Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Назовите известные Вам социологические теории причин преступности.




Определите предмет криминологии.

Предмет – это те закономерности явлений и процессов, которые изучает наука:

1) закономерности развития и функционирования преступности (качественные и количественные характеристики); закономерности детерминации преступности (причины и условия); причины и условия индивидуального поведения; личность преступника, жертвы; предупреждение преступности.

2) другая точка зрения: организация криминологических исследований; криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью; ликвидация последствий преступности; управление процессами борьбы с преступностью; отклоняющееся (девиантное) поведение и различные «фоновые» явления, которые тесно связаны с преступностью: пьянство, наркомания, проституция, детская безнадзорность; история криминологии; криминологические проблемы зарубежных стран.

Каковы критерии (покзатели) общественной опасности личности?

Общественная опасность личности преступника имеет два критерия. Её проявление в уже совершенном преступлении, причинившем существенный вред обществу, образует объективный критерий. Субъективный критерий общественной опасности представляет собой совокупность личностных свойств, проявившихся в противоправных поступках до совершения преступления и получивших законное воплощение в совершенном преступном деянии. Такой подход к определению общественной опасности преступника приводит к необходимости разграничивать момент явления и момент достоверного установления факта общественной опасности. Как справедливо подчеркивает Г.М. Миньковский, «первое имеет место до (иначе преступление не было бы совершено), второе – после совершения преступления, поскольку единственное достоверное основания для вывода о общественной опасности лица – преступное деяние».

В чем существо «микроструктурного» подхода к объяснению причин преступности?

Причины преступности – микросреда, изменения в ней, где происходит формирование и развитие человека (семья, школа, место работы, досуга).

Назовите основные проблемы информационно-аналитического обеспечения предупредительной деятельности.

Проблемы информационно-аналитического обеспечения законодательной деятельности государственных органов федерального и регионального уровня вообще, парламента России — в частности, являются относительно новыми для науки конституционного права. Толчком к их активному изучению явилась информатизация общества, формирование единого информационного пространства, имеются отдельные работы, рассматривающие указанные проблемы в качестве своего основного предмета исследования. Несмотря на большое количество работ, так или иначе затрагивающих проблемы организации и деятельности органов законодательной власти, в более поздних исследованиях, фактически, за небольшим исключением, не были комплексно проанализированы тенденции в развитии и функционировании системы информационно-аналитического обеспечения законодательной деятельности на современном этапе, особенно в свете обновленного российского законодательства, формированием общего информационного пространства.

Что такое «ошибка репрезентативности» и от чего она зависит?

Ошибка репрезентативности - это отклонение результатов выборочного исследования от результатов сплошного исследования. Опираясь на формулу, разработанную статистикой можно всегда рассчитать возможную ошибку репрезентативности и определить нужное число единиц, которое должно быть отобрано в выборке. 2 вида ошибок репрезентативности: 1) тенденциозная – следствие нарушения правил проведения выборки, такие ошибки д. искл-ся. 2) случайная – следствие того, что изучается не вся совокупность, а только ее часть; эта ошибка – неотъемл. атрибут выбороч. исследования. Если требуется повышенная точность исследования, то ошибка репрезентативности должна быть не более 3 процентов. Обычная точность - от 3% от 10%. Приближенное исследование - от 10 до 20%. Ориентировочная - от 20 до 40%. Прикидочное - более 40%.

Назовите известные Вам социологические теории причин преступности.

Теория множественности факторов была предложена и разработана бельгийским статистиком А. Кетле во второй половине XIX в. («Человек и развитие его способностей, или Опыт общественной физики», 1835 г.). Последователями этой теории были Э. Ферри, У. Хили и др. Обновленными вариантами данной теории пользуются криминологи до настоящего времени. В советский период эта теория отрицалась как немарксистская, но во многих исследованиях использовались ее методы. Представители теории множественности факторов исходят из того, что преступность обусловлена совокупностью физических, климатических, антропологических, психических, экономических и социальных факторов. Ее основная идея состоит в том, что каждый фактор находится в тесном взаимодействии с другими и что из всех изученных факторов можно составить целостные обобщенные доктрины. Механистический подход не позволяет данной теории отметить определяющие преступность социально-экономические явления.

Теория дифференциальной ассоциации разработана американским криминологом Э. Сатерлендом, его учеником Д. Кресси и их сторонниками. Теория впервые была изложена в 1924 г. в книге «Принципы криминологии». Согласно этой теории, человек не рождается преступником. Преступному поведению он «обучается» в процессе многообразных контактов, общения и связей (дифференциальной ассоциации) с ближайшим окружением, в котором преобладают преступные элементы. Данная теория сформировалась под влиянием «теории подражания» французского социолога Г. Тарда, согласно которой ведущая роль в поведении людей отводилась подражанию друг другу.

Интеракционистский подход к объяснению причин преступности был предложен Э. Сатерлендом и Ф. Таннебаумом в 30-х годах, впоследствии он разрабатывался Г. Беккером, Д. Китсусем, К. Эриксоном и др. Наибольшее распространение данное течение получило в 70-х годах. Его представители считают, что причины преступности являются следствием самой реакции общества на преступное поведение. Это означает, что если человек совершил запрещенное законом деяние и социально признан преступником, то общество как бы наклеивает на него ярлык, клеймо чужого. Эта «запятнанность» довлеет над ним и он не может вернуться в стан «правоверных».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...