Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Немецкий романтизм 19 века




Германия - одна из первых стран, в изобразительном искусстве которой сложился романтизм. Немецкий романтизм основывался на философии идеализма, добавил эмоциональность и острый интерес к сугубо личному, индивидуальному к идеалам Просвещения.

Романтизм в Германии начинался с литературы и философии – блестящие идеи. Философы 19 века, относящиеся к направлению объективного идеализма Кант, Шеллинг, Гегель в своем истолковании системы мироздания важное место отводили искусству. В изобразительном искусстве главными жанрами романтизма стали портрет и пейзаж.

  Филипп Отто Рунге (1777-1810), живописец, график, теоретик искусства. Передавал образы обыкновенных людей, стараясь проникнуть в тонкую душевную, внутреннюю жизнь своих моделей, писал семейные портреты ("Мы втроем" - автопортрет с братом Даниелем и сто женой Полиной [1805]; портреты жены [1804, 1809] (1), родителей [1806], автопортреты [1805, 1806]). Рунге разрабатывает проблемы света и воздуха, предваряя открытия пленэрной живописи XIX в. «Портрет детей Хюльзенбек", 1805(2)

1 2

Каспар Давид Фридрих (1774-1840) – художник пейзажа-настроения, пейзаж становится символом внутреннего мира человека, его мироощущения. В картинах с одной стороны передана поэзия национального немецкого пейзажа, с другой он пронизан меланхолическим настроением самого художника. Пейзажи Фридриха всегда созерцательны, одухотворены, в них присутствует ощущение вечности и бесконечности бытия и неизменной грусти от сознания непознаваемости его тайн. Фридрих избирает те состояния природы, которые наиболее соответствуют романтическому ее восприятию: раннее утро, закат солнца, восход луны. Линейный рисунок очень тонок, красочные соотношения представлены крупными пятнами чистых тонов ("Двое, созерцающие луну", 1819- 1820; "Женщина у окна", ок. 1818; "Монастырское кладбище", 1819; "Пейзаж с радугой", 1809 (1); "Восход луны над морем", 1821). Многие картины Фридриха были приобретены Россией благодаря усилиям любившего этого художника и близкого ему по духу В. А. Жуковского. Знаковая картина для зарождающегося стиля романтизм – «Странник над морем тумана» 1818 (2) – образ одинокого странника.

1. 2

Стиль Бидермейер (нем. Biedermeier) —ироничный художественный стиль в немецком и австрийском искусстве, распространённый в 1815—1848 годах, ответвление романтизма, противостоящего ампиру. Ампир переосмыслен в стиле бидермайер, лишен его главного стержня – пафоса, вместо него царит провинциальный домашний уют. Тонкое тщательное изображение интерьера, пейзажа, бытовых деталей.  Стиль получил своё название по псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Айхродт и под которым он печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». В целом псевдоним означает «простодушный господин Майер». Иронические истории Карла Шпицвега – самого яркого художника этого стиля в живописи. «Алхимик» 1860, «Бедный поэт» 1839 (1), «Книжный червь» 1850 (2)

1 2

«Книжный червь» - типичный образец бидермейера, в котором отражены интроспективные и консервативные настроения, распространённые в Европе между Наполеоновскими войнами и Революциями 1848—1849 годов. Шпицвег не просто передаёт эти настроения, но и посмеивается над ними, воплотив их в виде старого библиофила, ученого, которому нет дела до мира за пределами его библиотеки.

Немецкий романтизм выразил настроения молодого поколения, испытывавшего разочарование в попытках политического переустройства общества и в рациональном познании мира. Мир немецких романтиков вне политики, это мир человеческой души, - таинственный, противоречивый и безграничный, именно его художник воплощает в своем творчестве.

Главными героями становятся чувства и фантазия. Для романтика не может быть непреложных канонов в искусстве: все что он создает - рождается в его душе, индивидуально, это продолжение его неповторимой личности. Единственное правило, которое чтил художник- романтик – это верность самому себе, искренность самовыражения.

  Одна из ярких и важнейших черт стиля – романтическая ирония. Теория романтической иронии — стала даже стержневой идеей целой философской системы немецкого философа, поэта и теоретика, идеолога романтизма Фридриха Шлегеля.

Ирония помогала романтикам преодолеть односторонность Просвещения, вернуть ценность разнообразия бесконечных явлений жизни, которое возможно переживать во всей полноте только интуитивно, его невозможно описать логически как это провозглашало Просвещение. Романтизм -  форма интуитивно -духовного отношения искусства к истине, и к миру. Романтики считали, что невозможно получить объективную картину мира, что-то отсекая при этом и отбрасывая, например, частное и субъективное.

Иенские романтики во главе с Фридрихом Шлегелем обратили внимание на то наследие античности, которое упустили классицисты и академисты. Романтики вернули к жизни античную иронию, которая получила наибольшее развитие в диалогах Платона и затем Сократа. Сократ именно с помощью иронии в своих диалогах пытался описать идеальный мир. Так и тяга романтиков к идеальному была выражена в стремлении постичь красоту бесконечного мира во всех его проявлениях используя иронию как инструмент.

Шлегель считал, что любое понятие становится идеей только благодаря иронии, которая способна довести понятие до его законченности в бесконечной борьбе противоположностей. Этот процесс он называл «абсолютным синтезом абсолютных антитез».

По мнению иенских романтиков, ирония служит тому, чтобы вызывать у читателя ощущение противоречия между безусловным (вечное-бесконечное-свобода) и обусловленным (временное-конечное-ограничения). Это чувство у художника Шлегель характеризовал как «чувство невозможности и одновременно необходимости всей полноты высказывания», именно им пронизаны произведения немецкого романтизма.

Целостность такому миру, сотканному из противоречий и антитез, у романтиков придает игра (сил, случаев, образов, законов, красок, и.т.п.). Причем именно осознавание бытия как глобальной игры и приводит личность к Романтической Свободе, примиряет кажущееся противоречие конечного и бесконечного.

В романтизме самое главное любовь, свобода, личность и еще большая мечта. Но без романтической иронии - эти понятия не работают в романтизме.  Романтическая ирония - не черта немецкого романтизма, а его суть. Отними романтическую иронию, и романтизм исчезнет, останется утопизм.

 Как философская категория ирония была описана у иенских романтиков. В конце 18 века Фридрих Шлегель представил широкой публике концепцию романтической иронии в своих «Фрагментах», вышедших в журналах «Лицей изящных искусств» и «Атенеум».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...