Сущность и значение психологии в социальной практике
Пристальное внимание к психологии обусловлено сложным характером задач, стоящих перед человеком в эпоху “технологических революций” и сопровождающейся кризисом традиционных институтов социализации личности, изменениями общественной структуры и в конечном счете возрастанием роли личностного фактора в жизнедеятельности общества. Социальный работник в часто должен ответить клиенту на вопрос о смысле нашего существования на Земле, имеющий для человека исключительное, жизненно важное значение, “ибо тайна человеческого бытия, - как писал Ф.М. Достоевский не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить”. Психология как наука возникла и опирается на знания, которые давно и активно применяются в религии, искусстве, медицине, в социальных технологиях управления массами. Так, вся жизнь религиозного человека пронизана разнообразнейшими психотехническими приемами и средствами: исповедь священнику, помогающая “облегчить душу” после какого-то проступка и даже преступления; вечерняя молитва, позволяющая сбросить с себя тяготы прожитого дня, прийти в спокойное уравновешенное состояние и нормально заснуть; крестины и венчания, обряды поминовения усопших и т.д. Практически на всех исторических этапах развития человеческой цивилизации те или иные лица, обладая атрибутами власти и определенными знаниями, - монарх, президент, инквизитор, жрец, священнослужитель, шаман, целитель и т. д., - применяли для достижения своего господства определенные психотехнические методы воздействия.
Как известно, целитель, гуру и другие в ходе воздействия на клиента повышают его эмоциональное возбуждение, применяя кроме различных растительных и минеральных средств разные процедуры, драматические обряды и ритуалы, в том числе, например, публичное признание вины в присутствии большого числа людей. Система психологического воздействия имеет характер магического, демонологического порядка. Явления эти выступают в виде эффекта, когда индивид априори полон убеждения и веры в действенность применяемых к нему методов. В этом случае удовлетворяются потребность человека в эмоциональном контакте и потребность в получении информации, которые служат для индивида, социальной группы смысловой канвой определенного действия. Человек - существо глубоко социальное, и желание жить в мире и гармонии с окружающим его обществом составляет неотторжимое качество нормально функционирующей психики. В неменьшей степени человек испытывает потребность жить в мире и согласии с самим собой, сохранять и постоянно поддерживать “гомеостатическое состояние психики” как основу нормальной жизнедеятельности и оптимальной социальной адаптации. Для каждого индивида психологическая защита реализуется на физиологическом, психологическом и социальном (поведенческом) уровне. Каждый из названных уровней представляет собой функциональную систему, регулируемую независимо от того, является ли деятельность осознаваемой или нет. Психологическая защита является активным психическим феноменом и определяется индивидуальными характеристиками личности. Поэтому, воздействуя на эти индивидуальные характеристики, можно целенаправленно тренировать и усиливать механизмы психологической защиты.
Сегодня в психологии выделяются и утверждаются относительно самостоятельные отраслевые науки: инженерная психология, медицинская психология, юридическая психология, психодиагностика, психотерапия и др. По существу, каждый вид профессиональной деятельности включает в себя психологические аспекты. Особенность социальной работы, ее технологических аспектов, развивающихся на стыке общей психологии, социальной психологии, психодиагностики и др., состоит в том, что она рассматривает целенаправленную социальную деятельность, учитывающую особенности психики человека, опираясь на социальную сущность индивидов. Основная задача, которую ставит перед собой психология, - это помочь человеку сделать жизнь более осмысленной, значимой, развить жизненные силы, оказывать помощь и поддержку нуждающимся не только формально-организационно, но и личностно-осознанно, инициативно. Для этого в психологии используются различные научные методы и их варианты: - наблюдение - внешнее (наблюдение со стороны), внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное; - опрос - устный, письменный, свободный, стандартизированный; - тест - тест-опросник, тест-задание, проективный тест; - моделирование - математическое, логическое, техническое, кибернетическое; - эксперимент - естественный, лабораторный. Эти методы (варианты методов) предназначены для сбора и обработки первичной информации для выявления фактов и выводов, полученных путем интерпретации полученных данных. Здесь применяются также методы математической статистики и количественного анализа. Без знаний в области психологии социальному работнику трудно претендовать на овладение методами психологического воздействия на клиента. Социально-технологические методы, методики, приемы и средства, процедуры обладают относительной самостоятельностью, но они в первую очередь зависят от той научной школы, в рамках которой они были созданы. Психология предоставляет большие возможности использования в социальной работе различных методов воздействия на личность. Существующие психологические методы содержат не только разнообразные методологические и теоретические положения, но и предлагают различные технологии.
Кратко остановимся на характеристике возможных психологических подходов к технологии социальной работы. Глубинная психология (психодинамические теории) - психоанализ (З. Фрейд), индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (А. Берн) и др. Понятие “психологическая защита” было введено представителями психоаналитического направления и трактовалось ими как способность предотвращения грозных клинических последствий конфликта сознательного и бессознательного. Современные психодинамические теории имеют довольно широкий спектр различий, но всех их объединяет опора на идеи классического психоанализа З. Фрейда. В ранней концептуальной схеме З. Фрейда (сознательное - подсознательное - бессознательное) психологическая защита выступает как средство разрешения конфликта между сознательным и бессознательным. По Фрейду, защитные механизмы врожденны, запускаются в экстремальных ситуациях и выполняют функцию “снятия” внутреннего конфликта. В дальнейшем в эту первоначальную концепцию были внесены существенные коррективы: психологическая защита становится уже не врожденным, а приобретаемым в процессе индивидуального развития структурным компонентом психики; акцентируется направленность психологической защиты, прежде всего, на социогенные конфликты; механизмы и варианты психологической защиты рассматриваются как продукты развития и научения; набор защитных механизмов, в отличие от стереотипных схем З. Фрейда (“Оно” - “Я” - “Сверх Я”), определяется как глубоко индивидуальная характеристика личности, обусловливающая общий уровень адаптированности. Человек начиная с детства переживает различные кризисы, конфликты между внешними (социальными) силами и внутренними (бессознательными), где он (личность) пытается найти определенный баланс. Поэтому социальному работнику как психологу необходимо знать и научить клиента пользоваться самосознательным механизмом как регулятором развития личности, преодоления устойчивых отрицательных явлений или “комплексов”.
Существуют различные варианты основных защитных механизмов личности, с помощью которых индивид оберегает себя от психологических травм и неприятных переживаний. Остановимся кратко на нескольких из них: “ вытеснение ” - неисполнимые желания и неприемлемые представления вытесняются из сознания ради спокойствия, это приносит моментальное освобождение; “ замещение ”– перенос болезненных симптомов на замещающий объект (недостатки: отреагировавший чувствует освобождение, а замещающий объект часто страдает, однако может возникнуть эффект бумеранга — возврат негатива к первоначальному субъекту); “ сублимация ” - энергия напряжения полностью реализуется в социально-полезной деятельности: творчество, спорт и т.д. (недостатки: упускаются причины напряжения, сублимированное напряжение не исчезает - возможна фрустрация); “ бегство ” – человек избегает критики и благодаря этому - психологического напряжения (недостатки: причины не выясняются, возможны в будущем проблемы с саморегуляцией); “ оглушение ” - наркотики (алкоголь) устраняют конфликты, страхи и т. п., достигается ощущение силы, создается иллюзия ухода от пугающей действительности (недостатки: зависимость от алкоголя (наркотиков), развитие болезней) и т. п. Также важными механизмами психологической защиты являются: фиксация (задержка на одной стороне, форме защиты), регрессия (возврат при угрозе стресса в более раннюю стадию развития), перенос (перемещение бессознательных переживаний в физическую сферу, например в головную боль), провокационное поведение - человек ведет себя так, чтобы спровоцировать у другого человека гнев или любовь. Бихевиориальное (психология поведения) направление в социальной работе - социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение; когнитивная терапия; рационально-эмоциональная терапия (А. Эоллис) и др. Сущность этого направления заключается в том, чтобы показать влияние окружения на поведение человека. Для бихевиоризма важны мысли и поступки человека, их мотивы. Исходная методологическая позиция - это акцент на конкретных действиях и поступках человека. Поэтому при данном подходе социальному работнику как психологу необходимо вступить в такое взаимодействие с клиентом, которое раскрыло бы ему ценность и смысл жизни, его место в социальной действительности, индивидуальность, а с другой стороны, - найти и показать перспективы жизнедеятельности, новые ценностные ориентиры.
В технологическом аспекте социальная работа строится на следующих методических принципах: открытость и ясность плана работы с клиентом для его активизации; анализ и владение информацией о поступках и поведении клиента; учет детерминированности поступка и его результатов предшествующим действием (функциональный анализ); совместная выработка социально значимых целей, предполагающих конкретный план действий на будущее. Возможны и другие методы, технические приемы, например: тренировка настойчивости, тренировка релаксации, моделирование поведения и поощрения за желаемое поведение, стратегия предотвращения рецидивов и многое другое. Одной из форм психологической защиты, реализуемой на поведенческом уровне, являются феномены “ избегания ” (некоторых тем, имеющих эмоционально-личностное значение, ситуаций, книг, фильмов и т.д.) и “ ухода ” (из семьи, профессиональной или возрастной группы). Житейское понятие “избегать трудностей” часто обусловлено не столько стремлением к легкой жизни, сколько неспособностью приспособиться к изменяющимся условиям общения, обитания или деятельности. Многие феномены психологической защиты проявляются в рамках высшей формы социальной регуляции - нравственного выбора, реализуемого в виде молчаливого осуждения или одобрения, либо в виде активной защиты. В социальной практике основное внимание следует направлять на достижение изменений в поведении клиентов - оказывать им помощь в умении правильно организовать свое поведение. Идеи бихевиоризма полезны в социальной работе при решении детских проблем, вопросов отношений детей и родителей, применении методов поощрения и наказания, полезны и в работе с группой. Когнитивная психология как направление возникла в связи с развитием кибернетики, информатики, программирования ЭВМ и в определенной степени явилась реакцией на недостатки психологических концепций, игнорирующих сознание и принижающих роль мышления (например, бихевиоризм, гештальттеории и др.) в детерминации поведения человека. Здесь главным считается то, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит разнообразную информацию о себе, о мире и каким образом он ее использует при принятии решений, как действует в рамках определенной социальной действительности. Когнитивную психологию интересует, как устроено сознание человека, его система знаний, которые являются как бы аналогом вычислительной машины. Когнитивное направление считает важным то, как человек думает о мире, делает выбор из множества возможностей, принимает решение и как действует в рамках определенной социальной реальности. Главный принцип когнитивной терапии состоит в том, что большинство человеческих эмоций и форм поведения, рациональных и иррациональных, обусловлено тем, что люди думают, воображают и во что верят. Поэтому задача социальной работы состоит в том, чтобы помочь клиенту изменить его когнитивные правила и тем самым справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами. Когнитивная терапия эффективна при решении значительного числа эмоциональных проблем, с которыми приходится сталкиваться в практике социальной работы, особенно связанной с преодолением депрессии у клиента. Общее, что объединяет различные когнитивно-бихевиористские подходы, - опора в большей степени на мысли и поступки инвалидов. Гуманистическое направление - гештальттерапия (Р. Перлс), групповая терапия (К. Роджерс), логотерапия (В. Франкл), психодрама (Морено) и др. Основа теории гуманистического направления состоит в том, что жизнь и судьба, действия человека зависят от его внутреннего состояния, а не его окружения. В этом состоит отличие от психодинамической теории, делающей акцент на прошлом, которое влияет на настоящее, и от бихевиористской теории, акцентирующей внимание на воздействии окружения на личность. Гештальтпсихология (структурная психология) как направление ориентируется на естественные науки как на образец научного знания. Представители этого направления пытаются исследовать формирование сложных, целостных психофизиологических систем, психических явлений односторонне через восприятие, память, мышление, личность и межличностные отношения. Гештальттерапия использует при этом широко схематические приемы микротехники для анализа психического воздействии на клиента. Например, такие, как восприятие “здесь и теперь”, директивность, речевые изменения, метод “пустого кресла” и многое другое. Большой вклад в развитие материалистического направления в психологии внесли и отечественные ученые. Одной из наиболее известных ранних заявок на построение нового психологического знания явились исследования И.М. Сеченова, которые непосредственно повлияли на работу таких известных российских ученых, как В.М. Бехтерев, И.П. Павлов. Широко известны во всем мире труды отечественных ученых-психологов таких как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выгодский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконе, П.Я. Гальперин и многих других. Психология все больше выходит из рамок академической науки и активно применяется в социальной практике. Кроме традиционных форм ее приложения (медицина, педагогика), она широко используется там, где возникают проблемы, но особенно в социальной практике социальной работы.
2. Характеристика и специфика применения
Психология - это характер мышления человека. Она отражает мысленное восприятие людьми явлений и событий окружающего мира и выработанное на этой основе толкование событий, отношение к ним и к связанным с ними явлениям. Профессия специалиста социальной работы с высшим образованием еще очень молода. В настоящее время из 120 тыс. социальных работников почти половина имеют высшее или среднее профессиональное образование, но профильное, т.е. социальное, медицинское, юридическое, педагогическое или экономическое, - только 8% из них. Варианты психологической помощи человеку разнообразны. Но они только тогда эффективны, если применяются в сочетании теории, методологии и технологии использования психологических знаний. Специалисту в области социальной работы важно уметь выбрать и использовать в практической деятельности действительно индивидуально необходимые для конкретного человека методы, с учетом его социальных потребностей и интересов. Как показывает мировая практика, в использовании психологических методов при оказании помощи человеку имеют место две точки зрения. Одни считают, что психологической практикой могут заниматься только специалисты, имеющие специальное медицинское образование. Американская психоаналитическая ассоциация, например, допускает в число своих членов только дипломированных врачей. С другой стороны, в Великобритании каждый третий психоаналитик не имеет медицинского образования. В большинстве западных стран роль социального работника в оказании психологической помощи населению постоянно возрастает. Да и в США сейчас число социальных работников, занятых в сфере охраны психического здоровья, превосходит общее число психиатров и психоаналитиков, работающих в этой области. Развитие сети психологических служб, как показывает опыт, имеет и важное экономическое значение. По оценкам западных специалистов, один рубль, вложенный в развитие системы психологической помощи населению, позволяет избежать вложения десяти рублей в развитие медицинской психиатрической службы. К сожалению? оказание психологической помощи населению не имеет сложившихся культурно-исторических традиций в обществе. Современная практическая психология становится конкретной, живой наукой, когда изучает и дает ответы на многие вопросы воспитания и обучения, психического развитии человека (ребенка), трудовой деятельности, вносит нормы поведения в повседневную жизнь. В работе практического психолога сложились четыре основных направления: психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и психопрофилактика. Такое разделение труда и последующая глубокая специализация в каждой области, включающая как дополнительные теоретические знания, так и технологическую практику, позволяет достичь высокого уровня профессионализма. Социальная помощь населению оказывается по тем же направлениям практической психологии: - сообщение клиенту объективной информации о его расстройствах на основе психодиагностики. Клиент вырабатывает свое отношение к данной информации и принимает решение о ее использовании; - психологическая коррекция, с помощью которой для клиента разрабатывается индивидуальная программа определенного вида деятельности (чтение, письмо, счет и т. п.) в соответствии с общими требованиями; - психологическое консультирование, цель которого - помочь индивиду найти как можно больше вариантов поведения, мыслей, чувств, поступков для активного взаимодействия с людьми и социальными группами внутри социума; - психопрофилактическая работа. Задача - своевременно предупреждать возможные нарушения в определенном развитии индивида, создавать условия для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе. Важным направлением является психотерапия - организованное воздействие на психику клиента с целью ее восстановления или трансформации. Как правило, она осуществляется при содействии социальных работников с медиками. Терапевтическая технология располагает большим количеством психотехнических, инструментальных, тренинговых методов воздействия. Следует признать, что в отечественной технологии пока нет систематического руководства по различным методам психотерапевтического воздействия, которое позволило бы социальному работнику достаточно быстро и точно найти эффективный метод и предложить оптимальный вариант его применения в конкретных условиях. Как правило, специалист социальной службы работает со своим подопечным в будничной, житейской обстановке и пытается решить социальные проблемы с ориентацией на его самочувствие, психологическое состояние. Социальный работник не всегда имеет возможность непосредственно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами, и поэтому ему приходится рекомендовать клиенту обратиться к психотерапевту. Но он должен оказать первичную социальную помощь, опираясь на принципы и нормы правильного психологического общения с клиентом. При всей своей эффективности психологическая помощь не решает собственно социальных проблем, а лишь обеспечивает психологически благоприятный фон, смягчает субъективную тяжесть существующего положения. Анализ технологии работы психологов позволяет выделить четыре типа взаимодействия его с клиентами. Первый тип. Решение социальных задач. Ориентация на определенные критерии и нормы социального поведения, понимания. Попытка клиента осознать и следовать новым социальным ценностям ведет к дискомфорту и даже психосоматическим заболеваниям. В этом случае требуется изменить и ввести новые критерии, оценки, которые помогут клиенту увидеть свою цель в другом свете, расширить перспективы, позволят отойти от шаблонного поведения и переживания. Второй тип. Этические задачи. Клиент стоит перед выбором между общественным мнением и собственной оценкой существующей проблемы. Здесь технология предписывает показать клиенту ограниченность его оценочной шкалы “хорошо - плохо”, которая не дает возможности активизировать деятельность, сделать правильный выбор. Третий тип. Нравственные задачи. Необходимость ориентации на критерии добра и зла, которые требуют осуществления нравственного выбора, определенного поступка. Здесь важно показать ограниченность критериев и границ добра и зла, которыми пользуется индивид. Специалист социальной работы, как и врач, психолог, педагог и другие работники социальной сферы, обязан постоянно подвергать собственные действия нравственной экспертизе, следуя знаменитому девизу клятвы Гиппократа “Не навреди!” Четвертый тип. Собственно психологические задачи, т.е. помочь клиенту осознать и изменить свою систему переживаний, обрести понимание проблем, системы оценок, которые приводят к иным переживаниям и целям деятельности. На практике большинство клиентов ориентируется на социальные и этические проблемы. Цель социального психолога состоит в том, чтобы перевести проблему клиента в психологическую плоскость. Это и есть технологический шаг к оказанию ему психологической помощи, так как таким образом клиент получает возможность выделения и оформления проблемы в виде темы взаимодействия с психологом. Итак, технология решения психологических задач выходит и предполагает: - понимание психологических особенностей и закономерностей формирования основных психических состояний человека; - понимание психологических механизмов коррекции и самокоррекции психических состояний с целью устранения отрицательных состояний (в том числе стрессовых) и целенаправленного формирования положительных продуктивных состояний; - овладение приемами самоуправления жизненным тонусом, уровнем работоспособности и творческим потенциалом; - выработку необходимых навыков психогигиены, рациональных привычек, свойств личности, черт характера; - рациональную постановку и разумное обоснование жизненных целей (как ближайших, так и перспективных), выбор приемлемых путей их достижения; - понимание прямого влияния нравственного облика на устойчивость нервно-психической сферы и состояние здоровья человека; - знание психологических приемов и методов, которые непосредственно применяются на практике; - четкое представление об используемых психосоциальных и терапевтических методах профилактики, влиянии лекарственных средств и о возможных побочных эффектах их применения. В социальной сфере, функционируют различные виды психологических служб, имеют сложную, многоуровневую структуру. Она включает: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и многие другие. Все более популярными становятся различные тренинги, “кабинеты психологической терапии”, “школы хорошего настроения” и т.д. В справочнике адресов и телефонов служб социально-психологической помощи населению, семье и детям, выпущенном Министерством социальной защиты населения РФ, по состоянию на 10 ноября 1993 г. указано 274 учреждения. В соответствии с Приказом министра социальной защиты населения РФ (18 мая 1994 г.) “Об утверждении примерных положений об учреждениях психологической помощи населению”, создаются центры психологической помощи по телефону. Одна из эффективных форм оказания психологической помощи населению - это создание комплексных бригад, которые включают в себя врача-психиатра, психолога, медсестру и социального работника. При этом имеет место специфическое разделение труда: - психиатр проводит медикаментозное лечение; - психолог осуществляет психодиагностическое тестирование; - медсестра выдает лекарства, делает инъекции, оказывает помощь в проведении других лечебных процедур; - социальный работник составляет социальную характеристику пациента, анализирует социально и психологически значимые события в жизнедеятельности клиента. Существуют и другие формы. Например, формируется бригадно-вахтовая система психологической помощи населению специалистов из Москвы в отдаленные населенные пункты страны. Также проходит апробацию передвижная, мобильная система оказания разносторонней помощи, т.е. необходимые специалисты выезжают на автобусах или поездах в различные регионы. Главное, чтобы эта работа проходила комплексно и принимала форму не только контроля или проверки работы на местах, но и содержала организационно-технологические, психологические компоненты социальной помощи населению. Существует крайне ошибочное мнение, что человек, именуемый “сильной личностью”, способен к самостоятельному преодолению любой кризисной ситуации. Увы, это далеко не так, именно для “сильных личностей”, крепких, энергичных умственно и физически, резких и честолюбивых индивидов характерны (показаны) психические или психологические кризисы с самыми негативными последствиями. Сегодня особенно уязвимы те, чья работа связана с людьми, - это работники социальной сферы, врачи, медсестры, учителя, социальные работники и др. Они всеми силами стараются помочь людям и улучшить их жизнь, но порой доходят до истощения сил, когда понимают, что порой не могут достичь тех завышенных целей, которые перед собой ставят. К истощению сил приводят три фактора. Первый фактор - это многочисленные жизненные обстоятельства и поводы для переживаний. Второй фактор - это недостаток сочувствия, поддержки, когда рядом нет человека, которому можно довериться и с которым можно поделиться переживаниями. Третий фактор - чувство беспомощности, несправедливости. Безусловно, истощение сил наступает тогда, когда человек прилагает много стараний, а его не ценят. Чувство беспомощности, бесполезности своего труда развивается, если человек не встречает благодарности за свою работу, а результат таких переживаний - психические, соматические заболевания и т.д. Успехи социальной работы, бесспорно, связаны не только с совершенствованием организационных или психосоциальных отношений. Они во многом зависят от умения управлять внутренними регуляторными и защитными механизмами формирования психики. Следует согласиться с М.Э. Телешевской, которая констатирует: “К сожалению, науку властвовать собой мы не осваиваем в качестве специальной дисциплины, а это было бы далеко не бесполезным делом, особенно если учесть все ускоряющийся темп жизни. И, может, было бы не лишним, начиная со школьных лет, знакомить человека с правилами и приемами управления собственной психикой. Видимо, пришла пора более четко ставить и решать вопрос о своевременности формирования у каждого человека тех качеств, которые учат умению властвовать собой”. Стихийное регулирование психики фактически происходит на всех этапах жизни человека. Его социальное окружение: семья, соседи, друзья и коллеги по работе, случайные книги, средства массовой информации, социальные институты и т.п., - непроизвольно воздействуют на психику индивида, осуществляя объективно его социализацию. В данном случае срабатывает в определенной мере приспособительный механизм. Целенаправленное формирование психики осуществляется с помощью повседневной и целенаправленной просветительской и воспитательной работы. Самоформирование психики - это не спонтанный процесс, в нем есть определенные технологические детерминанты в виде конкретных методов и способов самопрограммирования. Методы самопрограммирования помогают индивиду приобрести необходимые знания, вырабатывать новые навыки и привычки, повышать уровень сознания и его регулирующее влияние на поведение и деятельность. Владение этими методами и технологией их применения непосредственно в процессе конкретной практической деятельности существенно повышает продуктивность социальной работы. Умение управлять своими психофизиологическими реакциями, вырабатывающимися в результате длительной психорегулирующей тренировки, позволяет индивиду в экстремальных ситуациях активизировать и мобилизовать потенциальные возможности своего организма, физиологические ресурсы, заложенные самой природой, раскрыть и высвободить “запасные”, не задействованные резервы адаптации для более адекватного реагирования на воздействие внешней социальной среды. Без самоорганизации, самоуправления и саморегуляции не может быть и психологически грамотной жизнедеятельности. Методы психического саморазвития сложились в результате естественного синтеза многовекового и разностороннего человеческого опыта и продолжают совершенствоваться по мере развития науки. Можно выделить следующие основные методы саморазвития человека, его психики: 1. Методы аутогенных тренировок. Основателем этого направления является немецкий психотерапевт И.Г. Шульц, который в 1932 г. предложил и использовал его как метод лечения и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме. В аутогенном методе используются три основных пути воздействия на состояние нервной системы. Первый и наиболее важный путь связан с особенностями влияния тонуса скелетных мышц и дыхания на центральную нервную систему. Нельзя овладеть аутотренингом без предварительной выработки умения полностью расслаблять мышцы тела. При этом важную роль играет ритм дыхания, способствующий оптимальному тонусу нервной системы. Второй путь воздействия на нервную систему тесно связан с использованием активной роли представлений, чувственных образов (зрительных, слуховых, тактильных и др.) Наконец, третий путь связан с регулирующей и программирующей ролью слова, произносимого не только вслух, но и мысленно. Это свойство внутренней речи (в форме самопризывов, самопроговариваний и т.п.) давно используется людьми в социальной практике. В аутогенном методе используются способы целенаправленного воздействия на непроизвольные функции человеческого организма, которые действуют эффективно в определенной технологической последовательности: релаксация ® представление ® словесное самовнушение. В этой связи было бы несправедливо не упомянуть о системе К.С. Станиславского, в которой задолго до И. Шульца сформулированы многие аутогенные приемы. Так, в книге “Работа актера над собой” Станиславский писал: “...Нужно освободиться от всякого мышечного напряжения. Такое состояние дает лучший отдых телу. При таком отдыхе можно в полчаса или в час освежиться так, как при других условиях не удается этого добиться в течение ночи”. 2. Медитация (от латинского “размышление”) как метод психического самовоздействия представляет собой состояние, в котором достигается высшая степень концентрации внимания на определенном объекте или же, наоборот, полное “рассредоточение” внимания. И в том и в другом случае наступает торможение процессов восприятия и мышления, происходит особого рода чувственная отрешенность, изоляция человека от внешнего мира. Этот метод может оказать практическую помощь тем, кто озабочен поисками душевного равновесия, нуждается в формировании чувства уверенности в своих силах, возможностях. Применение рациональных приемов медитации может дать эффект значительно более выраженный, чем при лечении гипнозом, аутогенными тренировками, рациональной терапией и другими модификациями психотерапевтических средств. 3. Гипноз и самогипноз как методы регуляции интенсифицируют функции программирования жизнедеятельности организма, закрепляют их в долговременной памяти, позволяя получать более выраженный и целенаправленный эффект. Самогипноз, если его рассматривать как технологический процесс, включает следующие этапы внутренней работы: - выработка решения осуществить работу с четкой формулировкой ее целей и задач; - предгипнотическая беседа с самим собой, в которой логически обосновывается необходимость предпринимаемой работы, обсуждаются результаты, которые будут достигнуты по ее окончании, и те преимущества, которые должны быть получены в итоге; - внутренняя фиксация собственного образа, наделенного желаемыми качествами; - закрепление новых качеств реальными действиями в постгипнотическом периоде. Необходимо отметить, что самогипноз как метод играет вспомогательную роль и не может быть отделен от других методов воздействия на психику, в частности от общения. В технологии профессионального общения социального работника с клиентом необходимо учитывать следующие обстоятельства: 1) Профессиональное общение социального работника должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Важно создать обстановку психологической безопасности и помощи, разобраться в проблемах клиента и найти выход из них. Необходимо создать условия и ситуацию для раскрытия индивидуальности и т.д. 2) Способы общения, т.е. выразительные средства, стили общения, позиции, этапы, роли, маски в общении должны быть технологически выдержаны. Можно назвать следующие технологические этапы общения: - моделирование предстоящего общения с клиентом (прогностический этап); - начало и организация
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|