Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ученики получали умения индивидуально, навыки отрабатывали самостоятельно, обобщенные знания приобретали коллективно.




Таким образом, основными этнодидактическими формами организации учебного процесса являются индивидуальные, самостоятельные и коллективные.

Необходимо обратить внимание на одну особенность этнодидактических форм.

Организационные формы обучения применялись не беспорядочно, а в строгой последовательности. Процесс обучения начинается с приобретения в индивидуальной форме умений (практических, мыслительных). Приобретенные умения самостоятельно закрепляются на основе многократного повторения, осознаются учеником и превращаются в твердые навыки и убеждения. На основе убеждений и осознанных навыков ученики коллективно приобретали обобщенные знания. Такова схема обучения в народной школе. Такая организация процесса обучения, именно в такой последовательности и в таком сочетании, обеспечивала учащимся твердые навыки и прочные знания. В этом и заключается секрет народных способов обучения.

В организационных формах обучения у каждого народа имеются свои особенности. Обратимся к опыту обучения детей народов исламской ориентации (татар, башкир и др.).

Самыми распространенными формами обучения в медресе были: индивидуально-групповая, взаимная, самостоятельная и коллективная.

В медресе обучались мальчики, подростки и юноши от 9-10 до 16-18 лет. Ребят разных возрастов объединяли в группы по 6-12 человек. Их обучением и воспитанием занимались три педагога: хальфа, казый и мударрис.

Хальфа (учитель) был ответственным за организацию занятий с учащимися группы, закрепленной за ним. В начале он работает с каждым учеником индивидуально, а затем – со всей группой. Параллельно с ним работали его помощники.

Наиболее способные ребята обучали более слабых элементарным навыкам чтения, письма и счета. Попутно отметим, что такая взаимная форма обучения получила наибольшее распространение в конце XVIII – начале XIX веков и вошла в историю педагогики народов мира как Белл-Ланкастерская система обучения. Это был дешевый, без больших финансовых затрат, способ приобщения большого количества детей к грамоте. Зародившись в Индии, этот способ стал популярным во многих странах Европы, в Африке, а русские декабристы применяли его даже в далекой Сибири [68, с. 557].

Казый (судья, контролер) отвечал за организацию и контроль самостоятельной работы учащихся, выполняемой в общежитии, проживание в котором было обязательным для всех учащихся.

Мударрис (лектор, преподаватель) организовывал коллективные занятия. Он читал лекции для всех учащихся старших ступеней по теоретическим дисциплинам, таким как «хикмат» (философия), «мантыйк» (логика). Ученики в ходе лекции задавали мударрису вопросы, на которые он тут же отвечал, а иногда вопрос переадресовывал шакирдам. Тогда лекция мударриса принимала активную форму – коллективное обсуждение [24].

Таким образом, в медресе за организацию обучения детей на каждом этапе этнодидактической схемы отвечал отдельный педагог. Организацией индивидуальной, групповой и взаимной форм обучения занимался хальфа, самостоятельной работы – казый, коллективной формы – мударрис.

Краткую характеристику основных форм обучения, применяемых в медресе, представим в таблице.

 

Таблица 1.

Характеристика Форма обучения
индивидуально-групповая взаимная самостоятельная коллективная
Количество учащихся 6-12 пара один 50-60
Педагог, осуществляющий руководство хальфа хальфа казый мударрис
Направленность формы обучения умения умения навыки знания

 

Кроме четырех, основных форм в медресе применялись и внеурочные формы обучения и контроля знаний. В конце XIX – начале ХХ веков большую популярность получили публичные экзамены, проводимые мударрисами с приглашением родителей, знатных людей, меценатов.

Мударрисы, получившие высшее образование в Средней Азии, Турции, Иране, Египте, отличались хорошей теоретической подготовкой и стремились к тому, чтобы уровень подготовки своих подопечных соответствовал уровню подготовки шакирдов мусульманского мира. Для этого применялись различные формы. Мударрисы специально устраивали «моназара» - умственные состязания между шакирдами, организуемые в форме диспута. Часто эти состязания устраивались между шакирдами соседних медресе. Умственные состязания были направлены на формирование у шакирдов не только критического мышления, но и на развитие навыков ораторского искусства, умений вести диалог, отстаивать собственную точку зрения, аргументировать и доказывать свою правоту. «Я до сих пор не могу забыть, - вспоминает о «моназарах» Ж. Валидов, - как один «моназир», то есть состязующийся излагал свои мысли, возражая нашему мударрису, и как он умел свободно держать себя при этом, как шакирды наши с завистью смотрели на него и долго не решались перебивать его плавную и звонкую речь» [25, с. 18].

Если обратиться к истории педагогики русского народа, то можно заметить, что обучением и воспитанием детей в классических гимназиях занимались и университетские профессора, и учителя, и надзиратели, каждый из которых выполнял вполне определенные обучающие функции.

В российских гимназиях и народных училищах исключительное внимание уделялось самостоятельным и практическим формам обучения. Упомянутый выше П.Н. Игнатьев главную задачу видел в широком использовании природных дарований ученика и достижении возможно полного на данном уровне обучения, развития его умственных и физических способностей путем активной самодеятельности. Он считал, что школа должна развивать самостоятельность в учениках и в своих методах, приемах и формах должна стать лабораторией.

Методистом-экспериментатором Н.Г. Лексиным в конце XIX века были составлены методические разработки по арифметике, алгебре и геометрии, в которых он дал описание лабораторного способа преподавания этих предметов.

С 1882 года в Казанской татарской учительской школе вводится изучение «опытной физики», знакомящей учащихся с практическими положениями гидростатики, электричества, оптики [91].

Таким образом, в российских гимназиях и народных училищах ученики получали необходимые навыки самостоятельной работы, достаточные практические умения и теоретические знания.

Известный нам атрибут средство показывает, чем, посредством чего, используя какие материальные (учебник, наглядность, технические средства и т.д.) и нематериальные (слово, сказка, пословица, поговорка и т.д.) средства, учитель ведет учащихся к намеченной цели.

Учитывая, что материальные средства обучения достаточно хорошо раскрыты в доступной педагогической литературе, остановимся на некоторых нематериальных этнодидактических средствах.

Универсальным этнодидактическим средством является родной язык.

Язык – это и «печать истории народа», и средство обучения, и средство выживания этноса. Сокровищница мировой культуры складывается в определенной степени из языков отдельных народов. Исчезновение языков, растворение малочисленных народов в более крупном национальном образовании ведет к вымиранию определенных этносов.

Материнский язык многофункционален, одновременно выполняет коммуникативные и дидактические, воспитательные и развивающие функции.

Родной язык – основа развития самосознания личности, формирования его интеллекта, эмоциональной сферы, творческого потенциала. Он создает условия познания истоков своего народа, его традиций, обычаев культуры, формирование уважения и любви к родному народу.

Дидактические функции языка были отмечены в разное время великими педагогами, литературными деятелями разных народов. Знание любого языка раскрывает перед человеком огромные пласты культуры, формировавшейся на протяжении веков. Неслучайно, немецкий поэт Гёте отмечал, «сколько ты узнаешь языков, столько раз ты человек».

К.Д. Ушинский в знаменитой статье «Родное слово» писал, что «в языке народа отражается климат, природа и историческое прошлое родины... В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости – словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове» [4, с. 52].

О своеобразии русского языка очень хорошо в свое время сказал Н.М. Карамзин: «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем… течет как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, которые заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!» [95, с. 42].

Основатель татарской литературы, поэт Габдулла Тукай, в стихотворении о родном языке показывает познавательную силу родного языка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...