Классификация социальных методов
Классификация методов социальной работы представляет собой очень сложную, недостаточно разработанную, но актуальную проблему теории и практики социальной работы. Классификация методов - важный компонент научной организации социальной работы. Однако необходимо отметить, что рассмотрение методов, их ранжирование в специальной литературе находится лишь в стадии становления. Современная система научных методов столь же многообразна, как и сама система знаний об окружающем мире. В связи с этим существуют различные классификации методов в зависимости от признаков, положенных в основание классификации: степень общности, сфера применения, содержание и характер деятельности и др. Применительно к области социальной работы для понимания места и роли методов важное значение имеет их классификация по степени общности, что обусловливается интегративным характером теории и практики социальной работы. По этому основанию можно выделить всеобщие (философские) методы, общенаучные методы и частные специальные научные методы. 1. Всеобщий, или философский, метод представляется как единство мировоззренческой и методологической позиций субъекта в различных видах деятельности. Одним из основных методов социального познания является всеобщий метод материалистической диалектики, сущность которого состоит в том, что процесс выявления и осмысления фактов, событий и явлений основывается на отражении в сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности. При этом любое явление или событие рассматривается и исследуется в состоянии своего становления и развития, что исключает субъективность в подборе и толковании фактов, предвзятость и односторонность. Диалектика как метод научного исследования расширяет возможности социального предвидения и прогнозирования, потому что позволяет обнаружить самые глубинные причины и связи происходящих событий, вскрыть присущие им внутренние закономерности, а следовательно, с достаточной степенью научной достоверности обозначить зарождающиеся в них тенденции.
Необходимо отметить, что технология с давних пор привлекала внимание философов, так как деятельность человека по сути всегда Еще Аристотель выделил специфическую для человека деятельность в особое понятие, получившее в его философии название праксис. Он распространил это понятие не только на сторону материального производства, но и на область межличностных, социальных, нравственных и политических отношений. Можно сказать, что он довольно близко подошел к осознанию того, что и политическая, и повседневная деятельность людей технологична по своей природе. В рамках любой профессиональной и общественной деятельности повторяются определенные операции или их наборы, т.е. процедуры, которые осуществляются в той или иной последовательности для решения более или менее сходных задач. 2. Общенаучные методы находят применение во многих областях, в том числе и в социальной работе. Среди них следует выделить: - метод научной абстракции. Он состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, сторон и выделении (вычленении) глубинной сущности процесса. В основе этого метода две ступени познания: во-первых, исследование начинается с конкретного анализа и обобщения эмпирического материала. Здесь выделяют наиболее общие понятия и определения науки; во-вторых, на основе уже познанных явлений, понятий происходит объяснение нового явления. Это путь восхождения от абстрактного к конкретному;
- метод анализа и синтеза. Посредством анализа исследуемое явление, процессы расчленяют на составные части и исследуют каждую отдельно. Результаты анализа рассматривают целостно и путем синтеза воссоздают единую научную картину о социальном процессе; - метод индукции и дедукции. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным; - единство общего и особенного в теории и практике социальной работы. Технология социальной работы в широком смысле включает социальные теории процесса социального развития, представляет собой единство метода и многообразие методик; - исторический метод. Историческое исследование не только выявляет социальные закономерности возникновения, становления и развития явлений в контексте исторического времени, но и помогает разложить действующие в его процессах социальные силы, проблемы на составляющие, выявить их последовательность, определить приоритеты; - метод восхождения от простого к сложному. Социальные процессы представляют собой совокупность простых и сложных социальных явлений. В социальном развитии простые отношения не исчезают, они становятся элементами сложной системы. Сложные социальные явления, базируясь на простых (абстракциях, категориях) аспектах научного познания, концентрируют их и получают более емкие, но конкретные определения. Поэтому развитие от простых социальных процессов к сложным получает отражение в движении мышления от абстрактного к конкретному; - единство качественного и количественного анализа как метод познания социальных отношений. Социальные теории не могут ограничиваться выявлением лишь качественной стороны социальных процессов. Они исследуют также и количественные взаимосвязи, тем самым познанные социальные явления предстают в виде меры или как качественно определенное количество. Например, меру процессов представляют пропорции, темпы, показатели социального развития. Единство качественного и количественного анализа требует применения математических методов и электронно-вычислительной техники в социальных исследованиях. В свою очередь, для этого необходимо методологическое определение места и роли математики в теории и технологии социальной работы.
Одна из особенностей современной науки - ее усиленная математизация. Это не значит, что применение математики в научных исследованиях, в решении и проверке эффективности человеческой деятельности - явление совершенно новое, возникшее только в ХХ веке. Еще в прошлом веке К. Маркс писал, что наука достигает совершенства только тогда, когда она использует математику; - генетический метод. Направлен на исследование преемственности процесса развития понятий, категорий, теории, методики и технологии социальной работы; - конкретно-социологический метод. Выясняет и показывает социальные связи, их эффективность, общественное мнение, обратную связь; включает в себя такие эмпирические методы, как анкетирование, интервью, беседа, наблюдение, эксперимент, тестирование и др.; - методы формализации - составление данных о процессах социального развития субъектов и объектов управления в виде схем, графиков, таблиц и т.д.; - метод аналогии - оценка конкретной социальной ситуации, итогов работы исходя из опыта оценки других организаций, субъектов и т.д.; - системно-структурный или структурно-функциональный метод. Направлен на выяснение целостности явлений, нового качества, выделение компонентов системы социального развития и работы, выяснение способа их взаимосвязи и функций. 3. Частные специальные научные методы - это специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний. Например, в социологии - метод социометрии, в математике - корреляционный анализ и т.д. Все эти методы после соответствующей трансформации используются в решении проблем социальной работы. Ни в отечественной, ни в зарубежной практике нет единого словоупотребления относительно частных методов, приемов научного исследования. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие - техникой, третьи - процедурой или методикой, а иногда - методологией.
Так, в социологии (В.А. Ядов) предлагается следующее раскрытие этих терминов: метод - основной способ сбора, обработки и анализа данных; техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода; методика - совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь; процедура - последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования. Например, при изучении общественного мнения социолог использует в качестве метода сбора данных анкету. Далее, в силу различных причин, он часть вопросов формулирует в открытой форме, а часть - в закрытой. Эти два способа образуют технику данного анкетного опроса. Анкетный лист, т.е. инструмент для сбора первичных данных, и соответствующая инструкция респонденту образуют в нашем случае методику. В профессиональной деятельности социального работника метод является способом действия, он как бы опосредует цель и результат, служит соединению намеченной цели со средствами ее достижения, задает наиболее плодотворный путь к успеху. Благодаря научным исследованиям специалисты-практики могут узнать, работают ли их методы, достигают ли цели программы. Методы социальной работы постоянно развиваются, обогащаются, совершенствуются. Они находятся в тесном взаимодействии с формами социальной работы. Однако их нельзя отождествлять, как это часто бывает в практической работе, а иногда и в научных публикациях. Взаимосвязанный характер социальных, экономических, психологических, педагогических, юридических проблем требует и комплексного их изучения. При этом необходимо не слияние, а кооперация различных наук (гуманитарных и естественных). Необходима не простая, а сложная кооперация наук, основанная на межпредметном разделении труда. Поэтому методы теории, методики и технологии социальной работы постоянно обогащаются современным научным аппаратом и методами исследования, широко применяемыми в других науках.
Вместе с тем использование в социальной работе данных смежных наук связано с определенными трудностями. Во-первых, заимствованные идеи и данные не всегда синтезированы и адаптированы к новым потребностям знания. Во-вторых, некоторые идеи заимствуются в упрощенном варианте и порой практически фальсифицируются в процессе их приспособления. В-третьих, нередко бывает, что социальные работники оперируют конкретными данными или идеями других наук, которые на самом деле уже устарели или, наоборот, находятся в стадии становления и апробации. Технология - это система предложенных наукой алгоритмов, процедур, способов и средств, применяемых в социальной практике, которые ведут к заранее намеченным результатам деятельности, гарантируют получение продукции заданного количества и качества. “Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала”.[11] Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место “коллективному мастерству”, концентрированным выражением которого и является технология. Необходимо отметить, что деятельность социального работника в силу своего статуса имеет ряд ограничений, позволяющих ему проводить свою работу лишь в определенных пределах, в частности: - зависимость от состояния экономической и социальной ситуации в стране: рынок труда, безработица, проблемы жилья, своевременность выплаты зарплаты, пенсий, пособий и т.д. - необеспеченность необходимыми ресурсами, потребность активного взаимодействия, посредничества с другими социальными учреждениями: государственными институтами, школами, органами правопорядка, медицинскими учреждениями и т.д.; - границы функциональных обязанностей социального работника и его профессионального статуса. Задача теоретических основ технологии социальной работы - изучать разнообразные аспекты социальных явлений, анализировать, обобщать и затем передавать проверенные данные в распоряжение тех субъектов, которые практически решают проблемы социального развития. Применение научной теории в технологиях социальной работы - это метод мышления социального работника о человеке, его потребностях и интересах, который в отличие от обыденного, житейского, может быть выделен и проверен на достоверность, верифицирован. Без знания законов, действующих в конкретных социальных системах и процессах, связей с гуманитарными и естественными знаниями невозможны повышение научности технологии социальной работы, ее упорядочение и объективизация, определение специфических закономерностей, свойственных ей функций. Технологический процесс в практике социальной работы - одна из необходимых ступеней познания. Технология призвана искать наиболее удобные пути решения проблем, оптимизировать усилия, отбирать приемлемые варианты. Вместе с тем без должной гуманизации, предоставления субъекту более широкого выбора и свободы действий она не имеет права на признание и использование. Процессы социального развития индивидов, социальных групп не спонтанны, они детерминированы и регулируются общественно необходимыми мотивационными аспектами поведения личности, ее интересами и потребностями. Социальная работа, по существу, - это целенаправленная управленческая деятельность по решению социальных проблем, ситуаций как внутреннего, так и внешнего порядка. Все это повышает роль социального работника как менеджера, организатора, увеличивает значимость его знаний, опыта, интуиции, умения отдавать все силы защите интересов клиента. Работа с людьми - это также обучение и воспитание детей и взрослых, имеющая специфическую направленность, решение психологических ситуаций и проблем социального развития. Следовательно, методы социального управления занимают значительное место в деятельности социального работника, включают в себя способы воздействия, совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия решения, организации его выполнения. Итак, основой для классификации методов практической деятельности социальной работы могут служить интересы, потребности индивидов, а также социальные интересы управленческих систем. Анализ практической деятельности органов управления социальной сферой позволяет выделить четыре основные группы методов социальной работы: административные (или организационно-распорядительные), социально-экономические, педагогические, психологические. Иногда говорят и о юридических методах. По мнению ряда авторов, юридические (правовые) методы необходимо рассматривать в контексте правовых основ управления, поскольку содержание и границы применения административных и экономических методов регламентируются нормативными актами, которые юридически закрепляют компетенцию, права и обязанности субъектов управления, возможности маневрирования ресурсами и т.д. Ведущее место в практике социальной работы занимают административные и экономические методы. Деление этих методов в известной мере условно, так как четкое обособление каждого из них не всегда представляется возможным: они взаимодействуют друг с другом и имеют немало общих черт. В то же время им присущи различия в способах и мотивационном механизме воздействия на объекты управления. Вопросы для самоконтроля 1. Понятие метода и его роль в социальной работе. 2. Всеобщий метод познания и его место в социальной работе. 3. Какие общенаучные методы используются в социальной работе? 4. Перечислите основные частные методы, принимаемые в практике социальной работы. Глава IX
В управлении наглядно проявляется эффективность технологизации. Отношения управления есть сложная система взаимообусловленных и переплетающихся отношений экономического, технического, организационного, политического, идеологического, правового, морального, социального (в узком смысле), психологического характера. В практике социального управления, в социальной работе их разделение почти невозможно, ибо оно связано непосредственно с человеком, через которого познаются, формируются и индуцируются эти отношения. В социальной работе решаются не столько задачи организации совместной деятельности, сколько экономические, политические, правовые, психологические, технологические и другие задачи, то есть проблемы социальной жизнедеятельности индивида в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|