Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип соответствия содержания образования и способов обучения этнопсихологическим особенностям




Этнопсихология – междисциплинарная область знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования национального самосознания и этнических стереотипов.

Создание особой дисциплины – «психологии народов» – было провозглашено уже в 1860 г. М. Лацарусом и Х. Штейнталем. Они трактовали «народный дух» как психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, содержание его должно быть раскрыто путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры. В начале ХХ в. эти идеи получили развитие в 10-томной «Психологии народов» В. Вундта. В американской науке 1930-1950 гг. этнопсихология практически отождествляется с неофрейдистской теорией, в которой делалась попытка вывести свойства национального характера из так называемой базовой или модельной личности, которая, в свою очередь, ассоциировалась с типичными для данной культуры методами обучения и воспитания детей.

Более полное и глубокое понимание человека человеком зависит от ряда факторов, в том числе от знания национальной психологии, самобытности этноса, от знания системы эталонов и стереотипов, этикета поведения, межличностного восприятия, которое отражает ценности, установки той или иной этнической общности. Эталоны и стереотипы, составляя наряду с другими компонентами, содержание обыденного сознания представителей определенной этнической общности, возникают на базе традиционных представлений этноса. Такие выработанные эталоны и стереотипы есть продукты социально-культурной среды и усваиваются, формируются у человека в процессе его социализации [77, с. 44].

Под этническими стереотипами подразумевают обобщенные, устойчивые, эмоционально-насыщенные, сложившиеся в исторической практике межэтнические отношения, образы этнических групп, регулирующие поведение их представителей. Этнические стереотипы, эталоны как элемент обыденного сознания этноса отражают специфические для данной культуры нормы и схемы поведения, основные этнические категории, значимые для данной культуры в системе установок и ценностей. Система ценностей, нравственно-этических установок, закрепленная в культуре определенного этноса, обуславливает значимые основания восприятия и осознания членами этого этноса окружающей их действительности. При посредстве этих категорий люди воспринимают, познают и оценивают действительность, социальные объекты, себя и других окружающих его людей [43, с. 133].

О разных народах часто можно слушать такие меткие характеристики: литовцы – спокойные и рассудительные, грузины – гордые, гостеприимные, русские – широкие натуры, англичане – чопорны и флегматичны, немцы – бережливы, исполнительны и расчетливы и т.п. [77, с. 42].

Существенной стороной национальной специфики и национальной общности народа является его национальный характер и определенный этикет – совокупность правил, регулирующих межличностные общения. В формировании культуры межличностных, межнациональных отношений этикет, реализуясь в общении, не только накладывает большой отпечаток, но и играет большую роль в формировании личности. Этнографы, этнопсихологи, лингвисты, занимающиеся изучением этноэтикета, определяют его не только как совокупность правил, выработанных в определенном этносоциуме под воздействием обычаев, традиций, регулирующих общение между людьми, но и отмечают его значение как ярко выраженного нормативного, регулирующего явления коммуникативной культуры.

Знание структуры и динамики этнического сознания, содержание которого составляют традиционные представления, эталоны и стереотипы, составляющие определенную систему, имеет большое практическое значение для оптимизации учебно-воспитательной работы в учебных заведениях, организации деятельности учащихся по формированию культуры межнациональных отношений, нравственного сознания и поведения учащихся. Ведь совершенствование социально-этических норм, гуманистических отношений и формирование человека с новым мышлением требует учета национальной психологии, содержания обыденного сознания, самобытности этноса, представителей различных национальных культур, существующих в данном регионе и сопредельных народностей.

В исследованиях по социальной психологии и педагогике (Ю.В. Арутюнян, А.К. Байбурин, В.М. Беркутов, Ю.В. Бромлей, Дж. Брунер, Р.В. Габдреев, Г.Г. Дилигенский и т.д.) выявлена взаимосвязь между свойствами национального характера и типичными для данной культуры методами обучения и воспитания детей. Содержание образования, методы и приемы обучения, которые соответствуют этническим, психофизиологическим особенностям детей, наилучшим образом способствуют развитию у них когнитивных процессов (В. Вундт). Например, элементы народной математики составляли основное содержание математического образования татарского народа, а формы и методы обучения детей стимулировали развитие у них способностей к познанию фактов и явлений окружающей действительности (В.М. Беркутов) [15, с. 107].

Национальные особенности мышления устойчивы, так как они обусловлены особенностями знаковых систем – языка, искусства, обычаев, обрядов, традиционных форм поведения. Человек, усваивая культуру данного народа, усваивает и способ мышления его представителей, вооружается национальными средствами мышления и общения. Мышление с помощью средств данного народа становится для него привычным, традиционным [52, с. 57].

К необходимости учета этнопсихологических особенностей в процессе обучения детей русских и татар пришел Р.В. Габдреев на основе экспериментальных данных. При работе с тестом самооценки татары относят эмоциональность чаще всего к нейтральному качеству, а русские к положительному качеству личности. В когнитивной сфере у татар, огромную роль играет образность речи и мышления, что, естественно, влияет на успешность обучения. В структуре организации поведения следует подчеркнуть доминанту личностной и деловой направленности. У русских наблюдается равномерный разброс между деловой, личностной и коллективной направленностями.

Осознанная регуляция учебно-познавательной деятельности у русских строится с ориентацией на внешнюю структуру, а у татар – на внутреннюю, причем у тех и у других прослеживается связь с эмоционально-волевой сферой. Если же сюда добавить нравственно-этические компоненты регуляции активности, которые также различны, то выявляется некорректность существующей системы воспитания и обучения с позиции этнопсихологии [35, с. 20-21].

Отражение в содержании образования этнопсихологических особенностей народа представляет собой непростую задачу, поскольку свойства национальной культуры как целого и свойства составляющих этнос индивидов не тождественны. Все заключения об этнических особенностях и их роли в процессе формирования личности должны быть сделаны только после глубокого изучения. Абстрактные и необоснованные заключения о психологических особенностях народов могут оскорбить их национальные чувства. Вместе с тем, разработка этнопсихологических аспектов содержания образования с учетом современных тенденций имеет важное значение в деле построения национальных систем образования [108].

Ядром этнопсихологии выступает национальное самосознание и национальный характер, формирование которых подчиняется определенным закономерностям [110]. Процесс формирования нормативного этноса, национального самосознания легче всего проходит в наиболее однородной по своим социальным и культурным характеристикам макросреде (Г.Г. Дилигенский). С другой стороны, реальный мир многонационален и предполагает диалог этносов, готовность представителей разных национальностей к благожелательному контакту. Отсутствие у представителей того или иного этноса поливариативности образования накладывает ограничение на развитие как мышления, так и национального самосознания. Поэтому содержание национального образования должно обеспечить достаточно полное представление о других этносах, их культуре.

Каждому этносу присущ особенный менталитет – свой образ жизни, способ мышления, склад ума. Менталитет – субстанция духовная. Складываясь исторически, индивидуальный и общественный менталитет является производным культуры того или иного народа, его религии, уклада жизни, философских идей и, конечно же, образования. Связь между менталитетом и образованием двойственная, обоюдная. С одной стороны, характер образовательной деятельности в том или ином этносоциуме зависит от его ментальных приоритетов. С другой – и сами приоритеты, жизненные ценности и идеалы зависят от образовательных потенций этноса, его стремления к воспроизводству в каждом последующем поколении собственных культурных традиций и нравственных устоев, к их непрерывному обогащению и развитию [36, с. 8].


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...