Сущность управления в социальной работе
Существуют различные точки зрения по отношению к системам управления в области социального обслуживания. В частности, высказываются мнения, что администраторы, получившие подготовку для работы в сфере государственного управления, могут заменить профессионально подготовленных специалистов для сферы социального обслуживания управленцев. И все-таки здесь есть определенная дифференциация. Так, управленческие кадры в области социальной работы должны обладать способностью решать социально-политические вопросы, вникать в содержательные, этические аспекты, повышать эффективность оказываемых услуг в соответствии с общественными ценностями и законами. Начало ХХ века ознаменовалось рождением научного менеджмента, у истоков которого стояли такие ученые и практики, как Фридерик У. Тейлор, Франк Б. Гилберт, Генри Л. Ганнт, Х. Манстерберг, Х. Эмерсон и другие. Становление и развитие управленческих отношений сопровождались совершенствованием социальных технологий. Существуют различные точки зрения (как в терминологическом, так и в содержательном аспекте) по отношению к административному управлению и менеджменту. Например, американские специалисты считают, что административное управление и менеджмент - одно целое. В Западной Европе, наоборот, менеджмент используется как основное понятие, а административное управление относится к внутренним задачам организации. Впервые термин “менеджмент” стал употребляться в США и первоначально означал “умение объезжать лошадей”. Оно произошло от глагола “to manage” (управлять), а тот, в свою очередь, - от латинского “manus” (рука). То есть в буквальном переводе менеджмент означает “управление людьми”. Менеджерами называют лиц, имеющих, в соответствии с законодательством, обязанности по руководству корпоративным бизнесом и имуществом. Сегодня в США термин “менеджмент” означает процесс, который обеспечивает интеграцию и эффективное использование материальных и человеческих ресурсов фирмы для достижения стоящих перед ней целей. По сути менеджмент - это теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рыночных отношений.
Сейчас на Западе все большее значение приобретает концепция “человеческих ресурсов”, в основе которой лежит признание экономической целесообразности капиталовложений, связанных с управлением рабочей силой, поддержанием ее в трудоспособном состоянии, обучением и созданием условий для более полного выявления возможностей и способностей, заложенных в личности. В соответствии со своими потребностями компании участвуют в образовательных программах, чтобы обеспечить себя в будущем образованной и технически подготовленной рабочей силой. Выступая в Американской федерации учителей, Д. Кридон, президент «Метрополитен лайф иншуренс компани», заявил: “Бизнес начинает действовать исходя из признания того, что ему нужны хорошо образованные служащие, клиенты и избиратели”. В качестве другого примера, когда бизнес действует одновременно и в своих интересах, и в интересах общества, можно привести систему здравоохранения. Компании по страхованию жизни поддерживают меры против курения на рабочем месте. Это сокращает расходы на медицинскую помощь и может принести более высокие прибыли страховым компаниям. Одна страховая компания в Америке даже ввела программу ранней диагностики и профилактики гипертонических заболеваний служащих банка - самого распространенного заболевания, - поскольку это экономически выгодно фирме. В целом западные социологи, делая вывод о профессионализации менеджмента, утверждают, что на смену собственническому менеджменту, целью которого являлось обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя, в бизнес ХХ века пришел профессиональный менеджмент, несущий определенную социальную ответственность перед обществом.
Развитие профессионального менеджмента привело к изменению специфики деятельности менеджера. Она состоит в том, что менеджер - это не столько должность, сколько профессия, требующая комплекса профессиональных, управленческих, психологических, экономических и, конечно, творческих качеств личности. В настоящее время очевидно, что управленческая деятельность по своей сути технологична, она имеет определенные стандарты, закономерности, которые должны знать все управленцы, независимо от сферы своей деятельности. Однако для управленца, работающего в социальной сфере, необходимы и специфические знания, так как в первую очередь он решает проблемы личности, способствует реализации ее жизненных интересов, потребностей. Управление в рамках отдельной организации представляет собой совокупность следующих процессов: - формулирование социальной политики и ранжирование ее в виде оперативных целей; - разработка программы и руководство ее реализацией; - организация финансирования и обеспечения материальными и кадровыми ресурсами; - руководство деятельностью по налаживанию взаимодействия между другими организациями (по вертикали и по горизонтали); - организация и контроль за работой кадров; - выполнение представительских функций и связь с общественностью; - просветительство, обучение и воспитание; - внедрение и оценка инноваций с целью повышения эффективности работы. Теория социального управления использует общенаучные, конкретно-научные методы познания, специфические методы сбора, анализа и обобщения информации о взаимодействии интересов субъекта и объекта управления. Эти методы включают специализированные способы анкетирования, интервьюирования, анализа статистических данных, получение экспертных оценок, исследование содержания управленческих функций, структур управления, управленческих групп и социальной обусловленности их действий.
Можно в связи с этим выделить два понятия управления: методологическое (содержательное) и процессуальное (технологическое). Первое из них показывает место управления в жизнедеятельности общества, его возможности (обусловленные естественно-историческими закономерностями, отношениями и механизмами управления) и характер общественных интересов. Второе понятие характеризуется технологически - в виде набора функций и процедур. Еще в начале века А.А. Богданов выступил с идеей создания всеобщей организационной науки - тектологии. Ее особенность (как всеобщей организационно-технологической науки) состояла в том, что было дано общее описание весьма разнообразных процессов возникновения и распада организаций. Идеи А.А. Богданова оказали влияние на развитие многих исследований.[12] Интересно отметить, что в работах 50-60-х гг. при описании управления в обществе фигурирует только термин “управление” (Н. Винер, О. Ленге, Г. Клаус, Б.В. Бирюков, И.И. Болтников, К.К. Вавилов, К.И. Варламов), и лишь в 70-е гг. появляется термин “социальное управление” (В.Г. Афанасьев, Ю.А. Тихомиров, Т.В. Керимова, П.Н. Лебедев, А.М. Омаров, Г.И. Петров, Л.Н. Суворов). Необходимо подчеркнуть, что социальное управление неразрывно связывалось с социальными процессами. В отечественной науке исследования в области организационных методов заметно отставали от исследований в области экономических и социально-психологических методов управления. Анализ вышедших работ, посвященных методам управления, показал, что литература по экономическим методам составляет примерно 85%, социально-психологическим - 14%, организационным - всего 1%. В современной России практически нет достаточно глубоких исследований о роли и значении управленческих технологий в области социальной защиты населения, хотя в настоящий момент они крайне необходимы. Поэтому имеющийся богатый теоретический и эмпирический материал в области социального управления должен быть направлен на развитие технологий социальной защиты и социального обслуживания населения. Организационно-управленческие недостатки не могут быть полностью компенсированы ни экономическими, ни социальными, ни психологическими средствами.
Основываясь на изучении работ по теории организации, теории управления производством, праксиологии, можно дать следующее определение организационных методов управления. Это способы, приемы, с помощью которых создаются разнообразные социальные системы, обеспечивающие определенный уровень (качество) их организованности, и осуществляется организационное воздействие на систему, ее части и элементы для достижения поставленных целей. Управление - явление социальное. Любое общество нуждается в управлении людьми, социальными группами, корректировании их поведения, и это является условием нормального функционирования. На определенном этапе развития общества в связи с возникновением кооперации и разделения труда неизбежно возникает особая отрасль деятельности - управленческая. Менеджмент как система знаний имел в своем развитии несколько направлений. Первое направление - развитие теории организационного управления - получило название “классической”, или “традиционной”, школы. Многие компоненты этого направления играют и сейчас важную роль. Недооценка человеческого фактора, упрощенное представление о мотивах человеческого поведения, имеющие место в “традиционной” школе, вызвали к жизни второе направление в теории управления - это школа “человеческих отношений”, или “человеческого поведения”. Особое внимание в этой технологии управления уделяется психологическим мотивам поведения людей в процессе производства, рассматриваются такие категории, как “групповые отношения”, “групповые нормы”, “проблемы конфликта и сотрудничества”, “коммуникационные барьеры”, “неформальная организация” и др. Таким образом, в теорию управления вводятся социально-поведенческие элементы в интегрированном виде. Третья школа - это так называемая “эмпирическая”. Она включает исследователей, которые определяют управление прежде всего как изучение практического опыта с целью его обобщения, тиражирования и передачи практикам, студентам и т.д. Представители этой школы пытаются синтезировать основные идеи школ “классической” и “человеческих отношений”. Четвертое направление теории организации управления - школа “социальных систем”, которая разрабатывает системный подход к вопросам организации управления, обращает преимущественное внимание на взаимодействие частей системы с целым. Представители этой школы занимаются исследованиями организации как целого, моделируя организационные процессы и их сочетания друг с другом, благоприятные для достижения цели, стоящей перед организацией.
Пятое направление образует новая школа “науки управления”. Ее представители считают важнейшей целью исследование процессов принятия решений с применением новейших математических методов и средств. Эта школа ставит перед собой задачу повышения рациональности решений, к ней также можно отнести большое число исследователей, принимающих участие в разработке различных управляющих и прогнозирующих систем. Этот краткий и далеко не полный перечень основных теорий управления показывает междисциплинарный характер знаний, на основе которых могут быть развиты принципы административной практики. Вместе с тем эти теории не всегда могут быть адаптированы к отечественной системе управления, так как здесь необходимо учитывать уровень жизни, традиции, приоритеты и возможности в развитии системы социальной защиты и т.д. В настоящее время все больший интерес вызывает теория управленческого поведения, рассматривающая сходство и различия в поведении мужчин и женщин. Для России, на наш взгляд, эта проблема весьма актуальна, ведь среди социальных работников подавляющее большинство — женщины, как и в других сферах социальной деятельности: в медицине, например, в России 80% составляют женщины (в США, наоборот, только 20% женщин работают врачами), такая же картина в педагогической деятельности и т.д. По мнению американского ученого Р. Кантера, установки, убеждения и поведение являются функцией организационных и иерархических структур, а не половых различий. Моральное состояние, степень удовлетворенности сотрудников и продуктивности подразделений организации зависят от уровня власти и возможностей, которые открываются перед людьми с учетом их половых различий. Как правило, женщины занимают более низкие позиции в организационной иерархии и обладают меньшей властью и меньшими возможностями для продвижения по службе. В значительной степени их поведение является следствием их социального статуса. Идеи Кантера повлияли на ряд исследователей, изучающих социальные службы. Так, Р. Норман и А. Манкуско отмечают, что управление традиционно считается рациональным и ориентированным на достижение целей, а следовательно, - мужским делом, даже для тех профессий, где преобладают женщины. Разница между мужчинами и женщинами проявляется и в том, что женщины больше внимания уделяют межличностным отношениям, участию в принятии решений, планированию непредусмотренных обстоятельств и коллективному руководству. Одним из частных проявлений общего процесса технологизации социальной деятельности является технологизация управления. В ней отражаются практически все проблемы, возникающие при внедрении социальных технологий в общественную практику. Как правило, технологии создаются не для уникальных видов деятельности, а для многократно повторяющихся. Необходимо также учесть, что продуманная разработка социальных технологий начинается в сфере управления и только потом распространяется на другие виды человеческой деятельности. По существу, социальные технологии - результат развития технологии управления. Сегодня они являются важнейшим направлением развития системы социальной защиты населения. Отсюда потребность в технологиях, во-первых, направленных на социальную защиту той части населения, которой особенно трудно приспособиться к новым социально-экономическим условиям; во-вторых, - в технологиях самоорганизации и новых технологиях обучения, позволяющих с минимальными затратами времени и сил повысить уровень своей подготовки в новых сферах деятельности. Таким образом, введение термина “социальная технология управления” преследует три цели: - добиться еще большей стандартизации отдельных (структурных) этапов процесса управления; - обеспечить возможность применения целесообразной последовательности в управленческой деятельности; - достичь быстрого и крупномасштабного “тиражирования” новых видов деятельности, эффективных технологий в социальной сфере. В целом же, технологизация - это технологическое совершенствование управления. А управление общественными процессами - это сознательное и целенаправленное воздействие субъекта на объективно существующие общественные отношения и процессы. Это “искусство знать точно, как предстоит сделать это самым лучшим и дешевым способом”.[13] Может быть предложена следующая принципиальная блок-схема технологии управления. Схема 1
Одна из главных социальных потребностей современного общества - совершенствование системы организации управления, обусловленное необходимостью в кратчайшие сроки преодолеть экономический кризис, а значит, улучшить качество жизни и психолого-нравственную стабильность людей. Для того чтобы определить путь достижения поставленной цели, выявить проблемы, возникающие при этом, и наметить способы их решения, необходимо выяснить особенности процессов управления на этапе перехода к новым экономическим отношениям. Управление в обществе - это воздействие на социальное поведение, на трудовую (социальную) деятельность не только отдельного человека, коллектива людей, но и в целом на общество. Управление социальными процессами в обществе всегда целенаправленно и предполагает достижение осознанных целей и задач с помощью соответствующих средств и методов, определенная совокупность которых и может быть названа технологиями. Цивилизованность общества во многом определяется уровнем культуры управления, которая включает в себя научные знания о характере управления и его принципах, практический опыт организации людей, координацию их действий с целью повышения их эффективности. ХХI столетие будет веком “сознательной технологии”, когда люди будут использовать технологии для того, чтобы укрепить собственное тело и стимулировать умственные способности, и когда технологии будут все больше принимать человеческие качества.[14]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|