Неоклассизицизм во Франции рубежа 18 - 19 вв.
Творчество Жака Луи Давида (1748-1825) и его значение для развития основных тенденций французского искусства. Ранний период творчества в стиле неоклассицизм: «Слепой Велизарий» 1781(1), «Клятва Горациев» 1784(2). 1 2 В основе сюжета картины лежит рассказ римского историка Тита Ливия, согласно которому трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга — братьями Куриациями. Давид запечатлел момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи. Справа изображена группа скорбящих женщин: вдали мать Горациев склонилась над двумя внуками, ближе сестра Камилла, невеста одного из Куриациев, и Сабина, сестра Куриациев и жена одного из Горациев. На заднем плане видны три арки, каждая из которых соответствует группе фигур: правая — группе женщин, левая — братьям, центральная отцу с мечами. Давид тщательно продумал композицию картины, «хореографию» персонажей и игру света, что концентрирует внимание зрителя в центре картины, раскрывая моральную атмосферу такой необычайной силы, что страдание отступает перед ней. Давид противопоставляет идеалы патриотизма, гражданственности и самопожертвования во имя родины мужчин страданиям и сентиментальной слабости женщин. *Позже после очередного государственного переворота, когда Давида посадили в тюрьму и ему чудом удалось оправдаться, Давид представит женщин уже в героическом свете, охарактеризовав их героизм как стремление сохранить мир: «Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами» 1799 (1). Но это было потом, сначала патриотическая тема усиливается и стиль превращается в революционный классицизм Давида, связанный с идеями Великой французской революции 1789 года. Революционный террор, Давид – общественный деятель, художник подписывает приговоры о смертной казни. Революционное понимание героизма в искусстве Давида: «Клятва в зале для игры в мяч» (1791), «Смерть Марата» (1793). Демократизм и театральность его образов. Автопортрет (2), написанный в тюрьме: послание «я –художник» - освобожден.
1 2 Разнообразие по социальному составу портретов Давида: «Зеленщица» 1784(1), «Портрет мадам Рекамье» 1800(2). 1 2 Давид во время правления императора Наполеона I Бонапарта становится из бунтаря приверженцем империи, живописец Наполеона, его произведения этого времени: «Переход Бонапарта через перевал Гран-Сен-Бернар» 1801(1), «Коронация императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1806 года» 1806-1807(2,3). «Наполеон в облачении императора» (4). Давид – один из основоположников стиля Ампи́р (фр. style Empire — «имперский стиль») в живописи — стиль позднего (высокого) классицизма, наиболее выраженный в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий 19 века во Франции.
1 2 3 4 Наполеон изображен подобно римскому императору Гаю Юлию Цезарю. Школа Давида: художники Анн Луи Жироде, Франсуа Жерар, Антуан Гро, Энгр. Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) – центральная фигура французского неоклассицизма XIX века, глава официальной академической школы. Живописец и график, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века. Получил и художественное, и музыкальное образование, в 1797—1801 годах учился в мастерской Жака-Луи Давида. В 1806—1824 и 1835—1841 годах жил и работал в Италии, преимущественно в Риме и Флоренции (1820—1824). Директор Школы изящных искусств в Париже (1834—1835) и Французской Академии в Риме (1835—1840). В молодости профессионально занимался музыкой, играл в оркестре Тулузской оперы (1793—1796), в дальнейшем общался с Никколо Паганини, Луиджи Керубини, Шарлем Гуно, Гектором Берлиозом и Францем Листом.
Противоречивость искусства художника. Эстетические взгляды Энгра, его обращение к традициям античности и Возрождения. Портреты и рисунки Энгра: портреты семейства Ривьер 1805(1,2- почти тондо, как у Рафаэля), портрет художника Франсуа Гране 1807(3), портрет мадам Девосе 1807(4), графа Н.Д. Гурьева 1821(4), портрет Луи Франсуа Бертена Старшего (1832), автопортрет 1859(5). «Рафаэль и Форнарина»(6), Портрет Наполеона (7) 1 2 3 4 5 6 7 Обращение к эстетике античности и эпохи Возрождения.
Исторические картины: «Фетида, умоляющая Юпитера» 1811(1), «Апофеоз Гомера» 1827(2), «Обет Людовика XIII» 1824(3). Портрет мадмуазель Ривьер (5) – стали называть «французской Джокондой», он отразил моду ампира – прямые платья с высокой талией. Картина «Большая одалиска» 1814 (6). Поиски отвлеченно-монументального идеального классического стиля в исторической живописи. Картина «Источник» 1856(4) – аллегорический образ живительного вечного источника жизни. 1 2 3 4 5 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|