Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классицизм Франции 18 века




Стилистическое многообразие 18 века: позднее барокко, развитие академизма, реализм, классицизм, появление рококо, сентиментализм (предромантизм).

Период конца 17 – начала 19 вв - эпоха Просвещения. Хотя идеи Просвещения зародились первоначально в Англии в конце 17 в., наиболее полно они проявились во Франции 18 века, где просветители стали "властителями дум", и повлияли на содержание и форму изобразительного искусства в рамках классицизма.

Протест против пороков общества, вера в достижение идеального «царства разума» - эстетические взгляды французских просветителей («Салоны» Дени Дидро). Обнаружение и раскопки городов Геркуланум и Помпеи древнего Рима, влияние идей Руссо и Дидро – все это усилило влияние античности, древних греческой и прежде всего римской культур. Архитектура французского классицизма 18 века.

Анж-Жак Габриэль (фр. Ange-Jacques Gabriel, 1698- 1782гг) — французский архитектор, член Академии архитектуры (1728); королевский архитектор (1742); Первый королевский архитектор (1743); президент Академии архитектуры (1743—1782). Один из основоположников архитектурного классицизма 18 века: Версальский дворец Малый Трианон (1): отделка рустом 1 этажа, высокий средний этаж с пилястрами и уменьшенный третий с балюстрадой. Компьенский дворец (2).

1 2

Площадь Согласия (фр. Place de la Concorde) архитектора Габриэля — центральная площадь Парижа, выдающийся памятник градостроительства эпохи классицизма, вторая площадь по величине во Франции (после площади des Quinconces в Бордо). Носила имя короля Людовика XV, после свержения монархии называлась Площадью Революции; своё нынешнее наименование получила в знак примирения сословий по окончании революционного террора в 1795 году.

Клод-Никола Леду (фр. Claude Nicolas Ledoux; 1736- 1806) — оригинальный мастер архитектуры французского классицизма и неоклассицизма нч 19 века, предвосхитивший многие принципы модернизма и конструктивизма. Он применял своеобразный «модулор», исполняя проекты по сетке, в которую вписывался стоящий человек со скрещенными руками (квадрат этой сетки принимали за модульную единицу). К сожалению, мало что из его архитектуры сохранилось сегодня. Создавал «архитектурные утопии» - идеальные города и здания – жилые и производственные в стиле античных храмов. Дом директора солеварни (1)- фрагмент идеального города Арк-э-Сенан по проекту Леду. Королевская солеварня в Арк-э-Сенан (фр. Saline royale d’Arc-et-Senans) находится в лесу Шо неподалёку от Безансона во Франции. Основные здания должны были быть расположены в виде полумесяца. Они были воздвигнуты в 1770-е и 1780-е гг. на средства государственной монополии на соль по проекту архитектора Леду, предпринявшего амбициозную попытку применить рационализм философов Просвещения к планировке и архитектуре крупного промышленного комплекса. «Стереоскопическая геометрия» зданий Леду оказала существенное влияние на становление стиля ампир. Спроектированный Леду «идеальный город» Шо полностью так и не был построен из-за Французской революции. Тем не менее в 1982 г. солеварня в Арк-э-Сенан была объявлена памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. Закрыта для промышленного использования с 1895 г., сейчас здесь музей.

Жак-Жермен Суффло (фр. Jacques-Germain Soufflot; 1713 -1780) — французский архитектор, придавший архитектуре французского классицизма холодно-помпезный характер, предвещавший стиль ампир. Мастер смелых градостроительных решений, наставник русского архитектора Василия Баженова. Пантео́н (фр. Panthéon) — архитектурно-исторический памятник, яркий образец французского классицизма в Париже. Первоначально Суффло создал церковь св. Женевьевы, позже при Наполеона— ее назвали Пантеоном, и сделали усыпальницей выдающихся людей Франции. Надпись на входе гласит: «Великим людям благодарная отчизна» (2)

1   2

Живопись французского классицизма 18 века. Творчество Жана-Батиста Симеона Шардена (1699-1779). – замечательнейший самобытный художник, начал писать с натуры, что было необычно для его времени. Натюрморты и бытовые сцены. Особенности: композиции подчинены строгой логике, безупречное чувство ритма, уравновешенность, при колористическом богатстве. Но в темах своих отошел от классицизма: демократизм, поэтизация «третьего сословия», бытовой жанр. Портреты Шардена о ценности личности: «Автопортрет» (1), «Портрет жены» (оба -1770-е г.) (2). Жанровые картины: «Молитва перед обедом» 1744(3), «Кухарка» (4) Повлиял на становление реалистической живописи

1 2 3 4

Передача чистых человеческих чувств и скромных будничных домашних сцен, обретающих под кистью художника поэзию и нравственную значительность. Разрабатывал жанр натюрморта, отдавая дань требованиям классицизма писал тематические натюрморты «Натюрморт с атрибутами искусства» 1760(3,4), «Натюрморт с атрибутами науки» (5). В то же время стремился раскрыть материальную и живописную красоту предметного мира с разнообразием фактур и материалов: «Медный бак» 1730(1), «Десерт» 1763(2).  

1 2

3 4 5

Творчество Жана–Батиста Греза (1725-1805) – представителя сентиментально-морализирующего направления в живописи. Использовал искусство для воспитания человека. Идеализация патриархальной морали в творчестве Греза: «Паралитик или Плоды хорошего воспитания» (1763).

Произведению «Паралитик» посвятил много добрых слов идеолог эпохи Просвещения Дени Дидро. Анализируя выставочный Салон 1763 г., он записал: «...Не должны ли мы теперь возрадоваться, увидев, что живопись наконец-то соревнуется с драматической поэзией, трогая, просвещая и, тем самым, исправляя нас и призывая к добродетели? Грёз, друг мой, смелее прославляй в живописи мораль и не изменяй этому вовеки! Как жаль, что тебя не было в Салоне рядом с той девушкой, которая, рассматривая голову твоего «Паралитика», вскричала с очаровательной живостью: «Ах, боже мой, как он меня трогает! Но если я и дальше буду на него глядеть, то не удержусь от слез...». И как жаль, что эта девушка не моя дочь!... Главный персонаж, находящийся в центре сцены и привлекающий внимание, - это старик паралитик, который сидит в кресле, подложив под голову подушку и устроив на табуретке закутанные одеялом ноги. Его окружают дети и внуки, которые хоть в чем-то желают ему помочь... Одна из дочерей приподнимает голову отца вместе с подушкой. Рядом, стоя перед стариком, зять подает ему еду... С другой стороны, мальчик подает дедушке пить. И нужно видеть, как больно мальчику за старика: страдание выражается не только на его лице, оно чувствуется и во всей фигуре... Другой мальчик, постарше, поправляет одеяло у ног паралитика. Между стариком и его зятем протиснулся малыш и предлагает больному щегленка. Как он держит птицу! Каким движением вручает ее! Он верит, что такой подарок исцелит дедушку! Справа, поодаль от старика, изображена его замужняя дочь. Она сидит на табурете, подперев голову рукой. На коленях у нее раскрыто Священное писание. Только что она читала его старому отцу... Все соотнесено с главным персонажем картины — и то, что другие делают в настоящую минуту, и то, чем они занимались минутой раньше... Каждый человек на картине выражает именно ту меру заинтересованности, которая соответствует его возрасту». Стиль: сентиментализм, главное содержание: сочувствие, сострадание

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...