Французский романтизм 19 века
Появление романтизма во Франции совпало со временем разочарования в большой политике. Страна переживала последствия Великой французской революции, обрела нового лидера – Наполеона Бонапарта, пустилась в завоевательные походы, победила на полях сражений все европейские армии, а потом пережила крах наполеоновской империи. Романтизм возник как реакция на несовершенство идеи Просвещения рационально насаждаемой гармонии мира. Ставка на государственные и общественные идеалы в ущерб свободе личности себя не оправдала. Романтики противопоставили им ценность внутренней жизни человека. Ведущий вид искусства фр. романтизма: живопись. Французские романтики наиболее последовательно разработали принципы стиля романтизма в изобразительном искусстве. Эстетическая программа романтизма: тема свободы – центральная - свобода в перемещении в пространства - странствия, свобода творчества, борьба за свободу. Связь с революционными настроениями: концепция героической личности, вступающей в борьбу с враждебным окружением, обращение романтиков к конфликтным, драматическим темам страдания и гибели героя. Основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень. Теодор Жерико (1791-1824) – первый французский художник – романтик. Развитие традиций давидовского реализма, общественно значимые темы в раннем искусстве. Ранние произведения: «Офицер конных егерей, идущий в атаку» 1812 – по случаю вхождения французов в Москву(1), «Раненный кирасир, покидающий поле боя» (1814) – о разгроме армии Наполеона. Работа над композицией «Бег свободных лошадей в Риме» 1817(2). Создание картины «Плот Медузы» 1819 – реальная трагическая история фрегата «Медуза», севшего на мель у берегов Африки. Высокопоставленные чины заняли шлюпки с веслами, а экипаж разместили на сделанном плоту. Шлюпки должны были взять плот на буксир, но бросили его. Через 12 дней голодных людей подобрало случайное судно, в живых оставалось всего 15 человек, из которых 5 умерло от истощения. Выжившие описали случившееся в книге, которая взволновала общественное мнение. У Жерико этот сюжет сравнивается с судьбой Франции после краха наполеоновской империи – поэтому художник написал эту картину грандиозных размеров на полотне 35 квадратных метров (3).
1 2 3 Жерико тщательно собирал материал, прочел книгу, познакомился с выжившими людьми – именно они позировали ему для картины. Он заказал плотнику «Медузы» модель плота, писал этюды бурного моря, и наконец, чтобы проникнуться настоящим ощущением трагедии, передать пластику мертвого или умирающего человека, он писал с натуры в госпиталях и больницах. Выбор момента: утратившие надежду люди видят корабль на горизонте. Композиция выстроена по диагонали. После выставки во французском Салоне, где картину обошли молчанием, увидев в ней только политический шаг - критику правительства, Жерико обескураженный таким приемом уехал в Англию, где картину ждал огромный успех. В Англии он рисовал «Скачки в Эпсоме», раскрылся как художник-анималист, делая многочисленные зарисовки лошадей.
Поздние работы: «Скачки в Эпсоме» (1821). Психологизм портретов Жерико. Его творчество, изображающее реальные события и чувства людей, стало важным шагом для последующего развития реалистического искусства.
Творчество Эжена Делакруа (1798-1863) – самый яркий, самобытный и масштабный художник романтизма. Создал около тысячи картин маслом, несколько тысяч рисунков, пастелей, акварелей, десятки литографий, шесть монументально-декоративных циклов. Ведущая тема: противоборство человека со стихией, судьбой. Ранние произведения: «Ладья Данте» 1822 (1) – сюжет из «Божественной комедии» Данте, «Резня на Хиосе» - сюжет взят из современных художнику событий – борьба греков против турецкого завоевания 1824 (2).
«Ладья Данте» (известна также под названием «Данте и Вергилий в аду») — первая значительная картина, созданная Эженом Делакруа и одна из работ, которые, как считается, знаменовали собой переход от неоклассицизма к романтизму в истории западноевропейской живописи. Картина была написана к открытию Парижского салона и сейчас выставлена в Лувре. Сюжет картины основан на восьмой песни Ада Данте: поэт начала Возрождения и его проводник по Аду древнеримский поэт Вергилий пересекают мифическую реку Стикс на фоне пылающего Города мёртвых, из вод которой вздымаются души грешников. Композиция в стиле неоклассицизма. На выставке Парижского Салона 1824 года произошло столкновение новых романтических принципов с академической школой. Новые понятия композиции и колорита: романтики стали опираться на принцип контраста в композиции. Он особенно широко использован в живописи барокко (Рубенс) и романтизма (Делакруа): светотень – как композиционное средство. Романтики динамизировали композицию, объединяли формы бурным движением, использовали яркий насыщенный колорит и широкую, обобщенную манеру письма. Ведущие жанры романтизма: портрет и пейзаж. «Смерть Сарданапала» 1827 (1) – о последнем правителе древнего царства Ассирия, тема классицизма, но манера исполнения уже в стиле романтизма: светотень, динамизм (диагональ в композиции), живописность. «Свобода, ведущая народ на баррикады» 1830 (2) – о июльской революции во Франции 1830 года, картина стала самым знаковым отражением темы революции в мировом изобразительном искусстве. Сам Делакруа пережил все эти события лично, видел бои на баррикадах. В одном из повстанцев художник изобразил самого себя. Остальные герои – обобщенные образы: студент, рабочий, подросток, за которыми толпа повстанцев. Разный масштаб фигур – фигура Свободы значительно крупнее, это аллегория свободы, представшая в образе античной богини. 1 2 3 4 Романтики тему свободы отразили и через сюжеты о путешествиях в экзотические страны. Восточная тема: «Охота на львов» 1860-1864 (3), «Алжирские женщины в своих покоях» 1834 (4). Поездка Делакруа в Морокко и Алжир. Колорит Делакруа стал более сложным.
Портреты современников: «Портрет Шопена» 1838 (1), «Портрет Паганини» 1831(2), автопортреты (3). Тема внутренней свободы, выраженной в творчестве 1 2 3 В портрете скрипача-виртуоза Николо Паганини художник изображал не столько внешнее сходство, сколько сосредоточился на выражении эмоций, попытался передать живое впечатление от его игры. Сама же фигура превращена в знак. Из темны проступают только руки и лицо, словно излучающие свет внутреннего творческого горения. Литературное наследие Делакруа (дневники, письма, статьи об искусстве). Влияние Делакруа на развитие французской живописи. Франсуа Рюд (1784-1855) – крупнейший скульптор Франции романтической эпохи. Революционный пафос и народность рельефной композиции «Марсельеза» (1784-1855), или иначе «Выступление добровольцев в 1792 году» (1), который украшает Триумфальную арку на площади де Голля в Париже. Этот рельеф посвящен Великой французской буржуазной революции. Драматическая выразительность образов Рюда. Статуя Жанны д’Арк 1852 (2). 1 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|