Принцип соответствия содержания образования и способов обучения этнофилософским взглядам
Официальная философская наука, господствующая в нашей стране более семидесяти лет, оказалась в глубоком кризисе вследствие того, что она была оторвана от народной мудрости, этнофилософии, бытовавшей в течение тысячелетий. Попытка сформировать коллективное сознание на основе абстрактной, оторванной от жизни философской системы, привела к политическому, экономическому и идеологическому кризису, который породил такие негативные явления, как межнациональные конфликты. Л.Н. Толстой, основатель естественной крестьянской школы в Ясной Поляне, писал: «Величайший абстрактный философ не даст мне одной тысячной доли тех оснований, которые я найду в приемах дедов, отцов, матерей, старших сестер, братьев, соседей». Он также называл имена двух крестьян, которые, как он признавался, оказали на него несравненно большее влияние, чем все преподаватели гимназии и профессора университета, вместе взятые [28, с. 46]. Вся педагогическая система Л.Н. Толстого содержит в себе не только глубокое уважение, но и основательное знание народной педагогики, или как он ее называл, «педагогики жизни». И, пожалуй, он был одним из первых, кому удалось представить педагогику русской крестьянской среды, провести здесь детальные и удивляющие своей прозорливостью исследования. В утверждениях педагога о том, что «невозможно все население в деле образования подогнать под одну шапку», кроется еще одно свидетельство глубокого понимания им реально существующих явлений. Толстой видел и призывал непременно учитывать региональные, культурные, национальные различия человеческого общежития. Это, по сути дела, отказ от общих, абстрактных подходов к решению сложных педагогических задач. Такая позиция, по мнению Толстого, ведет к обезличиванию народов, к непростительной нейтрализации имеющихся национальных особенностей. И приводит, в конечном итоге, к безликости каждого отдельно взятого человека [22, с. 44].
Историко-педагогические и философские исследования ряда ученых (С.А. Артюнов, В.Ф. Афанасьев, В.К. Бацын, Л.А. Волович, Г.Н. Волков, Г.В. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов, К. Сатыбалдинова, М.Г. Тайчинов, Я.И. Ханбиков, А.Н. Хузиахметов и т.д.) подтверждают этническую обусловленность содержания образования, методов и приемов обучения. Система образования, направленная на формирование достойного для своего общества человека, всегда опиралась на традиционную народную философию, которая тысячелетиями вырабатывала специфическую систему взглядов на окружающий материальный и социальный мир. Содержание образования одних народов формировалось под влиянием Западной рациональной философии, других народов – Восточной иррациональной философии. Для человека Запада характерно активное, деятельностно-преобразующее отношение к миру, а для человека Востока – целостное отношение, основанное на идее принятия мира таким, каков он есть. Человек Востока выступает в роли садовника, понимая и обживая природу, сосуществуя с ней [70]. На Востоке воспитание и образование неразделимы. Более того, образование подчинено воспитанию, оно включено в содержание воспитания в качестве существенного элемента. Человек Востока учится, чтобы быть; а человек Запада – чтобы знать. Для народов, живущих и развивающихся на основе Восточной философии, одним из направлений обновления содержания может выступить образование, пронизанное воспитанием [70, с. 26]. Такое единство обучения и воспитания возможно лишь при непосредственном общении ученика с Учителем (гуру, мугаллим). Непривычный для Запада статус Гуру на Востоке или Ак-сакала – мудрого старца, у народов Средней Азии, Казахстана и тюркоязычных народов России служат своего рода примером для усвоения и воспроизведения образа жизни своего народа.
На Западе же воспитание и обучение обнаруживают тенденцию отрыва друг от друга. Хотя в народной педагогике Запада воспитание и обучение также находились в единстве. Современное же западное образование направлено на формирование человека, приспособленного к функционированию в системе определенного социума. В постиндустриальном обществе содержание образования ориентировано на реализацию обозримой прагматичной цели – формированию конкурентоспособной личности, способной успешно функционировать в гражданском обществе в условиях демократии, рынка и информационного бума [109]. В истории педагогики народов мира имеется немало примеров, когда национальное образование строится на принципах народной мудрости, этнофилософии. За две с половиной тысячи лет конфуцианство в Китае вошло в плоть и кровь народа, и теперь, какую бы сторону жизни китайца не рассматривать – традиции, обряды, привычки, взаимоотношения между людьми, воспитание и обучение, нормы поведения и мораль – везде заметно влияние конфуцианских идей. Учение Конфуция зиждилось на авторитете глубокой древности, так как, по его убеждению, в те времена правители были мудры, чиновники бескорыстны, а народ благоденствовал. Превознося минувшие века и критикуя нынешний, Конфуций целью своего преподавания поставил воспитание идеального человека – «благородного мужа», который должен был обладать «пятью добродетелями»: человеколюбием, долгом и нормами поведения, знаниями, верностью и сыновней почтительностью. «Благородный муж» должен быть человеком честным и искренним, прямодушным и бесстрашным, всевидящим и понимающим, внимательным в речах и осторожным в делах. Конфуций учил повиновению правителю, почтительности к старшим, соблюдению интересов семьи [89, с. 64]. В педагогических воззрениях многих народов мы находим философию гармонии, по выражению Г.Н. Волкова, – «мудрость жить в мире и согласии». В философии финно-угорских народов, человек представлен как частица огромного материального мира, результат творения как космических, так и земных естественных законов. Опираясь на такое учение, народная педагогика финно-угорских народов формировала у человека чувство гармонии между человеком и космосом, между человеком и человеком, между человеком и окружающей средой. В легендах, мифах, сказках, заговорах, специфических средствах воспитания, проводилась мысль о том, что непочтительное отношение к законам космоса и земли, уничтожение деревьев, зверей без необходимой потребности, убийство человека без учета судьбы, дарованной космическими и земными законами, воровство – всегда наказуемы.
По марийским философским представлениям человек создан природой для трудовой деятельности, а не праздной жизни. Только упорный труд ведет к материальной обеспеченности. Человек, ведущий паразитический образ жизни наказывается матерью землей. На основе такого мировоззренческого представления были разработаны специфические методы и средства воспитания трудолюбия с детского до преклонного возраста. Одним из эффективных средств воспитания трудолюбия был народный театр, используемый марийцами еще тысячи лет тому назад в целях воспитания человека. В народной философии марийцев своеобразно сформировано понятие о счастье. По воззрениям марийцев, счастье – это дарованная природой жизнь, окружающий мир является средой ее биологического функционирования, условием для социального развития личности. Данное воззрение прослеживается в мифах, легендах, сказках, песнях. Система такого взгляда напоминает лестницу, на ступеньках которого сверху донизу расставлены понятия по степени функционирования в окружающем мире. На самой верхней ступени расположено космическое пространство, затем время, ниже – окружающий мир, растительный мир, птичий певчий мир, родная деревня, родной дом, отец с матерью, братья, сестры, на самой нижней ступени – сам человек, созерцающий жизнь. Геометрическая конструкция этой системы напоминает треугольник вершиной вниз. Через эту конструкцию можно видеть от каких космических, земных, социальных законов зависит жизнь отдельного человека. В связи с этим вся система воспитания направлена на создание гармонии между человеком и представленным в философской системе окружающим миром: на почитание законов космоса и земли, природы, соблюдение нравственных законов между людьми, на воспитание патриотизма, любви к родному краю, роду, родной семье. Без соблюдения этих нравственных принципов исчезнет народ как социальная общность людей.
Следовательно, народные дидактические принципы марийцев исходили из традиционной народной философии, основные положения которой разработаны в мифологических, фольклорных, религиозных представлениях, обрядах, обычаях и произведениях искусства. Глубокий анализ этих материалов показывает, что у марийцев и других финно-угорских народов существовала целостная система философских и дидактических представлений. Без учета этой традиционной народной системы взглядов на окружающий мир и на воспитание человека ни одна официальная государственная система воспитания не способна сформировать достойного гражданина страны [1, с. 164-165].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|