалисты-классицисты занимались поисками универсальных законов и незыблемых правил искусства, основанных на изучении природы. Они продолжили традиции античности и итальянского Возрождения, которые были взяты за образец. В основе классицизма лежат идеи, выраженные французским философом-рационалистом 17 века, математиком Рене Декартом. В 18 веке их развивал Дени Дидро - французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751). Художественное произведение, с точки зрения классицизма, чтобы быть образцовым, должно строиться на основании строгих проверенных веками канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Задача искусства – следовать этим канонам.

  Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное. В каждом явлении поэтому художник должен был стремиться распознать только существенные, типологические постоянные черты, отбрасывая случайные индивидуальные временные признаки. Эстетика классицизма с ее стремлением создавать все образцовое и идеальное, претендующее на вечность, придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Оно становится нравоучительным, назидательным.

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (в литературе -ода, трагедия, эпопея; в изобразительном искусстве – религиозный, мифологический, исторический жанры, парадные портреты) и низкие (в литературе: комедия, сатира, басня, в изобразительном искусстве: пейзаж, натюрморт, бытовой жанр). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Классицизм опирался на античность как некий идеальный «золотой век», взяв его за эстетический образец.

  Классицизм Франции 17 века. Архитектура. Столица Франции - Париж превращалась из города-крепости в город-резиденцию постепенно. Облик Парижа теперь определяли не крепостные стены (Средневековья), в ансамбль улиц и площадей (Нового времени).  История архитектуры дворца Лувр. Еще в 11 веке на месте нынешнего дворца располагалась средневековая крепость в романском стиле, служившая надежным оборонительным сооружением. В начале XIV века вокруг Парижа была возведена новая крепостная стена и прежнее массивное сооружение потеряло оборонительную функцию. Поэтому в 1317 году король Кaрл V (Charles V) приказал преобразовать крепость в новый Луврский замок - palais du Louvre, который стал новой королевской резиденцией периода готики. Большая часть замка была снесена в 16 веке по приказу короля Франциска I, решившего построить новый королевский дворец по проекту архитектора Пьера Леско по канонам архитектуры эпохи Возрождения. Созданный им фасад Луврского дворца стал одним из наиболее зрелых образцов архитектуры Возрождения во всей Франции. В конце 16 века дворец был дополнен Большой галерей (Les grande galerie), соединившей королевскую резиденцию с замком Тюильри (château des Tuileries). Длина Большой галереи Лувра составляет 442 м, а само сооружение состоит из нескольких выступающих павильонов, увенчанных покатыми куполами.  

Расширение и переделка Луврского дворца продолжалось почти беспрерывно в течение следующих 300 лет – практически каждый новый правитель Франции стремился внести изменения в архитектуру существующей резиденции в соответствии с новой модой. Поэтому тысячелетняя история дворца Лувр для нас является иллюстрацией истории архитектурных стилей, сейчас это главный национальный художественный музей Франции.

В 17 веке тоже было решено перестроить восточный, обращенный к городу фасад королевского дворца Лувра в новом «большом стиле» Людовика XIV, ставшем основой классицизма, был объявлен конкурс проектов, в котором принял участие и знаменитый итальянский архитектор стиля барокко Лоренцо Бернини. Но победил проект именно француза Клода Перро в стиле классицизма, с прямыми линиями и строгим соблюдением пропорций. Восточный фасад Лувра (1).

1

Однако король-солнце быстро потерял интерес к Лувру - старой резиденции, доставшейся ему в наследство. Ему хотелось новую собственную, целиком и полностью в «большом стиле». Так появилась огромная загородная резиденция - Версаль (2).

2

Версаль - вершина архитектуры классицизма. Это не уединенный уголок, где монарх отдыхал от мирской суеты на лоне природы, а напротив - парадная резиденция французских королей недалеко от Парижа, наводненная людьми. Когда-то в прошлом в этом месте стоял небольшой королевский охотничий замок - местность болотистая и изобиловала птицей. Там и решено было развернуть строительство жемчужины классицизма. В процессе был изменен рельеф местности, осушены болота, выселены жители окрестных деревень.

Версальский дворцово-парковый ансамбль имеет четкую планировку и отличается особой масштабностью. В парке царит строгий порядок: деревья должны быть одинаково подстрижены, так же как и кустарники, форма крон - одинаковые геометрические фигуры. Аллеи пересекаются под прямым углом, цветники и бассейны так же образуют строгие геометрические фигуры.    Такой парк называется регулярным.

Идея регулярной планировки пришла из эллинизма, когда строились регулярные города приАлександре Македонском, и была использована при создании регулярных садов в Италии в эпоху Возрождения с живописными террасами, а затем с особой пышностью переосмыслена во французском классицизме. Мода на регулярные парки быстро распространилась из Франции в другие страны, поэтому такой тип парка получил еще одно название – французский. С 17 века выражение французский регулярный парк стало общеизвестным термином.

В создании Версаля участвовали признанные таланты: архитекторы Луи Лево, Жюль Мансар и декоратор садов и парков Андре Ленотр. По их замыслу, к Большому дворцу – главной части комплекса – сходились три главных дороги Франции: средняя вела к Парижу, а две боковых - к загородным дворцам и затем в отдаленные провинции. Так на уровне планировки была заложена идея о том, что Версаль – центр французского государства. Вот почему выбор пал именно на это место. Даже сам король захотел участвовать в этом строительстве. Он не только выдвигал общие требования касающиеся «большого стиля», но и собственноручно планировал расположение фонтанов в парке, принимал участие в выборе мрамора, определял сюжеты для росписей интерьера. Все постройки были оформлены в стиле классицизма: фасады зданий (корпусов дворца) делились на три яруса. Нижний отделан рустом, средний – самый высокий и значимый – заполнен арочными окнами, между которыми располагались колонны и пилястрывертикальные выступы стены, обычно имеющие базу и капитель, и тем самым условно изображающие колонну. Верхний ярус укорочен и завершен балюстрадой – периллами из фигурных столбиков, и скульптурными группами, создающими ощущение пышного убранств а. Фасад версальского дворца (1).

 

Огромное значение в общем ансамбле придавалось парку. Ленотр отказался от сложных фонтанов и каскадов в стиле барокко. Бассейны Версаля четкой геометрической формы и что важно - с зеркально гладкой поверхностью. Каждая аллея завершается водоемом. В конце        Королевской аллеи располагается фонтан Аполлона и канал. С образом Аполлона, древнегреческого бога света, покровителя искусств и предводителя муз, связаны многие композиции в Версале. С ним ассоциировал себя Людовик XIV.

Версальский парк ориентирован по классической оси «восток-запад», поэтому, когда восходит солнце и его лучи отражаются в глади воды, возникает удивительная игра света.

Планировка парка связана с архитектурой: аллеи являются продолжением залов дворца. Главная идея ансамбля – создать мир, где все взаимосвязано и подчинено общим законам света разума и гармонии.

Версаль был богато украшен скульптурой. Один из ее создателей – Франсуа Жирардон, пройдя обучение в Риме у Бернини, значительную часть жизни посвятил оформлению Версальского парка, в его произведениях соединились черты классицизма и барокко. В отличие от Бернини, который изображал накал страстей – драматизм столкновения героев, Жирардон создавал красивые композиции фигур, продуманные скульптурные ансамбли, которые эффектно смотрятся с любой точки зрения. Таковы его скульптурные группы «Аполлон и нимфы» (1), «Похищение Прозерпины» (2).

1 2

Композиционным ядром и центром дворцово-паркового ансамбля Версаля были Апартаменты Короля. Они представляли собой анфиладу комнат, окна которых выходили в Мраморный двор. Здесь находилась королевская спальня, кабинет Совета, два зала и лоджия – все на одной оси. Такой анфиладный принцип характерен для архитектуры 17 века – барокко и классицизма.

Помещения, расположенные анфиладой (смежные комнаты, при открытых дверях образующие коридор), удобны для публичных приемов, балов и многолюдных собраний, но не для обыденной жизни, ведь здесь большинство комнат смежные, проходные.

Но Людовика XIV это не стесняло, поскольку по его же замыслу центр дворца – это парадная спальня с роскошной кроватью, вокруг которой разыгрывалась утренняя церемония пробуждения короля-солнца, своеобразная «встреча рассвета». В церемонии участвовали самые высокородные аристократы. Они выстраивались в длинную цепочку, передавая друг другу предметы королевской одежды. Наибольшей чести удостаивался тот, кто завершал эту цепочку и одевал короля. Помимо участников церемонии пробуждения, в королевской спальне могли присутствовать и просто зрители: доступ в Версаль был открытым. Кровать имела прямоугольную форму и пышно декорировалась колоннами с балдахином из дорогой парчи и плюмажами из страусовых перьев. Театрализованность жизни пронизывала буквально всё.

Руководящая роль Королевской Академии архитектуры (с 1671 г). Примеры архитектуры и интерьеров периода абсолютизма - дворцы Парижа — Лувр, Тюильри, Пале-Рояль и Люксембург, а также загородные резиденции королей, дворцово-парковые ансамбли — Версаль, Большой и Малый Трианоны, Марли, Сен-Жермен, Сен-Клу, Мёдон, Булон, Шуази-ле-Руа, Рамбуйе и Фонтенбло. У каждого- своя интересная история.

Версаль как регулярный садово-парковый ансамбль послужил образцом для создания загородных резиденций королей и в других странах. Каждый монарх захотел иметь у себя что-то подобное. Не стали исключением и российские государи. Задумывая Петергоф, Петр I мечтал создать «свою Версалию».

Черты стиля классицизм в архитектуре: симметрия, античный ордер, античный декор фасада.

Новые дворцы отразили черты всех новых направлений в искусстве Франции 17-18 вв.: в архитектуре – классицизма, в интерьерах – в 17 веке барокко, а затем в 18 веке рококо.

Классицизм в живописи Франции 17 века.    Франция – страна абсолютизма, пошла в искусстве 17 века своим самобытным путем. Поэтому там был расцвет национальной культуры: литературы, драматургии, архитектуры, изобразительного искусства. Ведущий стиль французского искусства 17 века – классицизм, в отличие от других стран, переживавших расцвет барокко. В классицизме сложились принципы, которые все художники были обязаны соблюдать. Для картины был обязателен сюжет, причем он должен содержать серьезную духовно-нравственную идею, способную благотворно воздействовать на зрителя: такие сюжеты брали из истории, мифологии и Библии Характерные черты: гражданственность, героический пафос, пластическая гармония и ясность. Главными были рисунок и ясная композиция, цвет считался второстепенным.

Никола Пуссен (1594-1665) - величайший художник Франции 17 века, проживший большую часть жизни в Италии. Творчески подходил к традициям античности и Возрождения. Сочетал рационализм и эмоционально-чувственное начало, понимал, что художнику-живописцу одной логикой не обойтись. Об этом его своеобразное творческое завещание – Автопортрет 1650 г. (1) В последние годы жизни Пуссена особенно заметно, что он отходит от холодного рассудочного искусства и возвращается к истокам. Он пишет ряд пейзажей и несколько автопортретов, которые ему заказывают коллекционеры. «Автопортрет», написанный для Шантелу, покровителя художника, характерен очень спокойной позой и выдержан в крайне сдержанной цветовой гамме. С темного пространства холста на нас смотрит пожилой человек, проницательный взгляд и сама поза говорят о его уравновешенности и сильном властном разуме. Портрет имеет и аллегорический смысл: на заднем плане изображена женщина с «третьим глазом» -она символизирует живопись, в которой играет большую роль интуиция. Видны и две руки, желающие обнять женщину, - что означало любовь к живописи, чувства и эмоции. Полотно приобретено для коллекции Лувра в 1797 году. В своем искусстве на мифологические и библейские темы утверждал разумную гармонию мира и необходимость духовного совершенствования личности -  обращение к идеалам общественного блага. Мифологические и исторические картины: «Царство Флоры» 1631-1632 (2), «Танкред и Эрминия» (1630), «Отдых святого семейства на пути в Египет» 1655-57гг. – библейская сцена на фоне итальянского пейзажа, Реалистическая основа образов Пуссена.  «Аркадские пастухи» 1627 (3).  

1 2 3

 В «Царстве Флоры» Пуссен собрал персонажей античных мифов, которые после смерти превратились в цветы (Нарцисс, Гиацинт, Крокус). Танцующая богиня весны и цветов в центре, остальные фигуры расположены вокруг нее по окружности, все они подчинены единому ритму – вся композиция объединена плавным круговым движением. Герои мифов обрели гармонию в чудесном саду Флоры. Сцена напоминает театральную. Театральность - черта искусства 17 века.

В картине «Аркадские пастухи» жители Аркадии – райского места, где неведомы страдания и смерть, обнаруживают надгробную плиту с надписью «И я был в Аркадии». Герои в изумлении обводя выбитые слова пальцами утрачивают детскую безмятежность и задумываются о непостоянстве.

 Пейзаж считался в классицизме низким жанром. Пуссен решает эту проблему вводя стаффаж – маленькие фигурки, оживляющие вид. У пейзажей Пуссена всегда есть сюжет: мифологический или библейский. И это отражено в названиях: «Пейзаж с Полифемом» (1), «Пейзаж с Геркулесом». Персонажи античной природы одухотворяют мир природы.

Пейзажи классицизма тоже отличались ясностью, гармоничностью и выверенностью композиции. И в них художник пытался воплотить образ идеального мира далекого от мирской суеты. Поэтому такие пейзажи не были списаны с натуры, они были сочиненными. Пуссен - один из первых художников, кто стал разделять планы цветом. Он разрабатывает классицистические принципы изображения глубины пространства при передаче природы: так называемая «пейзажная трехцветка». Первый план писался в желтых, коричневых тонах, на втором господствовали зеленые теплые тона (большие деревья), а на третьем – холодные, и прежде всего голубой. Сначала цвет у Пуссена - это лишь инструмент создания иллюзии объема и глубины пространства, но он не должен отвлекать от точного рисунка и гармонично организованной композиции. Но со временем художник приходит к большей живописности.

Образ мира в пейзажах Пуссена: цикл картин «Времена года» (1660-1664) – крупнейший пейзажный цикл художника. Здесь каждому из сезонов соответствует один из библейских сюжетов. Цикл начинает картина «Весна» (2), где изображен цветущий и плодоносящий райский сад, только что созданный Творцом, и посреди него прародители, Адам и Ева, стремящиеся вкусить плод от запретного дерева. Завершается же круговорот сезонов «Зимой» (3), где во время Всемирного потопа люди и животные гибнут в ледяных потоках воды.

1 2 3

 

Творчество Клода Лоррена (1600-1682) и зарождение классического пейзажа. Клод Лоррен – современник Никола Пуссена, настоящее его имя – Клод Желле. А прозвище Лоррен он получил по месту рождения – провинции Лотарингия. Большую часть жизни прожил в Риме, куда попал еще ребёнком, там он и сформировался как художник. Лоррен посвятил себя исключительно жанру пейзажа. Но вынужден был следовать тем же принципам классицизма, которые можно заметить в пейзажах Пуссена. Пейзажи Лоррена отличает тонкая колористика и живописность и виртуозно выстроенная перспектива – линейная и световоздушная. Художника интересовало прежде всего изображение воздуха и света. Он тяготел к мягкой светотени и ровному рассеянному освещению, позволяющему передать эффект «растворения» очертаний предметов вдали. Фигуры персонажей на переднем плане кажутся незаметными по сравнению с величественными архитектурой, деревьями, горными склонами, морской гладью, на которой нежными бликами играет свет. Пейзажи с мотивами гаваней: «Утро в гавани» 1640-е г. (1), пейзажи, изображающие различные времена суток, с религиозными сюжетами: «Утро» 1666(2), «Полдень» («Отдых на пути в Египет) 1661(3), «Вечер» 1663(4), «Ночь» 1672(5).

 

1 2

3 3 4

 

Возникновение во Франции академий искусств.

Творчество Шарля Лебрёна – законодатель «большого стиля» Людовика XIV. Лебрён, ученик Николя Пуссена, главный художник Людовика XIV, художник и теоретик искусства классицизма, в 1648 году организовал Королевскую академию живописи и скульптуры, в 1660 — Мануфактуру Гобеленов, в 1666 — действующую по сей день Французскую академию в Риме. Парадные портреты Людовика XIV (1,2) Гобелен по картону Ш. Лебрена, изображающая посещение королевской мануфактуры самим Лебреном и Людовиком XIV.

 

1 2 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...