Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Романтизм в Испании 19 века




После расцвета в 17 веке испанская живопись переживала упадок. В 18 веке испанское искусство было подражательным - по образцам итальянских и французских мастеров. И вдруг во второй половине 18 века появляется самобытный художник – предтеча романтизма:

Франсиско Гойя (Ф. Гойя-и-Лусьентес;1746 – 1828) – великий художник, наметивший новые черты развития европейского искусства 19 века. Величина мирового масштаба. Обратился к противоречиям современной жизни,обличал социальное зло, протестовал против насилия и мракобесия в эпоху двух испанских революций и наполеоновского нашествия.  

  10 лет учился в Италии, затем вернулся на родину, жил в столице Мадрид. Ранние работы Гойи: картоны для шпалер с изображением сцен из испанской жизни «Зонтик» (1), «Продавец посуды» (2), «Игра в жмурки» (3), «Соломенное чучело» 1775-1791. –пронизанный солнцем красочный мир, игривый, счастливый и естественный. Чувствуется влияние рококо в этих картонах.

1 2 3

Живопись 1790-1800 годов. Начинал с монументальной живописи: росписи церкви св. Антония Флоридского (1798). Перешел к станковой картине. Портреты: «Портрет маркизы Анны Понтехос» (ок. 1787(1), «Портрет тореро Педро Ромеро» 1795-1798(2), «Портрет X.М. Ховельяноса» (1798), портреты герцогини Альбы 1795, 1797(3).

1 2 3

Художник получил признание, стал заместителем директора Королевской академии искусств, руководителем шпалерной мануфактуры, придворным художником.

 Но даже выполняя официальные заказы, он создавал яркие образы, точно запечатлевая характер модели. Под его кистью в лицах проступали то тщеславие, то жадность, то душевная пустота. Женские фигурки напоминают нарядно одетых кукол, они статичны как маникены. Зато облик тореро на портрете выдает волевого незаурядного человека, жизнь которого связана с вечным риском.

Портреты: «Донья Исабель Кобос де Порсель» 1805(1) -  в нем художнику удалось запечатлеть сильный страстный женский испанский характер, «Посол Французской республики Гиймарде» (1798), «Семейный портрет Карла IV» 1801(2) – для парадного портрета слишком непринужденные позы, словно бы художник запечатлел случайный миг. Кто-то отвернулся, кто-то явно устал позировать и скучает.

1 2

Блестящая придворная карьера длилась не долго: у Гойи начались сильнейшие головные боли, зрение слабло, он полностью оглох. Художник замкнулся в себе, но стал зорче видеть чужое горе.

Предчувствие романтизма есть в созданной им в этот тяжелый период серии офортов «Каприччос» (исп. «фантазия», «игра воображения») 1797-1798. – оно уже в самом названии цикла. В графической серии из 80 офортов использованы образы испанских пословиц, басен, поговорок, (в 16 веке до Гойи это уже делали нидерландские художники, «Фламандские пословицы» Питера Брейгеля Старшего). Каждый лист серии состоит из рисунка и комментария к нему. Гойя также обличает человеческие суеверия и слабости – глупость, трусость, лицемерие, жестокость, вероломство. В его офортах реальное сплетается с фантастическим, но гротеск уже переходит в злую карикатуру. В отличие от художников северного Возрождения Гойя показывает тему борьбы добра и зла, когда зло торжествует.  В его офортах изображены люди высших сословий, те, в чьих руках средства и власть, кто должен бы развивать страну, ее экономику, духовность и культуру, - это аристократия и духовенство. Но они показаны в своей ограниченности, отказавшиеся от духовного развития – у Гойи они предстают в образах ослов, попугаев и обезьян. Старость берет верх над юностью, глупость и невежество над умом. На одном из офортов Гойя изобразил себя, окруженным слетающимися совами, летучими мышами (как у Дюрера в «Меланхолии») и прочими тварями. Он назвал этот лист «Сон разума рождает чудовищ» (1)

1 2

Большинство листов серии «Капричос» выполнены с использованием новой техники офорта – акватинты, позволившей работать не только линией, но и тоном.

Акватинта – одна из самых сложных гравюрных техник. Сначала на доске травится обычным офортным способом контур рисунка, потом снова наносится офортный лак, с тех мест, которые в отпечатке должны быть темными, лак смывается, их запыливают асфальтным порошком и подогревают, он плавится и его зерна налипают на офортную доску. Во время травления кислота разъедает поры между ними, получается шероховатая поверхность, дающая в отпечатке равномерный темный тон. Гойя извлекал из техники акватинты выразительные контрасты света и тени.

Творчество Гойи в конце 1800 – начале 1810 годов, связь его с национально – освободительной борьбой испанского народа против Наполеона: картина «Расстрел повстанцев» (1814). Серия офортов: «Бедствия войны» (1808–1820).

    В начале 19 века Испания погрузилась в цепочку драматичных событий: страну оккупировали войска Наполеона Бонапарта, испанцы ожесточенно сопротивлялись нашествию французов, в это время король Испании бросил страну, отрекшись от престола и уехал в изгнание. Разразилась первая испанская революция, которая переплелась с национально-освободительным движением. Испанцы получили некоторые демократические свободы, но они вскоре были отменены. Произошла вторая революция. У Гойи появляется новая серия офортов – «Бедствия войны». В них уже нет воображаемой нечистой силы, но есть жестокий реализм, который позволяет почувствовать всю чудовищность войны: голод, грабеж, мародерство, насилие и разбой победителей.

Хотя серия и посвящена событиям в Испании, тема войны звучит обобщенно, недаром один из листов Гойя сопроводил надписью «Так повсюду». Все это происходит в любую эпоху в любой стране, где идет война. Жертвы ее не солдаты воюющих армий, а в первую очередь мирные жители, беззащитные люди.

В серии есть лист с Августиной Сарагосской – этой «испанской Жанной д Арк», с надписью «Какое мужество!» (1) здесь показана еще одна сторона войны: реальный случай, когда юная девушка во время боя заменила у пушки погибших артиллеристов. Композиция проста и лаконична, грациозная молодая испанка в светлом платье подносит зажженный фитиль к запалу пушки, которая намного больше ее самой. Под ее ногами страшная груда обезображенных тел.

1 2

В живописи у Гойи есть еще одна сильная картина на тему революций, войн и социального насилия. Это «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (2) - сюжет тоже взят из реальной истории. Преступление осуществлено ночью. Фонарь освещает момент, когда приговор приводится в исполнение. Композиция строится на противопоставлении: солдаты сгорбились, образуя строй, они части военной машины, обезличены, лишены индивидуальности, их действия автоматизированы, они - воплощение несвободы. Фигуры повстанцев напротив отличаются человечностью, выразительны. Каждый приближение смерти встречает по-своему: кто плачет, кто молится, и среди них один – могучий в белой рубахе человек раскрывает объятия всему происходящему, у него нет страха, он знает, что он по большому счету прав, вся его фигура выражает эту свободу, он широко раскинул руки, защищая своих друзей, и этот жест говорит о том, что внутри он свободнее всех вооруженных солдат вместе взятых, что он уже воспарил над страшной ситуацией, хотя дула всех ружей нацелены на него. И эта фигура кажется выше и масштабнее всех.

    Поздний период творчества связан с работой над росписями в так называемом «Доме глухого» (1819-1823), который Гойя приобрел и в котором жил до вынужденной эмиграции. Эти росписи не предназначались для посторонних глаз, они долго оставались тайной мастера и так и не были завершены. Они исполнены трагизма. Здесь есть Сатурн, пожирающий своих детей – символ беспощадного времени. И старухи-парки, прядущие нить человеческой судьбы и молодой пес, одиноко и безнадежно гибнущий среди песков.

 Завершить росписи Гойе не дал король, вернувшийся из изгнания после освобождения Испании от французов. Король начал преследовать художника, заявив, что тот заслуживает казни. Сославшись на необходимость лечения, Гойя немедленно покидает страну и отправляется во Францию. Сначала в Париже, потом в Бордо он ведет тихую, незаметную жизнь. Портреты и жанровые картины. «Автопортрет» 1815 (1), «Суд инквизиции» ок. 1812-1819(2), «Процессия флагеллантов» (ок. 1812-1819), «Похороны сардинки» ок. 1812-1819(3). Сюжетом картины служит шутовской обычай, исполняемый в конце трёхдневнего карнавала перед Пепельной средой в Испании. Существует несколько легенд о возникновении этой странной традиции. Согласно одной из них, в 18 веке испанский король решил угостить в честь праздника горожан сардинами, но обнаружилось, что сардины испортились. Подвыпившие горожане решили превратить этот казус в шутку и устроили похороны сардине. По традиции во времена Гойи шествие в Мадриде начинали шутливые персонажи: «дядюшка Чиспас», его «дочь Чуска» и «сердцеед Хуанильо». За ними следовало огромное чучело с прикреплённой ему на голову сардиной. Гуляющая толпа двигалась к берегам Мансанареса, где и «хоронили» сардину. Однако на полотне нет ни рыбы, ни чучела. Вместо них шумная толпа несёт большой стяг с улыбающейся маской. Серия офортов «Диспаратес» (1820-1823).

1 2 3 4

Последние годы жизни в Бордо, произведения живописи: «Молочница из Бордо» 1826 (4), графическая серия «Бордосские быки» (1825). Гойя умирает во Франции в одиночестве, ослепший, оглохший и забытый всеми. Значение творчества художника для дальнейшего развития искусства 19 века: был новатором. Новое понимание исторической живописи: отображение современных событий. Вскоре после смерти Гойи его творчество обрело множество поклонников, ими стали романтики – художники, поэты, писатели. Жизнерадостность и трагизм, реалистичность и фантастика с гротеском – все это сочеталось у Гойи и было близко новому поколению. Гойя предвосхитил искусство романтизма.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...