Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет 18. В. 1. Искусство Нового времени 19 века: стиль реализм




Понятие Реализм – в двух значениях:

1) один из трех стилей искусства по степени обобщения художественного образа, наряду с декоративным и абстрактным стилями

 2) художественное направление, или художественно-эстетический стиль второй половины 19 века. Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х годах 19 века для обозначения искусства, противостоящего стилям романтизму и академизму.

Как стиль искусства по степени обобщения образа, реализм прошел длительный путь формирования, это «вечный стиль», так как художникам всех эпох свойственно стремление в той или иной степени точно создать иллюзию реальности.

Основополагающие принципы реалистического стиля: перспектива линейная и световоздушная, светотень, передающие иллюзию глубины пространства и объема фигур на плоскости, отображение реальных пропорций человеческой фигуры. При помощи этих средств реалистического стиля можно с одинаковым успехом и отображать реальность, и создавать иллюзии достоверности, изображая при этом сочиненные, умозрительные композиции придуманного мира. Например, создавать вымышленные «идеальные города», как это делали в 15 веке в Италии.

Уже в известной из древнегреческих описаний античной живописи греков эпохи классики (5-4 вв до н.э.) Агафарг (Агатарх) представлен как первый художник, начавший разрабатывать принципы линейной перспективы в живописи. Аполлодор из Афин, или Скиограф («тенеписец») первым изучил эффект светотени, применял его, стал предтечей иллюзионизма в искусстве. Так же ввёл в живопись начала линейной перспективы. Основоположник целого направления светотеневой живописи, она достигла расцвета в IV веке. До Аполлодора Афинского изображали форму предметов одними линиями, не представляя, что можно на плоскости передать объем. Зевксис из Гераклеи (совр. Турция), ученик Аполлодора вошел в историю искусства как основатель эфесской школы светотеневой живописи, выдающийся колорист. Паррасий из Эфеса (совр. Турция), жил и творил в Афинах и городах Малой Азии, мастер живописи, отличавшейся натурализмом и совершенством пропорций. Все эти достижения Древней Греции были развиты затем в искусстве Др. Рима (фрески и мозаики Помпеи). В эпоху Возрождения, эти принципы снова возвращаются в живопись, и получают развитие. А затем этот опыт был обобщен и превращены в изобразительный канон в возникшем в 17 веке направлении «академизм», в связи с появлением в странах Западной Европы академий художеств, однако в академизме все эти принципы применялись также не для изображения современной реальности, а для сочиненных композиций на исторические (история Древнего мира), религиозные и мифологические темы. Такой реалистический стиль, доводящий любую выдумку до крайней степени правдоподобия, называют иллюзионизмом (например, натюрморты-обманки).  

   Реализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный) — как художественно-эстетическое направление, или художественный стиль второй половины 19 в., стремится правдиво и достоверно отражать именно реальную современную жизнь и вскрывать ее противоречия.  Свое название стиль получил в сравнении с романтизмом и академизмом.

      Если романтизм несовершенство жизни и ее социального устройства переживал интуитивно, то реализм ставил задачу вскрыть не только сами пороки общества, но и обосновать их причины. Если в концепции романтизма важна была большая мечта, то реализм — это трезвое искусство «утраченных иллюзий». Реалистами были художники, ставившие задачи реалистического отображения современной жизни, - а именно тяжелое социальное положение третьего сословия – крестьян и рабочих. Реалисты изображали своих героев не с парадной или идеальной стороны, а то, какими они были без прикрас. Поэтому реализм 19 века в качестве самобытного художественного стиля за критическое воспроизведение реальности получил название – критический реализм.

Ведущие принципы критического реализма:

1. Воспроизведение типов - типичных характеров в типичных обстоятельствах при полноте их индивидуализации.

2. Жизненная достоверность изображения, стремление к досконально точной, непосредственной передаче действительности в сочетании с осмыслением жизненных закономерностей.

3. Преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (в их связанности и противостоянии), внимательное отношение к общественному развитию, когда человек рассматривается в отношении его социальной среды.

Предтечи реализма во Франции 17 века: д еятельность братьев Ленен, работавших в реалистическом направлении, обратившихся к крестьянскому жанру, сцены из жизни крестьян – социальные типажи, вызывающие сочувствие.

Творчество Луи Ленена (1593-1648). Обобщенные, типичные образы крестьян в его искусстве: «Семейство молочницы» 1640-е г.(1), «Трапеза крестьян» 1642 (2), «Повозка» 1641 (3).

1 2 3

В начале 17 веке основным центром развития французского искусства оказался не Париж, а восточная французская провинция Лотарингия.

Творчество Жака Калло (1592/93-1635), из Лотарингии, прожил всего 43 года. Величайший мастер офорта, его причисляют к маньеризму, хотя его искусство оригинальное, не является подражательным. Тематическое многообразие его творчества, связь с театром, отражение народной жизни. Произведения его поражали современников мастерством и виртуозностью. Новые технические приемы, привнесенные Жаком Калло в технику офорта, оказали большое влияние на развитие мировой гравюры. Художник практически отказывается от главных инструментов копирования реальности: светотени, точной перспективы, правильных пропорций и красок. Вместо этого Калло использует особый резец, изобретённый им в 1617 году кислотоупорный лак и специальный метод травли металлической доски, что в сочетании с лёгкостью и лаконичностью штриха и мастерским владением сухой иглой сделало работы Жака Калло узнаваемыми и неповторимыми, он также изображал типажи из народной площадной культуры – социальные типы. Жак Калло совершенно отказывается изображать индивидуальные портреты, предпочитая рисовать многофигурные композиции, в идеале – толпу. Именно в этом жанре он достиг совершенства. Глядя на офорты Калло, мы будто смотрим на театральную постановку, где десятки, сотни фигур играют, на первый взгляд, сумбурный спектакль, но при детальном рассмотрении проясняется, что каждая, даже наименьшая фигура играет строго отведённую ей роль, а гармония замысла и исполнения – безупречна. При этом картина не перегружена деталями, ведь Калло – это мастер наброска, умеющий двумя-тремя штрихами изобразить «живую» фигуру в движении, предавая ей эмоцию и характер. Серии «Каприччи» 1617(1,2), «Цыгане» (1622), «Малые страсти» (1624), «Малые бедствия войны» (1632), «Большие бедствия войны» (1633), «Большие виды Парижа» (1630).

1 2   3

Творчество Жоржа де Латура – живописец из Лотарингии, продолжатель традиции Караваджо, писал жанровые сцены и религиозные сюжеты. В его жанровых картинах тоже показаны социальные типажи: богатый молодой человек становится жертвой уличных гадалок или карточных шулеров " Шулер с бубновым тузом".1630 (1). Этот сюжет впервые появляется в творчестве Караваджо. В картине много «говорящих» деталей со скрытой символикой: крупный жемчуг – символ супружеской измены, а затянутая или распущенная шнуровка на рукавах героев указывает на качество воспитания. Религиозные темы – написаны по впечатлениям из повседневной жизни «Новорожденный» (2)

1 2

Предтеча реализма во Фландрии 17 века - Адриан Браувер (1605/06 –1638) – прожил всего 32 года, умер от чумы. Самый оригинальный художник фламандского искусства. Бытовой жанр, социальные типы. Развитие традиций гротескного искусства, специфика его реализма. Поиски остроты выразительности и выработка собственной манеры письма. «Драка крестьян при игре в карты» 1630-е гг.(1), «Операция на плече» (1630-е г.). Роль Браувера в развитии европейского пейзажа: «Дюны при луне».

1 2

  Предтечи критического реализма в Англии 18 века

Уильям Хогарт (1697-1764) – в эпоху Просвещения популярные нравоучительные сюжеты превратил в повествовательные серии картин, основатель критического реализма в европейском искусстве Нового времени. Общественная и политическая сатира в графике и живописи Хогарта, обличение феодальных и классовых предрассудков Англии.

 Демократичность портретного творчества Хогарта, внимание к человеческой личности независимо от социального положения модели, варьирование манеры в зависимости от конкретных особенностей изображаемого лица. Портреты: «Автопортрет с собакой» (1745), «Слуги» - портреты своих собственных работников, «Продавщица креветок» (1760).

1 2 3

     Хогарт – автор так называемых «разговорных» картин – групповых портретов, в которых персонажи связаны несложным сюжетом. Жанровые картины: цикл из 6 картин «Модный брак» (1743-1745) - предшественники комиксов. Изображал социальные типы.

1 2 3

4 5 6

Гравюры Хогарта, морализирующие тенденции его искусства: циклы гравюр: «Жизнь подмастерья» или «Прилежание и леность» (1747). Теоретические работы Хогарта («Анализ красоты» – 1753). Оказал влияние на развитие критического реализма в европейском искусстве 19 века и на становление политической и бытовой карикатуры.

Жан Батист Симеон Шарден (18 век) – стал изображать быт простых людей, бытовой жанр в его творчестве: типажи «третьего сословия» - слуги, ремесленники.

Творчество Джорджа Стаббса – в 18 веке одновременно с критическим реализмом Хоггарта развивается реалистическое искусство в жанре анимализма. Стаббс - выдающийся художник-анималист и ученый-биолог, применявший свои научные знания в искусстве для более точного воспроизведения натуры.

1 2 3

Предтечи реализма в Италии 18 века: пейзажи художника-академиста Антонио Каналетто в жанре ведута. «Гранд-канал Венеции» (1), «Венеция. Дворец и библиотека» (2)

1 2

19 век. Художники- романтики из разных стран все чаще стали писать с натуры, создавать для своих картин натурные зарисовки (Жерико «Плот Медузы», Прерафаэлиты, Тернер и др.)

Уильям Тернер (начало 19 века) «Пожар в Лондонском парламенте»:

6 октября 1834 года простой народ Лондона ликовал. Наконец-то гнев Божий постиг парламентариев, принявших Новый Закон о бедных; закон, обрекавший бедняка на прозябание в работном доме: на фактически тюремный режим, скудное содержание и бесконечный труд – этот парламент теперь горел. Причиной пожара стали счётные палочки. Правительство отказалось от использования счётных палочек ещё в 1724 году — в то время правительственные клерки уже все были обучены грамоте и счету. Но — как оказалось — правительство было излишне оптимистично. В 1826 пришлось отказываться от злополучных палочек опять. Много лет спустя Чарльз Диккенс так описал произошедшее в своей речи: «…в 1826 нам сказали, что счётные палочки уже не используются. К 1834 у правительства скопились огромные запасы неиспользуемых счётных палочек; следовательно, возник вопрос — что делать с таким количеством изношенного, гнилого, червивого, старого дерева? … Палочки хранились в Вестминстере, и мы — как и любой разумный человек — могли бы предположить, что эти палочки раздадут живущим в окрестностях беднякам на растопку каминов. Но случилось иначе: правительство не может позволить себе применить с пользой такое количество ресурсов. Поэтому решено было эти нелепые палочки сжечь — конечно, в обстановке строгой секретности. Они и были сожжены — в печи Палаты Лордов. От раскалившейся печи загорелась деревянная обшивка на стенах, от обшивки — вся Палата Лордов, а от Палаты Лордов загорелась Палата Общин. Два здания сгорели дотла; и сейчас мы тратим уже второй миллион фунтов стерлингов на их восстановление…»

 Невиданное со времен Великого Пожара 1666 года зрелище привлекло огромное количество зевак — включая премьер-министра. Многие нанимали лодки — чтобы подобраться поближе к увлекательному зрелищу. Пассажиром одной из лодок был известный живописец Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. А так как он считал, что «фантазия никогда не будет способна создать ничего, сравнимого с действительностью» в лодке с ним присутствовали и орудия его ремесла. Результатом стал почти десяток акварелей и несколько работ маслом.

1 2 3 4

Реальное современное событие, причины которого косвенно отражали существующую социальную несправедливость, было запечатлено Тернером в пленэрных этюдах с натуры. О пейзаже (2) критики: «Возможно ли, чтобы Паганини цвета, создатель стольких прекрасных работ породил такое скопление странных пятен, такое колористическое чудовище?» Импрессионизма во времена Тернера еще не существовало, оттолкнувшись от академизма как классического фундамента своего творчества он смело стал художником-новатором и экспериментатором, стал предтечей импрессионизма. «Пожар в здании парламента» (3,4)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...