Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Консультирование как метод социальной помощи




 

Как один из методов технологии социальной работы консультирование занимает важное место в системе социального обслуживания населения. Понятие метода в научной литературе используется в двух значениях и отвечает на вопросы “как достигается поставленная цель?”, “как добиться изменений в лучшую сторону и качественного решения проблемы?” С одной стороны, метод в социальной работе понимается как методология, наиболее общий теоретический подход к исследованию, к познанию предмета. В этом смысле метод включает закономерности, принципы, категории и понятия, составляющие основу теории социальной работы. С другой стороны, методами называют апробированные, практические способы действий, дающие качественные результаты при их использовании. Именно к таким методам относятся посредничество и консультирование.

Консультирование как технологический способ решения социальных задач - это процедура, часто применяемая в социальной работе, в медицинской, юридической практике специалистами разных направлений в ориентации граждан, отдельных лиц, семей, групп, общин путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи, в определении целей и обеспечении необходимой информацией.[20]

Решение многих проблем в практике социальной работы требует прежде всего информационного обмена со многими специалистами: врачами, юристами, психологами, работниками городских служб и учреждений. Утверждение и общественное признание социальной работы как важной подотрасли социальной защиты населения во многом определяются усилением роли специалистов социальной работы в качестве консультантов.

В практике социальной работы встречаются и широко используются несколько типов консультирования, а именно:

· Общее консультирование клиентов специалистами социальной работы.

· Специальное консультирование клиентов по направлению социальных работников специалистами социальных служб или учреждений.

· Обучающее консультирование специалистов социальных служб и организаций работниками вышестоящих организаций и учреждений. Оно включает работу с персоналом, разъяснение содержания законов, социальной политики, программ, процедур, направленных на улучшение социального обслуживания населения.

· Договорное консультирование специалистами социальных организаций по различным организационным, экономическим, профессиональным и иным вопросам.

По своей технологии и форме консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого специальные знания и информация консультанта используются для оказания помощи консультируемому лицу в решении назревших проблем, при подготовке социальных прогнозов, перспективных программ и т.п.

Информация консультанта может реализовывать различные функции консультирования: быть катализатором и фасилитатором, облегчающим и ускоряющим работу, он может быть средством мобилизации ресурсов личности, средством, формирующим мотивацию действий, они могут разъяснять и предупреждать последствия альтернативных действий клиента. И главное, в большинстве своем консультации помогают консультируемому комплексно и объективно оценить стоящие перед ним проблемы, глубже уяснить стоящие задачи и осуществить оптимальный выбор варианта действия, поведения. Консультант способствует ликвидации дефицита информации об объекте и предмете исследования или преобразования, вооружает клиента новыми подходами, инновационной информацией и технологией.

По форме различают групповое и индивидуальное консультирование, по содержанию - конкретное и программное. В практике социальной работы находят применение все формы и виды консультирования, а в соответствии с возникающими проблемами может быть использовано и их сочетание.

Конкретное консультирование осуществляется тогда, когда речь идет об узкоспециальной проблеме индивида, группы, семьи и т.д. При этом, как правило, происходит не только передача дополнительной информации, которая помогает консультируемому по-новому увидеть волнующую его проблему, но и осуществить поддержку клиенту. На практике нередко возникают обстоятельства, когда необходимо оказать морально-психологическую помощь для воплощения уже имеющегося знания в практическое действие.

Что касается программного консультирования, то его можно определить как двусторонний процесс решения проблем, в ходе которого консультант помогает учреждению или организации объективно проанализировать их деятельность, устранить налет субъективизма в оценках и на этой основе повысить качество оказываемых социальных услуг. Акцент в такого рода консультации делается на способах обеспечения реальности мероприятий в планах, на способах развития и оказании действенных социальных услуг, а не на личностной проблеме отдельно взятого клиента, отдельной персоны.

Другая разновидность программной консультации предполагает сосредоточение основного внимания на организационных вопросах.
Например, случаи, когда учреждение испытывает проблемы морально-психологического характера, имеют место напряженность в отношениях между сотрудниками, что пагубно влияет на результаты работы коллектива, чревато возникновением конфликта. Используя системный подход и технику разрешения конфликта, консультант, помогает руководителю и персоналу в диагностике и организационном разрешении возникающих проблем.

Следует, однако, отметить, что, хотя этот способ во многих ситуациях эффективен, в некоторых случаях он может создать дополнительные трудности. Это происходит тогда, когда социально-психологическая напряженность в организации сохраняется и после консультации, а иногда даже усиливается. Целесообразность дальнейшего привлечения специалистов для консультирования в таких случаях остается проблематичной. Лучше сделать это на ниспадающей фазе напряженности, по прошествии определенного времени с целью профилактики новых конфликтов.

И еще одна форма консультирования - это сочетание конкретного и программного подходов. Специалист социальной работы, применяющий такой подход и форму консультирования, начинает консультацию конкретного типа, помогая сотрудникам социальных учреждений в решении проблем отдельных клиентов. Но в ходе консультирования консультант оперативно использует полученные дополнительные знания, информацию, конкретные результаты, обобщает их и переключает внимание на решение программных или структурных проблем, относящихся к данной категории клиентов в целом.

Консультирование - это вид социальной работы, в ходе которого специалист социальной работы помогает клиенту изучить и понять существо проблемы и предположить различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения.

Результат консультирования во многом зависит от достижения взаимопонимания между консультантом и консультируемым. Для этого необходимо соблюдать следующие технологические условия.
Во-первых, необходимо, чтобы позиция консультанта не противоречила взглядам клиента. Во-вторых, необходимо наглядно показать клиенту, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать и соответствовать удовлетворению его потребностей и интересов. В-третьих, при всех равных условиях, люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение, и отвергают, не принимают позицию того, к кому испытывают отрицательные эмоции.

Вызвать к себе эмоционально-положительное отношение клиента является главной задачей специалиста социальной работы. Специалисту социальной работы, консультирующему клиента, следует использовать специальные психологические приемы завоевания доверия и формирования взаимопонимания. Он должен уметь слушать, наблюдать, чутко реагировать на содержание и форму вербального и невербального общения.

Чтобы стать опытным консультантом, мало быть заботливым и понимающим, надо еще умело применять на практике приемы и методы работы. Хороший консультант должен обладать семью качествами:

1. Эмпатией или способностью видеть мир глазами другого человека.

2. Уважением, способностью реагировать на проблему клиента таким образом, чтобы передать клиенту уверенность в том, что он сам может справиться с ней.

3. Конкретностью, четкостью.

4. Знанием самого себя и умением оказывать другим помощь в познании себя.

5. Искренностью - умением вести себя естественно во взаимоотношениях с клиентом.

6. Соответствием - вести себя так, чтобы используемые слова соответствовали жестам, “языку телодвижений”.

7. Сиюминутностью - иметь дело с тем, что происходит в настоящий момент встречи.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...