Формы и методы работы с пожилыми
Сложную социально-экономическую ситуацию помогают смягчить стационарные и нестационарные учреждения социального обслуживания. Они активно способствуют улучшению качества жизни пожилых людей, создают условия для оптимизации их жизненного уклада и решения различных проблем, связанных с психологической помощью и поддержанием здоровья. Практика социального обслуживания позволяет смягчить проблемы маломобильного населения, вносит элементы улучшения качества жизни, способствует оптимизации жизненного уклада пожилых людей. В настоящее время действует 1013 стационарных социальных учреждений различных типов, в которых проживает 232,1 тыс. престарелых и нетрудоспособных граждан. Самой распространенной формой социального обслуживания пожилых людей являются территориальные центры социального обслуживания. Обязательным минимумом в работе таких центров является наличие трех отделений: 1) социальной помощи на дому, 2) временного дневного пребывания, 3) срочной социальной помощи. Основными задачами и функциями центров являются: · выявление престарелых, нуждающихся в социальной поддержке; · определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке; · привлечение государственных и общественных организаций для совместной работы; · предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в такой помощи; · обеспечение постоянного и комплексного социально-бытового обслуживания нетрудоспособных пожилых людей; · предоставление бесплатного культурно-бытового, юридического и медицинского обслуживания, организация питания лиц, находящихся на обслуживании центра;
· оказание бесплатной помощи на дому нетрудоспособным пенсионерам и инвалидам, организация обеспечения продуктами и предметами санитарно-бытового назначения, медикаментами, здравоохранения, коммунально-бытового обслуживания, бытового хозяйства и др.; · организация натуральной, гуманитарной и срочной помощи социального характера; · оказание дополнительных услуг, не входящих в круг должностных обязанностей сотрудников центра. В центре социального обслуживания отрабатываются и применяются новые технологии социальной работы с пожилыми людьми. Так, отделения дневного пребывания специально создаются для адаптации пожилых людей к новым условиям среди себе подобных через общение; организуются группы самопомощи и взаимопомощи. Посещение отделения дневного пребывания дает пожилым людям возможность не только бесплатного питания и медицинского обслуживания, но и укрепляет веру в себя и свою значимость для социума. Оказание помощи на дому кроме материальной и натуральной поддержки дает возможность предоставлять клиентам юридические, психологические и доврачебные услуги и консультации. В отделение срочной или экстренной социальной помощи может обратиться любой человек, попавший в экстремальную ситуацию. Ему может быть оказана финансовая, натуральная и юридическая помощь. Бесплатное питание, социальная помощь, бытовые услуги предоставляются престарелым и нетрудоспособным гражданам по месту жительства центрами социального обслуживания, численность которых достигла сейчас 9 997. Свыше 900 тыс. одиноких пожилых и престарелых обслуживаются социальными работниками на дому: из каждых 10 тыс. пожилых людей надомным обслуживанием охвачено 246 человек. Различными разовыми услугами служб срочной социальной помощи (сеть таких служб в целом по стране составляет 1366 тыс.) воспользовались в 1994 году около 3,9 млн. человек.
К специализированным магазинам (секциям) прикреплено более 4,2 млн. человек, бесплатным питанием (продовольственными наборами, горячими обедами) пользуются более 1,1 млн. человек. Действуют социальные парикмахерские, прачечные, мастерские по ремонту бытовой техники, пункты проката, цехи по пошиву и ремонту одежды и обуви, предоставляющие услуги по доступным для малообеспеченных граждан ценам. Позволяя пожилым людям как можно дольше сохранять привычный образ жизни, система социального обслуживания как составная часть социальной защиты пожилых людей, тем не менее имеет внутренние трудности развития. Своей очереди на помещение в стационарные учреждения ожидают более 6,0 тыс. человек. Материально-техническая база ряда учреждений отстает от современных требований. Преобладание стационарных учреждений большой вместимости не позволяет в полной мере учитывать индивидуальные особенности и личностные запросы проживающих. Сеть нестационарных учреждений и служб не обеспечивает оказание помощи всем нуждающимся. Остается довольно ограниченным перечень предоставляемых социальных услуг. Не находит полного применения принцип адресности в зависимости от индивидуальных и групповых потребностей и нужд пожилых людей, социальное обслуживание еще не стало в полной мере комплексным. Необходимо отметить, что социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей – это не налог на трудоспособное население, а возвращение долга старшим поколениям. Основными направлениями повышения уровня благосостояния престарелых являются: - увеличение размера пенсий; - совершенствование системы пенсионного обеспечения; - развитие услуг по уходу на дому; - расширение сети домов престарелых; - улучшение условий проживания в этих домах. Среди категории пожилых людей особо нуждаются в социальной помощи инвалиды, ветераны войны, одинокие граждане и малообеспеченные пенсионеры. Особо важное значение имеет помощь со стороны социальных работников в бытовом обслуживании пожилых людей. Известно, что в пожилом возрасте большинство граждан испытывают затруднения в самообслуживании. Особые сложности в этом отношении испытывают одинокие люди “третьего возраста”.
Физическая зависимость в пожилом возрасте принимает острые формы по причине одиночества. Разводы и вдовство пожилых людей сопровождаются финансовыми затруднениями с надеждой стабилизации положения в случае повторного брака. Пытаясь избежать одиночества и обусловленных им тягот, немало пожилых людей стремятся к новому прочному семейному союзу, построенному на основе взаимного доверия и близости. Задача социальных служб состоит в том, чтобы наряду с непосредственной социальной помощью пожилым супружеским парам способствовать формированию терпимости и понимания в оценке и принятии разнообразных, порой экстраординарных форм семейной жизни в пожилом возрасте. Мероприятия по социальной адаптации положительно воздействуют на отдельные категории пожилых людей. Такая работа особо актуальна для граждан без определенного места жительства и занятий. Система социальной защиты также предусматривает содействие в налаживании жизненного уклада и трудоустройства пожилых граждан, а также (при необходимости) осуществление профессиональной переподготовки. Трудовые, физические и материальные затраты на уход за пожилыми и, особенно, престарелыми членами семьи ощутимым бременем ложатся на семью, порождая проблемы, которые не всегда находят разрешение силами самой семьи. Социальный патронаж таких семей, а также семей пенсионеров и одиноких пожилых людей позволяет предвидеть момент наступления кризисной ситуации и своевременно принять адекватные меры в целях ее нейтрализации. Сейчас особое развитие получила система нестационарных учреждений системы социальной защиты пожилых людей, так как именно эта форма является наиболее экономичной и приближенной к реальным нуждам пожилых людей. Причем нестационарные учреждения социальной защиты позволяют подобрать индивидуально вариант обслуживания, в том числе и на платной основе. В рамках таких учреждений развиваются системы психологической, медико-социальной и правовой помощи пожилым людям.
Центры социального обслуживания обеспечивают поддержку досуговой и посильной общественной деятельности пожилых, способствуют проведению образовательно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы в среде пожилых. Остается достаточно высокой потребность социального обслуживания в стационарных условиях. Сеть стационарных учреждений социального обслуживания в перспективе должна не только расширяться, но и видоизменяться. Преобладающие в настоящее время традиционные, многоместные дома-интернаты постепенно должны быть заменены стационарами других типов. Опережающее развитие должны получить геронтологические и геронтопсихиатрические центры, где будут применяться достижения медицинской и социальной геронтологии; дома-интернаты малой вместимости, отделения милосердия; социальные учреждения терминального ухода (типа хосписов), а также дома ночного пребывания и другие учреждения для лиц без определенного места жительства, нетрудоспособных беженцев и вынужденных переселенцев. Необходимо также совершенствовать социальное обслуживание пожилых людей в сельской местности. Уже появляются учреждения временного (на осенне-зимний период) пребывания, которые позволяют оказывать поддержку одиноким пожилым людям, испытывающим проблемы в самообслуживании. Такие учреждения могут облегчить социально-психологическую адаптацию к постоянному проживанию в стационарных учреждениях. Развитие сети стационарных учреждений требует значительных финансовых и материальных затрат, что предопределяет появление стационарных учреждений на основе различных форм собственности (государственной, муниципальной, смешанной, государственно-частной). Различия в имущественном положении пожилых граждан - фактор, подлежащий обязательному учету при оптимизации сети стационарных учреждений и предоставляемых на их базе услуг. Достоинства стационаров и преимущества нестационарных учреждений присущи специальным жилым домам с комплексом служб социально-бытового назначения, значимость которых для одиноко проживающих пожилых людей, пожилых супружеских пар в дальнейшем должна повыситься. Накапливается опыт заключения договорных отношений с одинокими пожилыми на пожизненное содержание и предоставление услуг в обмен на добровольную передачу ими жилой площади государству, городу, негосударственной структуре, частному лицу. В условиях мини-стационаров или “стационаров на дому” достигается адресность и высокое качество предоставляемых услуг. При совершении сделок с жильем постепенно формируется широкое партнерство нового типа в интересах пожилых.
Как мера переходного периода обоснованным является наличие в ведении органов социальной защиты населения социальных аптек, социальных больниц (коек), лечебно-оздоровительных учреждений (отделений). Существенно улучшить положение клиентов социальных служб позволит гуманизация подхода к социальному обслуживанию пожилых, что подразумевает: - введение гарантированного государством минимума предоставляемых пожилым людям социальных услуг с тем, чтобы поддержать гарантированный уровень безопасности, комфортности жизнедеятельности в пожилом и престарелом возрасте; обеспечить пожилым гражданам благоприятные условия для реализации их прав и законных интересов, участия в общественной, экономической, культурной и духовной жизни; обеспечить защиту граждан пожилого возраста от недобросовестных или противоправных действий в сфере социальной защиты и обслуживания; - недопущение отказа со стороны государственных социальных служб в предоставлении гарантированных социальных услуг по каким бы то ни было мотивам, в том числе по причине хронических инфекционных заболеваний, туберкулеза, венерических, психических заболеваний, алкоголизма, токсикоманий; - уважение выбора граждан и предоставление возможностей для реализации клиентом права на альтернативное решение (выбор государственного или частного учреждения, получение услуг на постоянной или временной основе, бесплатного или за плату, выбор закрепленного социального работника) путем реформирования сети учреждений социального обслуживания и коренного улучшения качества предоставляемых услуг; - учет национально-культурных различий, мировоззренческих взглядов и религиозных воззрений клиентов социальных служб путем индивидуализации социального обслуживания. Таким образом, организация социального обслуживания пожилых нацелена на обеспечение им безопасной старости через снижение воздействия факторов социального риска и максимально возможную степень реализации социальных гарантий в сочетании с предоставлением широкого спектра услуг в области профилактики и развития, чтобы пожилые могли как можно дольше сохранять социальный тонус и привычный образ жизни, оставаясь активными и полезными членами общества. Вопросы для самоконтроля 1. Чем характерен социальный статус пожилых людей? 2. Принципы ООН в отношении пожилых людей. 3. Основное содержание концепции социальной защиты нетрудоспособных граждан. 4. Методы социальной работы с пожилыми гражданами. Глава XIV
В последнее время вызывают серьезную озабоченность проблемы, связанные с появлением в России значительного числа лиц без определенного места жительства, не имеющих постоянных средств к существованию, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством. После отмены в 1991 году статьи 209 УК РСФСР (“Систематическое занятие бродяжничеством и попрошайничеством”, предусматривающей уголовное наказание до 2-х лет лишения свободы) как несоответствующей нормам о правах человека проблема эта с каждым годом стала принимать все более серьезный характер. Указ Президента РФ “О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества” от 2 ноября 1993 года положил начало широкомасштабной государственной кампании по работе с лицами без определенного места жительства и занятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|