Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика основных методов управления




 

Управления без технологии не существует. Организация управления как социальной деятельности всегда преследовала цель – получение лучших, более эффективных результатов при тех же затратах труда. А это невозможно без соблюдения соответствующей технологии.

Система управления предполагает:

- механизм управления - цели, средства, методы, функции, принципы;

- структуру управления - кадры, технику управления, организационно-штабную структура;

- процесс управления - органы управления, технологию, материальную часть органов управления;

- рационализацию системы управления - внедрение достижений науки в управление, обновление кадров, совершенствование хозяйственной системы управления.

Как и любая деятельность, социальное управление включает многочисленные средства, формы и методы достижения поставленной цели, которые составляют его инструментарий.

Административные (организационные) методы (их иногда называют организационно-распорядительными) имеют большое значение в практике управления. Они основаны на отношениях субординации, власти и подчинения, присущих системе управления.

В системе управления используется достаточно большое число методов административного воздействия, которые могут классифицироваться по нескольким критериям.

Если в качестве критерия или основания классификации взять функцию, которую выполняют способы административного воздействия в реальном управлении, то можно выделить три большие группы:
регламентирующие, распорядительные и дисциплинарные методы.

1. Регламентирующие методы - это жесткий тип воздействия. С их помощью создается та или иная система организации, определяются задачи, права и ответственность структур управления, устанавливаются определенные правила, конкретные предписания к действию, рамки поведения руководителей и подчиненных.

К этой группе относятся: регламентирование, ориентация, организационные методы, инструментирование и др.

Регламентирование представляет собой разработку и применение положений, должностных инструкций и других документов, регулирующих деятельность членов коллектива.

В положениях аппарата управления, как правило, имеются следующие разделы: общая часть, основные задачи, функции, права, взаимосвязи с другими подразделениями, ответственность.

Регламентный метод включает в себя следующие положения:

- организационную структуру, состав органов управления (самоуправления) коллектива и его подразделений;

- конкретное разграничение прав и обязанностей, полномочий органов управления (самоуправления);

- порядок разрешения противоречий, возникающих между отдельными органами управления (самоуправления) в процессе профессиональной деятельности;

- перечень форм и методов управления (самоуправления) в коллективе, организации, используемых для решения тех или иных вопросов; формы - общее собрание, конференция, комиссия и др.; методы - коллективное обсуждение проблем, изучение общественного мнения, общественная экспертиза и др.;

- конкретные процедуры принятия решений по отдельным социальным, профессиональным и другим вопросам;

- порядок выборности ответственных руководителей на всех уровнях;

- порядок, формы и сроки информирования (отчетности) руководителей (органов управления) о состоянии положения дел организации;

- системы и меры материальной, моральной, административно-правовой защиты, системы стимулирования;

- порядок изменения и дополнения регламента управления коллектива.

При составлении регламентов необходимо соблюдать ряд технологических требований:

а) нормирование необходимо сочетать со стимулированием (материальным и моральным) и эффективными санкциями за нарушение норм (правил);

б) нормы (правила) должны отражать последние данные науки и прогрессивного опыта;

в) нормы (правила) не должны быть чрезмерно жесткими или слишком вольными;

г) регламенты не должны быть слишком детальными, что сковывает инициативу исполнителей;

д) нормативы (регламенты) необходимо разрабатывать адресно, чтобы они способствовали укреплению личной ответственности, не допускали обезличенности в управленческом процессе.[15]

Регламентирование обеспечивает организованность в работе, поддерживает оптимальный режим деятельности, не допускает действия стихийных факторов, вносит в деятельность коллектива порядок и
дисциплину.

Есть и другие виды регламентов, с помощью которых организуется труд работников: единый распорядок работы (дня); регламенты проведения совещаний и заседаний; регламенты-сценарии проведения различных встреч.

Ориентация - это метод, с помощью которого упорядочиваются положение и перемещение работника на предприятии, в учреждении, устанавливаются место и значение того или иного объекта, предмета, события на производстве.

Системы ориентации: нумерационная, словесная (надписи, указатели и т.д.), словесно-нумерационная (комбинация), символическая (символы, пиктограммы, эмблемы, значки), графическая (карты, схемы, таблицы), цветовая.

Организационные методы. Применяются при необходимости создания той или иной социальной системы, при проектировании организационной структуры предприятия, учреждения.

Инструктирование - процесс наставления в устной или письменной форме. Используется как метод, с помощью которого руководитель определяет цели, задачи обязанности и права работников.

Распорядительные (административные) методы используются для коррекции системы и оперативного уточнения задач управления, для совершенствования организации и направлены на решение конкретных задач. Выделяется две формы использования этих методов: письменно-документальная и устная. Такие формы распорядительного воздействия, как директивы, указы и постановления, проявляются только в письменно-документальной форме, а приказы, распоряжения и указания - в обеих.

Распорядительное воздействие методов направлено прежде всего на устранение возникающих трудностей, недостатков в профессиональной деятельности. Они предопределяют объем предполагаемой работы, что нужно делать и когда, кому делать, сроки и предпологают систематический контроль и проверку исполнения.

Дисциплинарные методы. В социальной работе реальное воздействие на людей, когда приходится решать многочисленные проблемы, немыслимо без порядка и внешнего распорядка правил дисциплины.
Имеется в виду не только соблюдение трудовой дисциплины, но и установление личной и профессиональной ответственности перед клиентами, коллективами, группами. Правильное сочетание различных видов ответственности повышает эффективность и действенность организационных методов управления.

Если обобщить взгляды на содержательную сторону организационной деятельности, то можно сформировать следующий состав входящих в нее мероприятий:

- четкое и ясное определение целей и задач;

- отбор исполнителей на основе оценки, с их точки зрения, наилучшего использования их качеств, потенциала в интересах дела;

- передача решений, расстановка исполнителей в соответствии с целями и задачами учреждения, распределение полномочий;

- обеспечение исполнителей средствами производства и создание необходимых для их рационального использования материальных условий;

- создание системы совместного труда путем налаживания межличностных отношений и взаимной заинтересованности в общей работе;

- согласование и координация отдельных работ;

- обеспечение единства взглядов и целеустремленности всех членов организации;

- контроль за ходом выполнения поставленных целей, задач и
распоряжений.

Некоторые методы управления могут в определенных условиях выступать в качестве функций управления, точно так же, как последние - в качестве методов управления. Это объясняется тем, что функции есть форма выражения сущности и содержания управления. Поэтому на различных уровнях управления может происходить качественная смена форм проявления процесса социального управления.

Форма социального управления выступает способом организации взаимодействия субъекта и объекта, отношений между людьми, их совместной деятельности в управленческом процессе.

Если метод управления - это последовательность необходимых действий людей в ходе решения управленческой проблемы, то форма управления - структура отношений, связей между людьми при выполнении этих действий. Форма управления определяет те организационные рамки, в которых осуществляются эти действия. Существуют индивидуальные и коллективные формы управленческой деятельности.

Классифицируются методы и по функциям управления. Понятие “функции” в социальной практике связано с деятельностью, обязанностями, работой социальных служб и учреждений. Социальное управление имеет отчетливо выраженное содержание, которое образует систему функций, т.е. отдельных относительно самостоятельных, но тесно связанных видов соответствующей деятельности. Функции управления - это объективно необходимая, относительно самостоятельная часть управленческой деятельности (элемент управления), характеризующаяся специфическим содержанием, универсальностью осуществления, особой пространственно-временной формой выражения.

Содержание социального управления как процесса раскрывается в его функциях, представляющих собой виды деятельности, с помощью которых субъект управления воздействует на управляемый объект.

Анализ процесса управления с точки зрения его функций составляет основу для установления объема работы по каждой из них, определения численности управленческих работников и в конечном счете - проектирования самой структуры и организации аппарата управления.

Всем социальным субъектам социального управления, специалистам социальной работы свойственны следующие общие функции: постановка и ранжирование целей; планирование способов достижения целей, в том числе обеспечение необходимыми материальными и нематериальными ресурсами; контроль и координация совместной деятельности; обсуждение и решение проблем, регулирование отношений с персоналом и клиентами; установление связей и информационное обеспечение; контроль за качеством и количеством социальных услуг, предоставляемых клиентам; оценка будущих потребностей организации; выполнение представительских функций организации или учреждения.

Одна из важнейших функций социального управления - планирование. Оно реализуется через систему принципов. В числе этих принципов можно указать: обоснованность, директивность, отражение единства общегосударственных, коллективных и личных интересов индивидов, оптимальность планов, их сбалансированность, единство планирования, его комплексность.

Планирование предполагает:

- определение целей деятельности;

- выбор средств осуществления поставленной цели;

- обеспечение необходимыми ресурсами;

- определение формы организации жизнедеятельности и социальной помощи;

- создание программы достижения поставленной цели;

- определение конкретных сроков и объема выполнения программы;

- учет результатов деятельности;

- корректировку принятых программ;

- научно обоснованное предвидение результатов реализации
программы;

- постановку новых задач и целей, вытекающих из реализации
программы.

Планирование как функция управления имеет сложную структуру и реализуется на практике через свои подфункции: прогнозирование, моделирование и программирование.

Прогнозирование - научное предвидение будущего, определение конечного состояния клиента (объекта воздействия) на перспективу, ее переходных состояний.

Моделирование - идеальная разработка различных ситуаций и состояний развития объекта в течение всего планируемого периода.

Программирование предполагает возможность выявить этапы последовательного перехода в новое состояние. Сюда входит разработка самого алгоритма функционирования системы, определение необходимых ресурсов, выбор средств и методов социальной деятельности социальных учреждений, служб и специалистов.

Заканчивается планирование доведением содержания плана до исполнителей, а также корректировка плановых заданий с учетом вновь выявленных резервов преобразовательной деятельности.

Вместе с тем на любой стадии развития процесса социального управления могут возникнуть проблемы (внутренние, внешние), которые будут тормозить достижение функциональных целей и задач.
Социальному работнику необходимо предпринять определенные действия, чтобы изменить создавшуюся ситуацию. Можно выделить следующие задачи, решение которых будет способствовать достижению поставленной цели:

1. Распределение ролей. Социальный работник должен уметь найти единственно верную позицию, вариант участия в данной ситуации.
Например, как считает психотерапевт В. Леви, в работе учителя содержится около 40 ролей неявных, скрытых: оратор, рассказчик, артист, “нянька”, опекун, воспитатель, контролер, оценщик, критик, информатор, консультант, эксперт и т.д. На наш взгляд, многие эти позиции, роли “проигрываются” и социальным работником.

2. Общение и установление коммуникаций. Взаимоотношения социального работника с клиентом строятся на основе общения. Технология общения многолика и здесь важны как теоретические знания, так и практические навыки, соблюдение определенных психологических правил.

3. Установление межличностных отношений. Управлять - это значит знать тонкости и приемы психологического, педагогического, административного воздействия на клиента. Один из способов выхода из критических ситуаций состоит в том, чтобы ненавязчиво использовать все средства убеждения, чтобы заставить клиента следовать твоим советам и рекомендациям. Вежливое обращение и доброжелательность самым “волшебным” образом действуют и заставляют клиентов двигаться в нужном направлении. То, что в других условиях могло казаться «грозным» приказом, теперь превращается в вежливую просьбу, выполнение которой становится приятной обязанностью.

4. Поэтапное разрешение конфликтных противоречий.
Если проблему нельзя снять полностью и сразу, специалист в области социальной работы должен решать ее “по частям”.

5. Уточнение цели. Эта работа связана с постоянным анализом, диагностикой существующей ситуации и принятием соответствующего решения.

Особую группу составляют процедурные методы, рассматриваемые в плане основных этапов организаторской деятельности: целеполагание, постановка задач (методы определения, формулирования и отображения целей); решение (методы подготовки и принятия решений); организационно-исполнительская деятельность (методы распределения и закрепления функций, задач, прав, обязанностей и ответственности); кадровое обеспечение (методы оценки, подбора и расстановки кадров); ресурсное обеспечение (методы определения и распределения ресурсов); распорядительство (административные методы); определение времени работы (методы определения времени, необходимого для реализации целей, выполнения задач, работы); контроль (методы контроля за исполнением). Выявление содержания процедур позволяет типизировать стиль деятельности специалистов социальной сферы, разрабатывать рекомендации по его улучшению, совершенствованию.

В целом, выполняя эти обязанности, руководитель социальной службы или специалист в области социальной работы выступает в нескольких ипостасях.

Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий определенным коллективом людей.

Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.

В-третьих, это дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.

В-пятых, это инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство (деятельность) то или иное изобретение или рационализаторское предложение.

В-шестых, это просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.

Работа управленца - это сплав необходимых знаний и искусство использования накопленного опыта в конкретных условиях, умение прилагать теоретические представления к обоснованию конкретных решений, действий.

Интересно охарактеризовал требования, предъявляемые к управленцу, к его знаниям Р. Фалмер. Они в полной мере могут быть адресованы руководителям социальных служб и учреждений, специалистам социальной работы. “Управляющий - это историк, пытающийся извлечь пользу из опыта других, психолог, учитывающий особенности природы других людей, ученый-социальный психолог, признающий, что групповое состояние является очень важным инструментом управления, специалист по управлению группой на основе понимания общественных систем, логик, использующий последние методы принятия решений, математик, использующий системный подход к решению проблем, и сложный коммуникационный центр - принимающий, упорядочивающий и перераспределяющий информацию” (9).

Одним из важнейших этапов технологии социального управления является процесс выработки и принятия решений, который осуществляется с помощью разнообразных приемов и методов организации работы людей. Существуют разнообразные методы выработки и принятия управленческого решения: метод “мозгового штурма”, метод общественной дискуссии, метод голосования “за - против”, метод “635”, метод деловой игры, метод Гордона, метод Дельфы, метод Дельбека, метод утопических игр и др. (10). Каждый из этих методов имеет определенную технологию. Например, метод “мозгового штурма” предполагает следующие методические правила:

- правильно выбрать место проведения и его оборудование;

- подобрать группы участников (не более 10-12 человек);

- ознакомить участников с правилами: не критиковать других, высказывать как можно больше идей;

- позаботиться о размещении участников (целесообразно размещать их за столом в форме латинских букв U или V лицом друг к другу, но так, чтобы они видели таблицы и прочие материалы с правилами и записями высказанных идей);

- обращать внимание на правильность формулирования проблем;

- не вмешиваться в дискуссию;

- знать методику проведения группового занятия;

- рационально использовать время.


Важно выделить следующие четыре этапа проведения “мозговой атаки”:

- характеристика анализируемой проблемы;

- выработка максимально возможного количества ее решений, даже самых, на первый взгляд, невероятных;

- выбор наиболее рациональных идей для дальнейшей проработки;

- разработка альтернативных решений проблемы, что обычно занимает основную часть времени.

Открытость, богатое воображение, проработка и перекрещивание идей, отсутствие критики, заторможенности, поиск аналогов решений - все это обычно приносит реальный и высокий результат.

Главная задача социальной работы как процесса управления в системе социального обслуживания населения - помочь развить творческий, жизненный потенциал, заключенный в каждом индивиде, посредством полномочий и административных методов, обезопасить социально ущемленные слои населения от негативного воздействия стихийных рыночных отношений, негативных последствий социально-экономических реформ в обществе.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте и проанализируйте организационно-распорядительные методы.

2. Назовите и охарактеризуйте основные функции социального управления.

3. Какие методы управления применяются при решении социальных проблем?

4. Особенность и задачи технологий социального управления в практике социальной работы.


Глава X
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

Современное общество подвергается мощным психологическим травмам: количество людей, вынужденных обращаться к психологам, за последние 4-5 лет возросло в 1,5 раза. Социальные катаклизмы порождают неврологический синдром, от которого страдают не только отдельные личности, но и целые слои общества. Например, 41-50% беженцев страдают от психических расстройств. Психиатры утверждают, что 80% выпускников детских домов имеют психические расстройства и являются их потенциальными клиентами. Поэтому так остра необходимость развития системы психологической помощи населению, подготовки квалифицированных специалистов, владеющих технологией работы в этой области.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...