Социально-диагностические методы в социальной работе
Среди общих требований, которым должны отвечать методы социальной диагностики, следует назвать валидность, надежность, однозначность и точность. Есть ряд и дополнительных, специальных требований, предъявляемых к выбору диагностических методов в социальной работе. Во-первых, метод должен быть наиболее простым из всех возможных и наименее трудоемким из тех, что позволяют получить требуемый результат. Простая опросная методика иногда может быть предпочтительнее сложного теста. Во-вторых, метод должен быть доступным не только для социального работника, но и для клиента при минимуме физических и психологических условий, необходимых для его проведения. В-третьих, технология применения методов (инструкция) должна быть ясной и понятной. Она должна настраивать клиента на доверительную работу, на сотрудничество, исключающее возникновение побочных мотивов, способных отрицательно повлиять на результаты. В-четвертых, обстановка и условия проведения диагностики не должны отвлекать клиента от соучастия в диагностике. Существует множество методов диагностики, которые применяются в таких науках, как социология, психология, педагогика, экономика и т.д., и имеют социальную направленность. Социальный работник всегда стоит перед выбором: какому методу отдать предпочтение в конкретной ситуации? Выбор зависит от многих обстоятельств и от того, какие цели и задачи преследуются, какой контингент является объектом диагностики, каков характер клиента и т.д. Проблемы, которые необходимо решать социальному работнику во взаимодействии с клиентом или группой, бывают иногда тупиковыми, могут возникать нежелательные ситуации и обстоятельства, являющиеся преградой на пути достижения целей.
Если социальный работник хочет понять поступки клиента, он начинает с выявления причин соответствующих действий, т.е. мотивов поведения, в основе которых чаще всего лежат потребности. Как известно, среди потребностей можно выделить: - биологические потребности - физиологические (голод, жажда, сон), половые, или сексуальные (потребность размножения), ориентировочные; - материальные - одежда, жилище, питание и т.д.; - социальные потребности - трудовые, познавательные, коммуникативные; - духовные потребности - нравственные, эстетические. Неудовлетворенные потребности порождают социальные проблемы. Это может выражаться в дефиците материальных средств, в отсутствии знаний и опыта, в деформации личности или психических заболеваниях, расхождениях между ожиданиями клиента и других людей, между личностными запросами и рамками социальной роли, в расхождениях, обусловленных изменением образа жизни или противоречивостью статусных ролей. Некоторые исследователи выделяют условия и причины обострения взаимозависимости (К. Джерман, А. Гиттерман) потребностей и проблем: 1) переломные моменты, обусловленные образом жизни, статусными ролями и кризисными событиями; 2) отсутствие обратной связи с социальным и ближайшим окружением; 3) трудности в общении с членами семьи и представителями первичных групп и др. Социально-диагностическая технология не только выявляет реальные проблемы, но и подсказывает дальнейшие пути развития, т.е. выполняет прогностическую функцию. Социальный прогноз - один из видов оказания помощи клиенту.
В последнее время чаще стали использоваться такие методы социальной диагностики, как: - зондажно-информационное обследование социума, сбор сведений о состоянии домовладения и инфраструктуры, численности, составе и динамике местного населения и т. д.; - социально-исторические обследования: изучение истории заселения и освоения данной территории, как складывался, изменялся состав местного населения, чем занимались, каким традициям следовали местные жители, чем вызывалась и как происходила здесь смена населения; - информативно-целевой анализ различных документов, статей из местной и центральной прессы, материалов электронных средств информации, писем и жалоб граждан в СМИ, органы власти и т. д.; - социальное картографирование, т.е. показатели, характеризующие социально-пространственное распределение и динамику населения, зависимость качества жизни от факторов, дифференцирующих состояние среды обитания, ее символическую и реальную ценность. Социальная карта является эффективным инструментом для выявления пространственной картины размещения участков, территорий, интенсивно посещаемых гражданами, загрязненных участков города, районов социальной напряженности и т.п. Социально-экономическое развитие страны во многом определяет жизненный потенциал людей. Важнейшим критерием развития человека является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), включающий такие аспекты, как ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, реальный душевой валовый внутренний продукт. В совокупности эти показатели отражают три главных качества: здоровую жизнь, знания, достойный человека уровень жизни и являются важнейшим диагностическим методом в понимании социальных процессов, в оценке социальной политики государственной власти.[7] Социальный диагноз может осуществляться - на уровне общества в целом, для выявления общих тенденций развития в области экономики, социальной политики, духовной жизни и т.д.;
- на уровне социальной группы или территориальной общности, например, развитие классов, народностей, территориальных групп, трудовых коллективов и др.; - на личностном уровне, помогая персонифицировать, придать “адресность” при выявлении проблем жизнедеятельности. Среди методов для диагностирования социальных ценностей личности следует выделить следующие. Наблюдение - метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека. Существуют различные разновидности наблюдения. Слово не единственный показатель, по которому можно оценить мысли и намерения, проблемы собеседника. Важно улавливать и мимику, жесты, позу, усиление голоса, выражение лица, глаз, улыбку собеседника. Беседа в социальной диагностике - метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации. Пожалуй, основное требование, которому должен соответствовать социальный работник-диагност, - это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах. Ведение беседы требует определенных знаний и навыков. Причем, имеются в виду знания не только по обсуждаемой в ходе беседы проблематике. Ведущему беседы необходимы знания по общей и социальной психологии, логике, риторике, этике и т.д. Основные технологические условия, обеспечивающие успех беседы: - умение заинтересовать собеседника предлагаемой темой беседы; - создание атмосферы взаимного уважения и доверия; - искусное использование методов убеждения и внушения. Анкетирование - метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых.
Вопросник (опросник-личностный) - совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора предложений, с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться. Метод экспертной оценки. Это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования. Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц - экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Социометрия - это содержание опросной методики и алгоритмов для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов. Мониторинг - это организация постоянного отслеживания информации, наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную Методы тестирования. Широко распространенные диагностические методы. Их существует множество, и они разделяются на группы по следующим признакам: индивидуальные и групповые (коллективные), вербальные и невербальные, количественные и качественные, общие и специальные и др. Тесты являются специализированными методами диагностического обследования, применяя которые, можно получать количественную или качественную характеристику изучаемого явления. В отличие от других методов, они предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Существуют варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник - тщательно продуманные и проверенные вопросы, по ответам на которые можно судить о психологических качествах Тест-задание - оценка психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о наличии или отсутствии степени развития у него изучаемого качества. Положительная сторона тестов состоит в том, что они могут применяться к категориям населения, различающимся по возрасту, культуре, профессии, жизненному опыту и т.д. Недостаток их в том, что испытуемый по желанию может сознательно влиять на результаты, зная механизм теста. В этих случаях применяется тест-проектирование. Создается определенный тип проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим. Этот тест требует повышенного интеллектуального уровня как от испытуемого, так и высокой профессиональной квалификации со стороны самого диагноста.
Биографический метод - способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографический метод основан на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений с другими людьми, направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, на переструктурирование пространственно-временной организации и деловой, семейной, духовной жизни в условиях конкретной природной и социальной среды. Существуют и другие методы социальной экспертизы: метод фокус-групп, ситуационный анализ, создание сценариев, метод “Делфи”, “докладная записка”, методы активизации инновационных решений, методы обработки данных, логические методы, контент-анализ, метод “репертуарных решеток”, выявление семантического пространства и др. Если в своей диагностике социальный работник обращается лишь к проявлениям индивидуально-психологических особенностей того или иного клиента и этим ограничивается, то получаемый таким способом психологический “портрет” представляется несколько искаженным, не учитывающим внутреннее состояние личности, влияние социальной среды. К внутренним факторам диагностики относят здоровье, индивидуальные особенности, социальные аспекты; к внешним - диагностику социума, семьи, производственного коллектива, внешкольных учреждений, средств массовой информации и др. Социальная диагностика - это область социальных знаний, связанных с разработкой методологии и методики для точной оценки свойств, состояний или уровня социального развития, достигнутого индивидом или группой. В качестве объекта диагностической оценки может выступать практически все, начиная от ощущений отдельно взятого человека, взаимодействия людей, групп в определенном социуме, до анализа социальных институтов, влияющих на развитие человека или человечества. Реалистическая оценка и диагноз служат основой для принятия решений. Необходимо понимать природу социальных потребностей клиента, их причины, мотивацию и возможности подопечного. На основе правильно поставленного диагноза социальный работник выносит суждение о том, что следует изменить, поддержать или укрепить в отношениях между индивидом, группой и окружающей средой. Необходимо также выяснить, что привело к возникновению данной ситуации. Итак, социальная диагностика - особая, достаточно сложная область профессиональной деятельности, требующая специальной подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен владеть профессионал в этой области, настолько обширна, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что социальную диагностику необходимо рассматривать как особую технологию в деятельности социального работника. Без знания диагностических технологий профессия социального работника будет неполноценна и чрезмерно зависима от субъективности специалиста. Вопросы для самоконтроля 1. Что означает “диагностика” и в каких значениях данный термин используется в современной социальной работе? 2. Задачи и область применения социальной диагностики. 3. Требования, предъявляемые к современным методам социальной диагностики. Технология социодиагностики. 4. Назовите и дайте оценку основным методам социальной
Глава VI
Адаптация в технологии социальной работы занимает одно из ключевых положений. Она характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой - является отражением определенного результата социальной работы, который может быть критерием ее эффективности. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизма - необходимое условие для современной технологии социальной работы.
1. Сущность и содержание социальной адаптации
Социальная адаптация человека представляет собой не только состояние, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает отсутствовавшие ранее равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды жизнедеятельности человека, в период радикальных экономических и социальных реформ. В настоящее время усиленное внимание к разработке этой проблемы детерминировано потребностями решения практических задач, связанных с ускорением процесса адаптации человека к новым условиям в различных сферах жизнедеятельности: профессиональной, бытовой, политико-правовой и др. Воздействие на ход включения личности в новую социальную среду с целью оптимизации этого противоречивого процесса, возможно лишь в том случае, если познана его сущность, структура и механизмы, а также специфика его протекания в различных областях социальной жизни. В современной научной литературе проблемы адаптации рассматриваются в нескольких направлениях: биологическом, медицинском, педагогическом, психологическом, социологическом, кибернетическом. В совокупности эти работы имеют важное теоретическое и методологическое значение, указывают перспективы развития индивидов в социальной практике. Вместе с тем необходимо отметить, что остается недостаточно исследованной проблема социальной адаптации в системе социальной защиты населения, которая объективно требует более глубокого изучения, особенно в контексте технологизации социальной работы. Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Процесс адаптации - это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития. Социальность - это сущностная сторона человека, его качественная характеристика. Исключением здесь могут быть только психически больные люди или те, кто не прошел с детства этапы социализации (“эффект Маугли”). Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию. Управленческая (организационная) адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности. Социальная адаптация - процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления. Последнее, предполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам. Экономическая адаптация. Это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый «социальный блок», включающий адаптирование к реалиям размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека. Нельзя говорить о полноценной социальной адаптации человека, если он беден или влачит нищенский образ жизни, или является безработным. Педагогическая адаптация. Это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров в развитии индивида. Но адаптация человека зависит и от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов. Однако последние не играют решающей роли в социализации индивида. Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации. В последнее время особую актуальность для педагогов приобрела проблема дезадаптации детей и подростков. Сейчас в России около 45 миллионов детей и подростков оказались вне системы школьного образования; десятки тысяч превратились в бомжей; 20% имеют опыт употребления наркотических средств; 16% испытывают в школах физическое и 24% - психологическое насилие; до 76% детей школьного возраста имеют различные формы психических нарушений (среди дезадаптированных школьников эта цифра возрастает до 95%); смертность от самоубийств среди подростков выросла за последние 5 лет на 60%, детско-подростковая преступность, особенно по тяжким и групповым преступлениям, растет быстрее, чем среди взрослого населения.[8] Психологическая адаптация. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д. В 1936 г. канадский физиолог Г. Сельс ввел понятие “стресса” или “общего адаптационного синдрома”. Это понятие получило чрезвычайно широкое распространение. Одна из основных причин популярности теории стресса состоит в том, что она претендует на объяснение многих явлений повседневной жизни, реакций человека на неожиданные события, возникающие трудности: развитие самых различных заболеваний, как соматических, так и психических. Стресс - неотъемлемый спутник жизни. Он может не только снизить, но и повысить устойчивость организма к вредным болезнетворным факторам. Стрессом, в широком понимании, являются и любовь, и творчество, безусловно, приносящие удовлетворение и защищенность от внезапных “ударов” жизни. Нормальная жизнедеятельность человека немыслима без определенной степени физического и нервно-психического напряжения. Человеку свойственно определенный оптимальный тонус напряжения. Каждый человек должен изучить себя и найти тот уровень напряжения, при котором он чувствует себя наиболее “комфортно”, какое бы занятие он не избрал. В противном случае может развиться дистресс безделья. Так, для человека, оказывающегося без работы, особенно опасным является длительное состояние незанятости. Именно длительная незанятость действует разрушающе на личность, подрывает ее способность вернуться в систему социальных отношений полноценным работником. Западная статистика свидетельствует, что если человек находится без работы более года, то он, как правило, теряет способность найти работу. В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, такие, как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттехника, трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы. Психологическая поддержка является частью более широкой программы социальной помощи индивидам по ликвидации кризисных ситуаций и оказанию помощи человеку или группе лиц (правовая, психологическая, сексологическая, информационная и др.). Главные усилия социальных работников должны быть направлены на содействие социальной адаптации в новых социально-экономических условиях (помощь клиенту в поиске работы в утверждении социального статуса, в восстановлении веры в духовные ценности и др.). Профессиональная адаптация - это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Адаптация включает широкий круг понятий: от элементарного опыта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социально-психологической адаптации личности в процессе ее социализации. Человека - субъекта деятельности необходимо рассматривать как сложную, многомерную социопсихологическую-биофизиологическую систему. В рамках системного подхода адаптация личности представляется как процесс и результат функционирования целостной саморегулирующейся системы, адаптивность которой обеспечивается за счет взаимодействия отдельных ее элементов. Следовательно, полноценное исследование адаптации человека возможно лишь при реализации комплексного подхода к изучению всех уровней организации человека: от психосоциального до биологического, при учете их взаимосвязи и взаимовлияния.
2. Технология социальной работы по регулированию
Адаптационные процессы проявляются в трех формах, характеризующихся различным соотношением стихийных и сознательных, приспособительных механизмов. 1. Преимущественно стихийное протекание адаптационных процессов. Оно проявляется в неудовлетворенности человека условиями его самореализации без достаточного осознания путей выхода из существующего положения. В этом случае завершением адаптационных процессов чаще всего является отказ (полный или частичный) от общественно-полезной деятельности, перемещение центра активности личности в сферу досуга или самореализация человека в альтернативных группах, не входящих в социальную структуру общества. В современных условиях эти процессы находят свое выражение в переориентации человека на самого себя: всевозможные оздоравливающие системы, нетрадиционные способы психологической и физиологической самореализации, развитие “экстрасенсорных” способностей, стремление к мистическим и оккультным переживаниям и т.п. 2. Другая форма, характеризующаяся примерно равным соотношением стихийных и сознательных элементов, проявляется в конструировании личностью идеальных моделей результатов деятельности без каких-либо усилий. Результат этой формы адаптации личности - конструирование всевозможных социальных утопий и их пропаганда. 3. Третья форма адаптационных процессов связана с преобладанием сознательных элементов и выражается в формировании жизненных планов личности, целенаправленной жизнедеятельности. При прочих равных условиях эта форма адаптации в наибольшей степени способствует действительной самореализации личности и ее превращению в субъект общественного развития. В практике социальной работы технология регулирования адаптивными процессами приобретает особую значимость в домах-интернатах для престарелых, других стационарных социальных учреждениях для детей и взрослых. На 01.01.1994 г. в России функционировало 968 домов-интернатов, из них 352 - учреждения для престарелых и инвалидов, 436 - психоневрологические интернаты, 151 - детские дома для умственно отсталых, 6 - детские дома для детей с физическими недостатками, 37 - специализированные дома-интернаты (для бывших заключенных). Во всех домах-интернатах проживало 257 613 человек. Одной из важнейших функций домов-интернатов, по существу придавшей новый облик этим учреждениям, является социальная адаптация и реадаптация. Известно, что в старости, пожилом возрасте для людей характерны изменения физиологического аспекта, обусловленные возрастными изменениями физиологических и физических качеств организма. Перемены, происходящие в старости в области психической сферы, наблюдаются на различных уровнях. Помимо возможных личностных изменений (скупость, подозрение, недоверчивость, нетерпимость, ранимость и т.д.), связанных с процессом старения, возможны трансформации психических функций. К ним относятся нарушения памяти, внимания, эмоциональной сферы, психомоторной деятельности, ориентировки и в целом - нарушение адаптивных механизмов. Ломка адаптивного механизма, свойственная пожилому возрасту, сказывается при смене места жительства, привычного окружения, при необходимости общения в непривычной обстановке и т.д. При этом возникают реакции дезадаптации, которые имеют различную степень выраженности, - от личностных до клинически очерченных. Например, различным факторам риска дезадаптации пожилых людей в домах-интернатах противопоставляется группа альтернативных факторов, т.е. определенная технология социальной адаптации: мероприятия по профилактике предубежденности, негативного отношения к этим учреждениям и др. Деятельность социального работника, содержание технологии зависят от этапа “прохождения” социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в доме-интернате. В основном это три этапа, которые подразумевают определенную технологичность в работе. 1. Пребывание в приемно-карантинном отделении. На данном этапе можно выделить следующие функции социального работника: разъяснить цели и задачи учреждения, познакомить с распорядком дня, расположением служб помощи и администрации. При этом могут использоваться разнообразные методы: беседа, консультирование, рассказ о досуге и быте учреждения (в форме стендов, альбомов, с помощью разных технических средств и т.д.) - все это должно способствовать адаптации, снизить неуверенность, тревожность клиента. В этот период важно установить причину поступления в дом-интернат. Как правило, (около 40% случаев) поступления связаны с конфликтной ситуацией в семье, что осложняет эмоционально-психологическую адаптацию пожилых людей, способствует длительному сохранению негативных эмоциональных реакций и в связи с этим требует активного вмешательства социального работника в адаптационный процесс. 2. Размещение для проживания в доме-интернате. После двухнедельного пребывания в приемно-карантинном отделении клиенты переводятся в отделение на постоянное место жительства. Этот этап характеризуется дополнительными эмоциональными нагрузками для человека. Перед ним встает проблема вынужденной адаптации к новым условиям с длительной перспективой. Успех социально-психологической адаптации зависит от многих факторов: подбора комнаты, соседей, психологического климата, традиций и т.д. Социальному работнику, чтобы облегчить этот период адаптации в новых условиях, необходимы сведения о характерологических особенностях пожилого человека, наклонностях и интересах, установках и привычках. Социальный работник может и должен также научить индивида общению, умению понимать боль другого, осмыслению ситуации совместного проживания и т.д. 3. Третий, более длительный этап - проживание пожилого человека в доме-интернате первые 6 месяцев. Здесь встает проблема окончательного решения: остаться в доме-интернате на постоянное проживание или вернуться в прежние, привычные домашние условия. В этот период происходит критическая оценка как социально-бытовых условий в доме-интернате, так и своих возможностей для адаптации к ним. Одним из эффективных методов является так называемая “терапия средой”, т.е. создание благоприятного психологического микроклимата. Этот процесс осуществляется совместно с медработниками, трудинструкторами, культработниками и библиотекарями, а также с помощью методов трудотерапии и т.п. Конечно, после этого этапа работа по адаптации не прекращается, так как и по истечение 6-месячного срока пребывания проблемы остаются. Здесь очень важно сочетать как индивидуальные, так и групповые методы воздействия. Во многих домах-интернатах разрабатываются, например, “Индивидуальные программы социальной адаптации пожилого человека, проживающего в доме-интернате”. Сюда включаются: трудовая деятельность, общественная занятость, досуг, общение, самообслуживание. В этой программе указываются сроки, ответственные за ее выполнение, отслеживается эффективность различных видов занятости в процессе адаптации. В целом для работы с пожилыми людьми социальный работник должен осуществлять контакты с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни, о прошлой жизни, знакомиться с состоянием здоровья клиента, его возможностями по передвижению, способностями к самообслуживанию. Сложные проблемы возникают у лиц, освобожденных от наказания. Особенно остро встают семейно-бытовые проблемы, проблемы взаимоотношений в трудовых коллективах. Социальная адаптация, реадаптация таких лиц в новых условиях проходит следующие этапы: 1. Этап выработки адаптационных навыков и способностей, облегчающих впоследствие социальную адаптацию. Этот период во многом зависит от того, какие установки, ценности индивид приобрел в период исполнения и отбывания наказания. Средствами убеждения, а подчас и принуждения можно добиться нейтрализации или уменьшения стойкости прежней антиобщественной установки личности. 2. Приспособительный этап, когда освобожденный решает насущные жизненные проблемы, связанные с бытовым и трудовым устройством. Хотя этот этап, как правило, бывает краток, но он очень важен для дальнейшей реализации планов и установок индивида: стремления трудиться, наладить внутрисемейные, дружеские отношения в социальной среде и т.д. 3. Этап усвоения социально полезных ролей. Он наиболее сложен и противоречив, связан с психологическими и нравственными трудностями освобожденного. Происходит изменение социальных ролей, ломка стереотипов поведения, сознания. Профилактическое значение этого этапа состоит в том, чтобы не допускать влияния бывшего социального окружения и других факторов, обусловливающих совершение преступления. 4. Этап правовой адаптации, когда в сознании утверждаются нужные и полезные взгляды, привычки, ценности, желание честно трудиться и т.п. Идет закрепление социально значимых установок и достижение целей исправления судимого лица. Поскольку социальная адаптация представляет собой не одномоментное изменение системы, а протекающий во времени процесс, то возникает вопрос о его стадиях. Здесь можно говорить о четырех качественных стадиях социальной адаптации: - первая (начальная) стадия, когда адаптирующийся индивид улавливает лишь правила поведения, но система ценностей новой среды внутренне им не признается; - вторая стадия (терпимость), когда как социальная среда, так и индивид признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга; - третья стадия - приспособления, «аккомодации» – связана со взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители этой среды признают некоторые его ценности; - четвертая стадия - полной адаптации, “ассимиляции” когда индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые. Специфические моменты технологии социальной адаптации: - только человек создает специальные “приспособления”, определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде; - только человек способен сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя для этого все средства воспитания; - процесс “принятия” или “неприятия” индивидами господствующих социальных отношений зависит как от социальной принадлежности, мировоззрения, так и от направленности воспитания; - человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации. Итак, только человек способен с помощью особой технологии целенаправленно контролировать и регулировать процесс социальной адаптации, только для человека характерна относ<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|