Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Язык матери, отца, моих предков




О, как ты прекрасен, как велик!

Через тебя я познал природы секретов

Источником мудрости останешься на век!

В последние годы в филологической науке появилось новой научное направление, исследующее проблемы использования обучающего потенциала родного языка в преподавании других дисциплин. В этом направлении активные поиски ведутся преподавателями иностранных языков. В частности, В.Н. Хисамова – преподаватель Татарского государственного гуманитарного института (г. Казань), занимается разработкой методики преподавания английского языка через татарский язык.

Классик чувашской педагогики И.Я. Яковлев оставил обширное наследие по обучению и воспитанию учащихся в родной языковой среде средствами народной педагогики, заложенной в произведениях устного народного творчества. Он считал, что фольклор передает отношение народа к жизни, к тем или иным историческим событиям. Изучение устного народного творчества и краеведческая работа показывают общую судьбу сопредельных народов и воспитывают у учащихся национальную гордость, уважительное отношение к другим народам [103]. В своем завещании чувашскому народу он писал: «Помните, что владеть сердцем народа вы можете, только если не будете чуждаться языка родного». И.Я. Яковлев выдвинул интересную мысль, что человек, проникшийся идеями и понятиями известной народности, даже не зная на первых порах языка этой народности, по существу уже принадлежащий ей, и ему, в силу законов душевного развития и нравственного усовершенствования, ничего иного не остается, как только скорее изучить язык этой народности.

Ценные мысли о воспитании подрастающего поколения на духовно-нравственном богатстве родного языка и общечеловеческой культуры оставил выдающийся поэт-просветитель башкирского народа XIX века М. Акмулла. В отличие от религиозно-мистических поэтов-суфиев он выражал идеалы и чувства простого народа, призывал народ к просвещению, к овладению ремеслом в лучших традициях народа, прославлял разум, справедливость, гуманизм. Наиболее щедрые источники, напоившие творчество самого Акмуллы – это народная мудрость, родной язык, классическая устная поэзия. Поэт, впитав в себя дух народа, традиции народно-поэтического творчества, сам, в свою очередь, обогатил традиции народного творчества, призвал к изучению русского и иностранного языков. И ныне свежи и актуальны его строки: «Хорошо по мере сил, приобщаться к различным наукам. Хорошо получать знания не только через русский, и, если в силах, и через французский язык» [98, с. 135].

Язык – саморазвивающаяся, открытая система. По крайней мере, за исторически обозримый период язык этнического ядра развивается в язык более широкой общности, распространяясь пространственно. Язык является средством человеческого общения, важнейшим орудием познания, развития сознания, всех отраслей материальной и духовной жизни общества. Язык в известном смысле и зеркало, и барометр социальной жизни народа.

Одним из дидактических условий использования идей народной педагогики в совершенствовании форм и методов обучения является обогащение содержания учебного материала за счет включения в его состав элементов этнической культуры. Эффективными этнодидактическими средствами служат игры, народные поговорки, пословицы, загадки, сказки, считалки, скороговорки и т.д. Выбор того или иного средства определяется, прежде всего, его основными функциями. В народной педагогике наблюдается достаточно четкая дифференциация основных функций этих средств: пословицы используются главным образом для этического воспитания, загадки – для умственного развития, игры – для физического воспитания и т.д. Разумеется, каждое из средств наряду с основной обучающей функцией, обладает еще и другими функциями. Например, в пословицах много логики и поэзии, в загадках – красоты, в играх – интеллектуального и эмоционального заряда и т.д.

Если педагог в ходе занятия намерен акцентировать внимание детей на этической стороне вопроса, он обращается к пословицам; если речь идет о развитии ума, смекалки – к загадкам и играм и т.д. В то же время следует учитывать возрастные особенности учащихся и специфику изучаемого предмета. Скажем, такое этнодидактическое средство, как сказка, лучше всего применять в начальной школе и в средних классах, а пословицы – в средних и старших классах. Загадки целесообразнее использовать на уроках математики, поговорки и пословицы – на занятиях по гуманитарным дисциплинам.

Многофункциональным этнодидактическим средством выступает народная игра, значение которой трудно переоценить не только в педагогике, но и в жизнедеятельности человека.

Вспомним емкую по своему содержанию формулу Вундта-Плеханова: «Игра – дитя труда». Применительно к этнодидактике можно было бы ее перефразировать как «игра – дитя познания».

В педагогике Фребеля, который первый квалифицировал игру как педагогическое явление, игра дидактизирована, она выполняет задачи обучения. П.П. Блонский игру назвал «великой учительницей», которая развивает ребенка во всех отношениях. Эту особенность игры образно подчеркивал профессор Е.А. Аркин: «Игра – это школа, первоначальная школа, в которой ребенок подготавливается к будущей жизни…» [6, с. 183].

Г.С. Виноградов строил свое понимание народной педагогики в значительной мере на материале народных игр. Игра явилась, по существу, одним из самых первых воспитательных средств в истории человечества. Превращение игры в целенаправленное средство обучения и воспитания человека, как отмечал В.М. Григорьев, стало одним из первых педагогических деяний человечества. Эпоха филогенеза оставила неизгладимый след в онтогенезе в виде сокращенного, но непременного этапа в развитии каждого человека. В народной педагогике игры это отражено в виде гениальных по простоте и органичности младенческих игр [40, с. 110].

Игра в этнопедагогике рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка, важный фактор обучения, особая сфера самовыражения и развития личности. Можно только удивляться широте и многообразию игровых форм, возможности проникновения игровых начал в разные сферы человеческой жизни.

Основу игровой культуры составляют традиционные народные игры, забавы и праздники, что делает их изучение особенно занимательным. Игра как особая форма взаимодействия человека с миром, открывает возможности самореализации и развития личности благодаря специфической мотивации игрового поведения, существования особого «мира игры» с его специфическими временем и пространством, нормами и правилами.

Важно соблюдение принципа единства общечеловеческого, этнического (этноконфессионального) и личностного начал в игровой культуре. Игра является частью культуры народа, а игровая культура личности – составной частью общей культуры личности. Игровую культуру следует рассматривать как постоянно развивающуюся систему, сочетающую традиционные и новые, вновь зарождающиеся формы игрового поведения.

На основе перспективной целевой программы создается «Видеоэнциклопедия народных игр». Программа опирается на 20-летний опыт деятельности КДИ – Клубов друзей игры, проводящих лонгитюдное и экспедиционное изучение игры, создавших научный архив КДИ; общественный музей игры и игрушки, осуществляющих ряд программ по собиранию, изучению и возрождению народных игр. Продуктивность использования видеозаписей для изучения и распространения игр и игровых программ не вызывает сомнений. Подобная программа неоднократно апробирована за рубежом. Особый интерес представляет опыт Смитсонианского научного института (США) [41, с. 142].

Систематизация – необходимый этап изучения любых явлений, включая народные игры. Основания здесь возможны разные: национальная принадлежность (татарские, русские игры и т.д.); места бытования (кавказские, сибирские игры и т.д.); длительность; организационные формы игр и др.

В.М. Григорьев, принимая за основу систематизации развивающие функции игровой деятельности, выделил целые пласты игр, полезных, прежде всего, для физического развития (подвижные, спортивные игры); умственного (настольные игры, загадки и т.п.); трудового (строительные, игры с изготовлением игрушек и др.); эстетического (игры-представления, хороводные, танцевальные игры и т.д.), а также игры социально-нравственной ориентации (ролевые игры, игровые наказания, обряды и др.) [39, с. 177].

Систематизаторы поставили перед собой цель полного и целостного изучения игр определенной местности – поселка Лесной городок и прилегающих деревень Одинцовского района Московской области. Комплекс специально разработанных методик, а главное, систематичность и длительность изучения позволили зафиксировать здесь около трех тысяч игровых форм.

Общее количество типов игр превысило 100, но и они не охватили всего многообразия игр, т.к. игровая деятельность непрерывно развивается постоянно рождает переходные явления, не укладывающиеся в любую существующую систему. Классификация игр становится открытой системой. Материалы, собранные в Лесном городке, показывают, что народные игры представлены во всех перечисленных выше родах игр и составляют их ядро, своего рода «золотой фонд».

Выявлены национальные особенности в соотношениях игр разных народов и типов. Однако у любого народа при достаточно полном изучении его игр обнаруживается полнота их общей структуры – наличие всех перечисленных родов игр. Это позволяет перейти от сопоставления отдельных видов и типов национальных игр к сравнительному изучению целостной игровой культуры разных народов, что поднимет изучение народных игр на принципиально новый, более высокий уровень.

Народные игры существуют в трех измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. К прошлому относится впитанный в игру многовековой опыт народа; в настоящем – удовлетворение потребностей развивающегося ребенка; к будущему – закрепление умений и навыков, необходимых для его формирования как личности с целью подготовки к жизни.

Возрождение игры на современных этнографических праздниках, в фольклорном движении предполагает не просто демонстрацию хода народной игры, а ее естественное включение в современную практику.

Характерной чертой народной игры является многогранность, обеспечивающая необходимые эмоциональные условия для развития личности ребенка. Игра – это увлекательный процесс, через который осуществляется познавательная деятельность. В процессе игровой деятельности ребенок проявляет поисковую активность, удовлетворяя то, что Павлов назвал «инстинктом познания». Поэтому игру целесообразно использовать на всех этапах обучения: и в процессе формирования умений, навыков, и в процессе приобретения знаний.

Народная игра еще не нашла своего достойного места в современной школе. Она больше всего применяется в форме «игрового момента», служащего средством мотивации, а меньше всего – в качестве этнодидактического средства. Перед дидактами и учителями-предметниками стоит большая работа по разработке и применению народных игр непосредственно в процессе преподавания отдельных предметов.

Огромным обучающим и развивающим потенциалом обладает народная игра. В ходе игры формируется самостоятельность и сообразительность, фантазия и изобретательность – те умения, без овладения которыми невозможно эффективное обучение и полноценное усвоение знаний. Поэтому народная игра сегодня активно применяется и в качестве этнодидактического фактора, способствующего прочному усвоению основ наук. Использование народной игры в качестве этнодидактического фактора будет рассмотрено в четвертой главе.

Незаменимым народным обучающим, т.е. этнодидактическим средством является сказка.

Народные сказки сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Это первое звено той цепи, которая связывает человека со всеми предыдущими поколениями, да и со всем человечеством. «Если эта цепь оборвется, и кто-то не сумеет передать весь накопленный веками опыт своим детям, то последние обречены на бесчисленные страдания» [26, с. 113].

Невежественным считается человек, который не знает народных сказок. Любой человек в большей или в меньшей степени является учителем и воспитателем хотя бы по отношению к своим детям. Хорошим может считаться лишь тот педагог, который знает историю, культуру, традиции народа.

Одним из богатейших кладезей языковой культуры народа являются сказки. В народной сказке сочетаются и логическая мысль и поэтический образ. Сказка и обучает, и развивает, и воспитывает. Простота языка, его приближенность к разговорной речи, богатство образов, увлекательность сюжета позволяют использовать сказку в качестве замечательного этнодидактического средства.

Использование сказки в учебно-воспитательном процессе направлено на развитие речи учащихся, воображения и фантазии, формирование образного мышления.

Сказки просты по сюжету, доступны по содержанию, с интересом воспринимаются детской аудиторией. Как повествовательные тексты годятся для выработки навыка пересказа, монологичного говорения. В неадаптированном варианте имеют довольно сложный синтаксис. При чтении можно тренировать интонационные схемы многозвенных предложений: предложений с однородными членами, инфинитивными оборотами.

Работа над сказкой начинается с изучения специфики сказочного стиля повествования, т.к. своеобразие сказочного языка лежит на поверхности, и с него начинается восприятие сказки. Работа над формой ведется на разных уровнях. Выявляются наиболее характерные для сказочного повествования стилевые особенности (композиционно значимые речевые обороты, штампы, инверсии, небольшие синтаксические конструкции, диалогичность, разговорная лексика и т.д.). Рассматривается композиционная структура сказок, составляются рабочие классификации типических сюжетных ходов, персонажей.

Составление классификаций – это своеобразное составление программы для ЭВМ; создается банк данных (сказочные герои и ситуации), из которого, по необходимости, выбираются нужные для действия элементы.

Можно устроить лотерею героев, закрепив за каждым определенную функцию (например, Иванушка – дурачок, Кащей – злодей, Волк – разбойник и т.д.), и ситуаций (кража, поход, горе, удача и т.п.). Необходимо все это перемешать, составить произвольные комбинации и сочинить на их основе сказку. Число героев и ситуаций не ограничивается. Когда к творческому процессу подключились учителя информатики, появился и алгоритм сочинения сказок, и компьютерная программа с использованием народных героев.

Уметь сочинять сказки должен любой человек, имеющий хоть какое-то отношение к детям. Необходимость этого ярко доказана в одном из рассказов А.П. Чехова, где отец безрезультатно внушал сыну мысль о вреде курения, но добился, чего хотел, лишь после того, как рассказал ему печальную сказку на ту же тему.

Придумывание сказок, не только на морально-этические темы, но и на естественнонаучные, сочетает в себе умственное, нравственное и художественное развитие, вырабатывает у учащихся устойчивое внимание к изучаемому предмету, активизирует мыслительную и творческую деятельность. Неоценимую помощь оказывают учителям школьные учебники из серии «Свободный ум», в частности, книги для чтения, составленные Р.Н. Бунеевым и Р.Б. Бунеевой, где видное место занимает такой жанр, как сказка.

Дидактизм народных сказок, их познавательная и воспитательная роль очень широко показаны в работах Г.Н. Волкова.

Традиции народной педагогики в сказках А.С. Пушкина непосредственно связаны с проблемой народности, в которую входят позиция автора, отражение народных идеалов, признаки народного характера.

А.С. Пушкин, будучи дворянином, гордился своей принадлежностью к этому классу и увековечил роль дворян Пушкиных в истории России на страницах «Бориса Годунова». Вместе с тем он сатирически изобразил этот класс в ряде своих сочинений, в том числе и в сказках, созданных уже зрелым Пушкиным-реалистом. Взглядом мужика он посмотрел на свой класс, оценил его с точки зрения крестьянина-труженика [66, с. 47].

Обучающие возможности сказки не ограничиваются содержанием гуманитарных дисциплин. Опытные учителя применяют сказки и в преподавании предметов естественно-математического цикла.

При изучении механического движения в 7 классе на уроке, посвященном расчету пути и времени движения, учитель рекомендует вспомнить татарскую народную сказку «Таћ-батыр» и придумать задачу на перемещение. Например, считая среднюю скорость пешехода 5 км/ч, всадника – 20 км/ч и учитывая, что в сутках 24 часа, определить, сколько километров пути прошел батыр, прежде чем дошел до золотого дворца?

При изучении темы «Сила упругости» учитель советует вспомнить известную сказку «Шурале» и указать, как сила упругости «помогла» джигиту прищемить пальцы злого лешего в расколотом бревне, и, таким образом, спасти свою жизнь. А при изучении тем «Архимедова сила», «Плавание тел» учитель считает целесообразным начать урок с задач, содержащихся в самой сказке. Например, один из падишахов показывает юноше два одинаковых полена, сделанных из одного дерева, и требует определить, которое из них сделано из верхней части дерева, которое из нижней. Джигит обратился за советом к отцу («Мудрый старик»).

– Придем и мы на помощь юноше, - говорит учитель. – Кто читал сказку и знает, что посоветовал старик сыну?… Почему старик велел опустить бревна в воду?… Каков результат? (Полено, сделанное из нижней части дерева, должно больше погрузиться в воду). На эти вопросы мы ответим, изучив сегодняшний материал.

Этап обобщения урока осуществляется решением данной задачи. Знание содержания сказки «Мудрый старик» позволяет учителю использовать ее и в 8 классе при изучении темы «Отражение света. Законы отражения». Как известно из сказки, один падишах увидел на дне реки драгоценный камень, но ныряльщики не могли его найти. Мудрый старик посоветовал искать камень в птичьем гнезде над тем местом, где обнаружен камень, так как понял, что в воде видится отражение камня.

Приведенные выше примеры позволяют сделать вывод о том, что изучение материала происходило со ссылкой на содержание татарских народных сказок. Этим приемом можно пользоваться и при закреплении материала. Скажем, учащиеся 8 класса в главе «Тепловые явления» первично ознакомились с темой «Теплопроводность». Чтобы усвоить материал более прочно, учитель рекомендует прочесть сказку «Золотое перо» и найти в ней пример описания явления теплоизоляции. (Главному герою сказки Тимуру надо было вынуть из котла с кипящим молоком кольцо морской девы. Он нашел в лесу волшебную траву, покрытую росой, натерся ею, нырнул в кипящий котел и вынырнул невредимым с кольцом. После натирания травой вокруг тела Тимура образовалась теплоизолирующая пленка, которая и защитила его от обваривания).

Подобных примеров, как видим, можно привести множество. В татарских народных сказках не только ярко и образно воспевалась родная природа, но и подмечались характерные природные явления. Природа – это не только окружающая среда, но и огромная «лаборатория», где происходят разнообразные физические процессы и явления. Изучение их на фоне фрагментов из народных сказок не только обогащает учебный процесс, он становится интересным, наглядно-образным, впечатляющим, но и расширяет кругозор учащихся, дает им представление о культуре и самобытности своего народа [48, с. 71-72].

Как правило, все сказки содержат педагогические идеи, которые завуалированы в интересный для детей сюжет. Именно по этому дети с большим удовольствием читают сказки и принимают активное участие в их инсценировке. Работая над сказками в классе или во внеурочное время, учитель подводит детей к выводу, что сюжет многих сказок и их основные идеи похожи у многих народов (уважение к старшим, готовность защитить слабых, трудолюбие, зло должно быть наказано и т.д.).

Ценными этнодидактическими средствами, широко применяемыми в процессе обучения, являются пословицыи поговорки.

Пословицы и поговорки – это формулы мышления народа. Они прекрасны по форме и превосходно учат «экономии слова, речевой сжатости и образности» (М. Горький). Пословицы легко запоминаются не только потому, что они обладают глубиной своего смысла и приложимы ко многим жизненным явлениям, но и потому, что они представляют собой, по выражению Г.Н. Волкова, «высокопоэтические педагогические миниатюры», они нацелены на обучение и воспитание.

В пословицах и поговорках, как в зеркале, отражены жизнь и быт народа, его чаяния. В них одобряются хорошие поступки, осуждаются дурные. Краткие пословичные наречения наставляют детей, молодежь на соблюдение норм поведения, предостерегают их от человеческих пороков и недостатков, учат их житейской мудрости.

В поэтической форме народные афоризмы предельно ясно и доходчиво передают сложные и глубокие мысли, схваченные бойким и живым умом человека-творца. Одно из характерных свойств пословиц – их всеохватность, вездесущность; они касаются всех предметов, вторгаются во все области человеческого бытия, людских надежд и помыслов. Благодаря этому и появляется возможность для широкого использования пословиц в учебном процессе на каждом этапе изучения той или иной лексико-грамматической категории. Меткие и образные народные изречения можно привлекать на уроке в качестве иллюстративных примеров при объяснении новой темы, пользоваться ими как дидактическим материалом при закреплении знаний, повторении пройденного и совершенствовании речевых умений учащихся.

Многовековой опыт людей, их обычаи, образовательные и воспитательные традиции, отношение к другим народам яснее всего отразились в произведениях устного народного творчества, в пословицах и поговорках. Произведения такого характера являются одним из важнейших средств обучения и воспитания молодого поколения, что утверждалось многими талантливыми педагогами. Например, ученики Яснополянской школы, открытой Л.Н. Толстым, под его руководством собирали фольклор в деревнях своего уезда. Пословицы и поговорки, писал Л.Н. Толстой, это «народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати» [3, с. 294].

Чувашский просветитель И.Я. Яковлев переводил на русский язык сказки, пословицы и поговорки народов Поволжья и использовал этот материал при составлении учебников и учебных пособий для учащихся и учителей. Татарский педагог-просветитель Каюм Насыйри всю народную мудрость об обучении и воспитании детей собрал в одну книгу: «Китаб ат тэрбия», состоящую из 113 наставлений.

Пословицы-поговорки – это своеобразные лингвистические формулы-знаки для обозначения типичных жизненных ситуаций, вобравшие в себя народную мудрость. Каждая такая ситуация может быть проиллюстрирована наглядным примером из повседневной жизни. На основе ситуации заданной пословицей, учащимся предлагается составить короткий рассказ, пояснить ее смысл. При составлении такого рассказа активизируется словарный запас, тренируется грамматический материал, вырабатывается навык ситуативного общения.

Устное народное творчество занимает достойное место в программе и книгах по чтению для начальных классов. Почти все разделы учебников начальных классов начинаются с произведений поэтического творчества и содержат разнообразные жанры фольклора: народную песню, сказку, пословицы, поговорки.

Для младших школьников они интересны и доступны как по форме, так и по содержанию. Педагоги-мастера систематически пробуждают у младших школьников интерес к слову и при изучении такого жанра, как пословицы и поговорки. Они вводятся в речь детей по темам: о Родине, о труде, о дружбе и товариществе, о книге и грамоте и пр. Все это оттачивает ум учащихся, обогащает их словарный запас, учит правильно употреблять меткие пословицы и поговорки в речи. Это позволяет учителям системно формировать творческие способности учащихся. Их уроки приобретают определенную литературную направленность, способствуют обогащению речи маленьких читателей яркими изобразительными лексическими средствами, вооружают их ключом для глубокого понимания произведений устного народного творчества.

Наблюдения показывают, что младшие школьники при анализе различных жанров фольклора живо интересуются лексикой их языка, осознают значение изобразительных средств [45, с. 89].

Особенно ценны пословицы и поговорки на уроках родного языка, ибо они способствуют формированию у учащихся умения мыслить афоризмами. На уроках русского языка пословицы и поговорки служат прекрасным источником обогащения речи учащихся, совершенствования у них навыков построения разнотипных предложений. Творческое использование афористических жанров малой формы на уроках грамматики расширяет ресурсы обогащения словаря учащихся и синтаксического строя их речи, способствует реализации методических принципов занимательности учебного материала.

Подборка пословиц и их использование на занятии по лексике или грамматике обусловлены характером изучаемого языкового явления. Чтобы ученики уместно употребляли в своей речи пословицы и поговорки, необходимо раскрыть их смысл, объяснить, когда, в каких ситуациях можно пользоваться ими и какой живописной изобразительной силой они обладают.

Главное внимание следует уделять тому, чтобы школьники научились пользоваться ими к месту, поскольку сами по себе, без контекста они не имеют той значимости, какой обладают, когда говорящий их приводит вовремя, уместно. Необходимо показать детям, что пословица – суждение о жизни, вывод, сделанный в результате многих наблюдений. Пословица отражает сложнейшие связи жизненных явлений. Она говорится для того, чтобы к чему-то призвать слушателя, одобрить и похвалить или осудить его, собеседника в чем-либо. Пословицы, как правило, содержат готовую оценку, вывод, однако как отмечает Г.Н. Волков: «…пословицы – не конец, не завершение раздумий, а скорее – точка опоры для новых мыслей, как бы их зародыш». Вот почему многие учителя в своей работе используют пословицу как исходные для построения логических рассуждений, носящих обучающий и развивающий характер.

Изучение передового педагогического опыта показывает, что применение произведений устного народного творчества в целях развития речи учащихся, несомненно, способствует повышению эффективности всего учебно-воспитательного процесса в школе.

Очень полезно практиковать в школах собирание пословиц и поговорок, систематически проводить работу над толкованием их смысла, включением их в состав предложений, составлением сочинений по понравившейся пословице.

В ходе занятий дети учатся правильно и убедительно произносить пословицы, рассуждать по поводу тех фактов, о которых сообщается в этих мудрых народных изречениях. Подбираются примеры из жизни, подтверждающие правильность высказываний.

В процессе анализа пословицы формируются и закрепляются понятия подтекста, логического ударения, пауз разного характера и разной длительности, усваиваются правила постановки тире и двоеточия в простых и сложных предложениях.

Собирая пословицы и поговорки соседних народов, ребята находят много общего между ними. Сходство пословиц и поговорок разных народов чаще всего объясняется не столько заимствованием, сколько одинаковыми условиями жизни людей, общность их жизненного опыта, культуры и быта, миропонимания, сложившихся в результате длительного исторического развития. Сказывалось на характере устного народного творчества и культурное взаимовлияние соседей. Общение обогащает культуру одного народа путем осмысления и освоения достижений другого.

Народная мудрость – явление интернациональное и очень часто в иностранном, русском и родном языке можно найти одинаковые по смыслу пословицы, а сравнение нескольких эквивалентных изречений дает хороший повод для разговора об обычаях этих народов.

Учителя иностранных языков Республики Татарстан проводят научно-поисковую работу по трехъязыковой подготовке учащихся на материале этнопсихологии, этнокультуры этих народов. На практике учителя часто сталкиваются с проблемами перевода фольклора с татарского на русский, затем – на английский язык. Как у татарского, так и у английского народов пословицы отражают окружающую действительность и поведение человека в ней. Многие пословицы отражают отношение народов к труду. Так, например: A good beginning makes a good ending (Башланган эш – беткэн эш); Never put until tomorrow what you can do today (Бугенге эшне иртэгэгэ калдырма); An early bird catches the warm (Тырышкан табар, ташка кадак кагар). Многие пословицы рассматривают моральные качества человека, отношения к семье, к жизни, учебе и т.д. [99, с. 117].

Пословицы, поговорки, меткие выражения помогают учащимся знакомиться с жизнью и культурой народа, язык которого изучается, убеждают в том, что различным народам свойственны одни и те же мысли и стремления, служат нравственному воспитанию, формируют интернациональную культуру и другие нравственные качества характера, относящиеся к общечеловеческим ценностям.

Элементы устного народного творчества могут быть использованы на всех этапах обучения иностранному языку. На начальном этапе, например, при постановке произношения, поговорки и пословицы представляют отличный материал для фонетической и артикуляционной зарядки. На более продвинутом этапе обучения – при изучении грамматического материала (степени сравнения прилагательных и наречий, при объяснении повелительного наклонения, при закреплении отрицательной формы императива); выступают в качестве иллюстрации при изучении отдельных лексических тем; при обучении устной речи и т.д. Следует подчеркнуть, что процесс обучения иностранному языку должен строиться на основе выразительных средств народной педагогики, которые в свою очередь обогатят культурологические знания детей о стране изучаемого языка и помогут лучше понять и оценить красоту и величие своего родного языка.

Важную обучающую функцию в учебном процессе выполняют такие этнодидактические средства как скороговорки, загадки.

Скороговорки представляют собой благодатный материал для выработки навыков правильного произношения звуков в потоке речи. Они легко запоминаются, так как рифмуются, ритмически организованы, оформлены в виде устойчивых выражений. Они представляют собой наиболее трудные для произношения случаи. Работа требует особо тщательной артикуляционной подготовки, быстрого темпа произношения, многократкого повторения. В результате формируется устойчивый произносительный навык. Скороговорки дают также возможность разнообразить фонетический материал, дети запоминают их с удовольствием. Они незаменимы при коррекции произношения.

Загадки применяются для умственного развития детей, формирования способностей анализировать предметы и явления окружающего мира. Так, опытные учителя начальных классов при изучении такой темы обращают внимание ребят на то, что загадка происходит от слова «гадати» и заставляет думать, рассуждать, разгадывать что-то затаенное, загадочное. В этом кроется привлекательность и занимательность загадки, как обучающего средства, формирующего любознательность ребят. Умелое использование загадки в процессе обучения плодотворно отражается на общем развитии школьников и их мыслительной деятельности; формирует у них умения и навыки вдумываться, вникать в смысл слов, понятий, явлений.

Кроме этнодидактических методов и приемов, форм и средств, активно используемых в процессе обучения, имеется большое количество элементов этнической культуры, которые непосредственного участия в учебном процессе не принимают, но оказывают позитивное влияние на процесс приобретения умений, навыков, знаний. Разговор о них пойдет в последней главе книги.

 

Активные факторы

 

Активными этнодидактическими факторами были названы те элементы этнической культуры, которые в некоторых ситуациях могут выступать и средством обучения, т.е. принимать непосредственное участие в самом процессе обучения. Такими факторами могут выступать, например, народная игра, сказка и т.д.

Использование этнодидактических факторов направлено на то, чтобы готовить детей к обучению, формировать у них познавательные умения и навыки, развивать умственные и творческие способности.

Знание детской психологии позволило мастерам народной педагогики создать замечательные произведения устного народного творчества. Все они имели свои дидактические цели, направленные на развитие речи, памяти, мышления, внимания детей, развитие навыков и двигательных свойств рук и пальцев.

Умение слушать и умение пересказывать услышанное вырабатывается и формируется у детей на основе различных по содержанию детских сказок, загадок, детских игр. Эти умения относятся к главным интеллектуальным умениям, характеризующим подготовленность детской личности к обучению. Содержание детских сказок, загадок, игр обогащает запас знаний у детей. Знания об окружающей природе и явлениях расширяют познавательные способности ребенка. Именно поэтому детская народная игра выступает главным этнодидактическим фактором подготовки детей к обучению, приобретению навыков, усвоению знаний.

В отличие от народных дидактических игр, детская игра особо детерминирована возрастными особенностями детей и делится на следующие разновидности.

Элементарные словесно-двигательные игры детей пальчиками, ручками, ножками. Эти игры преобладают в жизни ребенка до трех лет и происходят в основном по инициативе взрослых. В народе они называются потешками, пестушками и часто сопровождают первые самостоятельные движения ребенка, когда он начинает –ходить, шуточное покачивание головы ребенка в руках взрослого, игру с ладошками («ладушки, ладушки…»), с ножками («кую, кую ножку…») и т.п. Такие игры нравятся детям четко выраженным вниманием взрослых, мелодичностью стихотворного обращения, приятными тактильными ощущениями и возможностью повторения предлагаемых старшими движений.

Кроме словесно-двигательного значения потешки часто играют и информационно-развивающую роль. Таким образом, элементарные словесно-двигательные игры в интересной форме помогают ребенку познавать окружающий мир, развивают его речевую и двигательную активность, тренируют внимание, память.

Имитационные игры. Эти игры распространены среди детей старше трех лет и базируются на фантазии, наблюдательности и активности ребят. Часть этих игр не имеет строго установленного содержания и сочиняется по ходу действия, согласно имеющимся условиям. Другая же часть происходит соответственно сценариям, традиционно передаваемым из поколения в поколение. Имитационные игры выполняют значительные функции в формировании ребенка, они развивают его познавательные и интеллектуальные возможности, знакомят с нормами общечеловеческих отношений, с трудом взрослых, активизируют фантазию и творчество.

Подвижные игры. Это наиболее распространенные игры детей, начиная с семи лет. Соответственно возрасту подвижные игры усложняются, требуя от участников ловкости и мастерства. Так, если самые элементарные из этой группы игры – «Третий лишний», «Охотники и зайцы» и др. основаны на беговых возможностях игроков, то уже такие игры, как «Щурка», «Свечка» и др. требуют особых умений в обращении с палками, игральными костями, мячом. Поэтому чаще всего в этих сложных играх участвовали мальчики. Некоторые подвижные игры требовали раздела на команды, что развивало ответственность каждого игрока за собственную игру.

Подвижные игры развивали не только физические качества ребенка, а учили его ориентации в быстроизменяющихся ситуациях, правильному выбору действий, поиску необходимого правильного поведения.

Итак, рассмотренные детские игры, возникшие давно в разны

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...