Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и характеристика социальной диагностики




 

Диагностика как социальная практика получила признание и распространение в конце ХIХ - начале ХХ вв. и пришла на смену ранее существовавшим методам обобщения и анализа информации о социальной действительности. Характерной особенностью данного периода было то, что социальная информация носила нестрогий, произвольный характер; ее источниками, как правило, выступали формализованные и полуформализованные интервью, наблюдения и другие способы индивидуального накопления социальных знаний, опыта и информации об объекте исследования. Поэтому результаты диагностики были неконкретны и оставляли значительный простор для авторской интерпретации.

Термин “социальная диагностика” получил распространение в конце 20–начале 30-х гг. ХХ века. В настоящее время “социальная диагностика” утвердилась как важнейшее направление в социальной работе.
Термин “диагностика” (диагноз в переводе с греческого - распознавание, определение) заимствован из медицины.

Как известно, медицинский диагноз представляет собой умение определить характер и причины болезни или инвалидности на основании исследований больного. Вместе с тем, многие психические заболевания являются результатом сложных взаимодействий между клиентом, другими лицами и коллективами. Диагнозы же, особенно психических заболеваний, не учитывают должным образом социокультурные аспекты и влияние окружения клиентов, а также возникающие в связи с этим проблемы. Диагноз также ассоциируется с чем-то статичным, неодушевленным и в целом не учитывает того, что человеку свойственно не столько устойчивое состояние, сколько процесс постоянного изменения и развития.

Этимологически “диагностика” (от греческого “диа” - прозрачный и “гнозис” - знание) - общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе. Значение диагностики в области социальных отношений и процессов аналогично “прояснению” характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены признаки и причины возникновения заболевания, то можно надеяться на благополучный ход лечения и положительные результаты.
Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится и к психическому здоровью, к выявлению уровня знаний, интеллекта (педагогический аспект), а потому диагностика в социальной работе - чрезвычайно важная деятельность, требующая высокой квалификации и технологичности.

Некоторые авторы предлагают в социальной практике заменить этот термин понятием “проблемный анализ” или рассматривать процесс как выявление основных причин, или как экспертную оценку, полагая, что такое толкование имеет больше отношения к сбору необходимой информации и позволит избежать включения в это понятие психологических и медицинских аспектов.

Известно, что в научно-практическом плане социальному работнику приходится решать более широкий круг задач, поэтому суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты.

Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизнедеятельности клиентов социального обслуживания. Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи.

Цель диагностики состояния социального объекта - установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

Постановка социального диагноза - это процесс творческий, но имеющий определенный алгоритм действий, использования процедур и средств решения проблемы. Многие выдающиеся ученые, работающие в самых различных областях науки, имели свои творческие, индивидуальные подходы к постановке и выяснению истины. Наиболее последовательно охарактеризовал технологичность творческого анализа и диагноза проблем социального развития В.И. Вернадский. Он советовал придерживаться правил:

- проводить детальный анализ;

- видеть за частным общее;

- не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями;

- не избегать вопроса “почему?”;

- прослеживать историю идей;

- собирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к
оригиналам;

- изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь);

- связывать науку с другими отраслями знания, с общественной жизнью;

- не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.[6]

В социальной диагностике учитываются две группы факторов: социальные (внешние) и биологические (внутренние). Часто задача состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с позиции медико-биологических, психолого-педагогических и социально-экономических параметров.

Как известно, человек представляет собой единство биологического, духовного и социального во всей сложности их связей и взаимоотношений, в рамках единого целого.

Социальная диагностика - весьма сложный и ответственный вид деятельности специалистов социальной работы. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований, принципов диагностики.

Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.

Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными и надежными.

Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае нельзя использовать во вред человеку, который подвергся исследованию.

Принцип объективности. Требует, чтобы исследования резюмировались на основе научно обоснованных, объективных данных и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.

Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.

Социальная диагностика - важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника. Технология социальной диагностики включает в себя принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования социальных процессов. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества.

Практически социальная диагностика используется в самых разных областях жизни и деятельности людей. Специалист социальной работы выступает как автор или участник прикладных психолого-педагогических, социологических, экономических обследований, занимается консультированием в решении социальных проблем, коррекцией и реабилитацией, формами и методами терапевтического воздействия и т. д. Но чаще всего в деятельности социального работника диагностика выступает как исходная, вполне самостоятельная сфера деятельности. С социальной диагностики состояния клиента должны начинаться и ею же заканчиваться действия социального работника. Как область практики, она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением определенных процедур, приемов и методов.

При проведении диагностических обследований определенная технология освобождает исследователя от субъективистского подхода, отражает уровень компетентности специалиста и адекватно выражает конкретную социальную ситуацию.

Социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относятся:

- выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;

- определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;

- описание диагностируемых особенностей клиента, когда это
необходимо;

- ранжирование специфических свойств клиента.

В технологии социальной диагностики выделяют ряд процедурных этапов:

- ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор основных показателей или критериев;

- измерение и анализ показателей;

- формулирование и оформление выводов, заключений по диагнозу.

Социальная диагностика является важнейшим звеном преобразовательной практики в цикле: диагноз - прогноз - программа - внедрение. Как важный технологический инструмент, она прежде всего обогащает кадры социальных служб теоретическими и эмпирическими знаниями, помогает глубже понять социальные проблемы и перспективы их развития.

Разработка диагноза указывает на специфическую профессиональную среду деятельности социального работника, связанную с практической постановкой социального диагноза. Здесь решаются не только теоретические, но и сугубо практические вопросы, относящиеся к ориентации в профессиональной подготовке кадров. Они включают в себя:

- определение профессиональных требований, предъявляемых к социальному работнику как диагносту;

- установление перечня знаний, умений, нравственных качеств и навыков, которыми он должен обладать, для того чтобы успешно справляться со своей работой;

- выяснение минимума практических условий, соблюдение которых является гарантией того, что социальный работник действительно успешно и профессионально овладел тем или иным методом диагностики;

- разработка программ, средств и методов практической подготовки социального работника в области диагностики, а также оценки его компетентности в этой области;

- поиск взаимопонимания между практическим работником и клиентом должен носить двусторонний характер, клиент имеет право и обязан активно участвовать в этом процессе.

Для того чтобы быть специалистом высокой квалификации в области социальной диагностики, социальный работник должен хорошо овладеть как научными, так и практическими основами диагностики.
Знание лишь научных основ методики или знание методики без понимания и научного обоснования не гарантируют высокого уровня профессионализма в этой области.

Основой применения любой диагностической технологии является знание теории, на которую она опирается. Без этого специалист может совершить серьезные ошибки в анализе, интерпретации и выводах из результатов исследования. Так, например, в контексте бихевиористской, когнитивной, гештальттерапии и других психологических теорий и направлений предполагаются различные варианты и модели технологии диагностики в социальной работе.

Или, например, экспертная оценка в рамках бихевиористского подхода требует использования многих источников информации, включая непосредственное наблюдение индивида, его окружения. Возможно также моделирование реальных условий жизни. Могут использоваться психологические аспекты самоконтроля и самоотчета, в которых формируется цепочка форм поведения, чувств, мыслей, проблем и желаний.

Технологически с бихевиористских позиций экспертная оценка включает следующие этапы: 1) формулирование цели решения имеющихся проблем; 2) сбор и систематизацию информации о формах поведения и результатах; 3) изучение ресурсов личности и среды, которые могут быть использованы для достижения поставленных целей; 4) поиск дополнительных источников информации, общение с другими людьми, которых желательно вовлечь в работу, и план их вовлечения; 5) определение методов воздействия для достижения желаемых результатов; 6) выбор критериев прогресса для оценки результатов; 7) выявление помех и препятствий и разработка плана их преодоления.

Диагностические методы, которые находят практическое применение в деятельности социального работника, требуют специального
рассмотрения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...