Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологии социальной работы с мигрантами




 

Проблема беженцев и вынужденных переселенцев требует комплексного ее решения с участием различных ведомств федерального и регионального уровня.

Пока в системе органов социальной защиты населения еще не сложилась развитая система специализированных учреждений, ведущих работу с мигрантами. Однако ее создание - настоятельная потребность.

Сейчас особо важным является оказание конкретной помощи человеку, что возможно только при функционировании сети территориальных учреждений, учитывающих местную ситуацию и ее особенности.

Несомненно, что в процессе развития системы социальной помощи мигрантам в России появятся соответствующие учреждения, способные в максимальной степени выявить и решить проблемы и потребности мигрантов.

В настоящее время органами социальной защиты населения ведется разносторонняя работа с мигрантами. Социальные работники помогают каждому обратившемуся человеку в решении его личных социальных, экономических, правовых и других проблем, содействуют в установлении или восстановлении необходимых социальных отношений.

В социальной работе с мигрантами выделяются два основных вида:

1. Практическая социальная работа (работа с конкретным человеком или группой людей, нуждающихся в социальной помощи).

2. Организационная работа (организация работы социальной службы, разработка конкретных программ деятельности и т.п.).

В чем заключается практическая социальная работа с мигрантами? Она проводится по следующим основным направлениям: социальному, социально-психологическому, социально-педагогическому, социально-правовому, медико-социальному, финансовому, социально-экономическому, материальному, социально-информационному и социально-трудовому.

1. Социальное направление (проводится в контакте с различными ведомствами, в том числе - Пенсионным фондом):

- проведение социальных консультаций;

- проведение мероприятий по социальной реабилитации в стационарных и нестационарных условиях;

- выявление лиц, особо нуждающихся в социальной помощи;

- социальная диагностика;

- помощь мигрантам в получении пенсий и пособий;

- содействие организации групп самопомощи и взаимопомощи;

- выявление лиц с девиантным поведением из числа мигрантов и асоциальных семей;

- профилактика девиантного поведения;

- организация культурно-досуговой работы с престарелыми и инвалидами из числа мигрантов;

- профилактика бездомности (включая содействие в получении общежития, временного жилья или приобретении собственного жилья);

- профилактика детской беспризорности (включая устройство детей в детские дома и дома-интернаты);

- содействие возвращению имущества мигрантов и получению ими компенсаций;

- взаимодействие с различными государственными учреждениями и общественными организациями по вопросам помощи мигрантам.

2. Социально-информационное направление (проводится в контакте с Госкомстатом РФ и средствами массовой информации):

- информирование мигрантов о деятельности социальных служб;

- сбор информации о мигрантах (в том числе и от самих мигрантов) и ее систематизация в целях организации оптимальной социальной работы с данной категорией населения;

- информирование общественности относительно проблем миграции и мигрантов (главным образом через средства массовой информации) в целях установления мигрантами устойчивых социальных связей;

- содействие адекватному освещению в средствах массовой информации темы миграции.

3. Социально-психологическое направление (проводится в контакте с органами образования и здравоохранения):

- психологическое консультирование;

- психологическая коррекция и помощь в социальной адаптации;

- психологическая помощь в острых кризисных ситуациях и условиях посттравматического стресса;

- психопрофилактика стресса;

- проведение психологических тренингов с мигрантами;

- обучение аутотренингам и психологической саморегуляции;

- психологическая диагностика развития детей и подростков из семей мигрантов;

- психологическая диагностика и консультирование в области приобретения новой специальности.

4. Социально-педагогическое направление (проводится в контакте с органами образования, здравоохранения и правопорядка):

- проведение консультаций по вопросам семьи и воспитанию детей;

- социально-педагогическая работа с детьми и подростками;

- специализированная (коррекционная) социально-педагогическая помощь нуждающимся детям и подросткам;

- социально-педагогическая помощь детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении;

- контроль за получением образования детьми и подростками из семей мигрантов;

- профессиональное консультирование и содействие получения профессионального образования подростками и молодежью из числа мигрантов;

- профилактика девиантного поведения;

- проведение досуговых мероприятий для детей и подростков, направленных на адаптацию в новых условиях.

5. Социально-правовое направление (проводится в контакте с судебными и правоохранительными органами):

- защита прав мигрантов;

- предоставление мигрантам информации об их правах и обязанностях;

- социально-правовое консультирование.

6. Медико-социальное направление (проводится в контакте со службами здравоохранения):

- медико-социальное консультирование;

- оказание доврачебной медицинской помощи;

- содействие в проведении диспансеризации мигрантов;

- контроль за адекватной санитарно-профилактической работой и соблюдением норм социальной гигиены;

- помощь в приобретении полисов страховой медицины (выдача сертификата на медицинское обслуживание);

- выявление хронических больных и нетрудоспособных и организация для них специализированных медико-социальных консультаций;

- социально-психиатрическая диагностика и помощь;

- оказание содействия в приобретении лекарств и других медицинских средств;

- по необходимости выделение финансовой помощи на лечение;

- направление в специализированные медицинские учреждения;

- контроль за санитарным состоянием жилья мигрантов.

7. Финансовое направление - оказание стартовой помощи (предоставление ссуд):

- предоставление финансовой помощи на основе принципа индивидуального подхода в каждой конкретной ситуации.

8. Социально-экономическое направление:

- консультирование по социально-экономическим вопросам;

- предоставление помощи в достижении экономической самостоятельности;

- содействие в повышении доходов.

9. Материальное направление (проводится в тесном контакте с общественными организациями):

- предоставление продуктовой помощи;

- предоставление вещевой помощи;

- предоставление иной натуральной помощи (лекарства, строительные материалы и т.п.).

10. Социально-трудовое направление (проводится в контакте со службами занятости):

- оказание содействия в получении основной и дополнительной
работы;

- оказание содействия в открытии собственного дела;

- консультирование по вопросам труда, занятости и профориентации;

- помощь в профессиональной подготовке и переподготовке.

В рамках организации социальной работы с мигрантами необходимо решение следующих основных задач:

- связь с международными организациями, занимающимися проблемами миграции, и участие в их деятельности;

- организация взаимодействия между различными ведомствами и учреждениями Российской Федерации и регионов, решающих проблемы миграции и мигрантов;

- организация взаимодействия между государственными структурами, общественными организациями и фондами, занимающимися социальной защитой и помощью мигрантам;

- содействие созданию общественных организаций, занимающихся проблемами мигрантов;

- связь с зарубежными организациями, занимающимися проблемами мигрантов;

- разработка оптимальной структуры и нормативов деятельности стационарных и нестационарных учреждений социальной помощи мигрантам применительно к условиям конкретных регионов;

- организация различных форм учреждений социальной защиты мигрантов (центров социальной защиты, реабилитационных центров, кризисных стационаров, домов-интернатов, консультаций, пунктов выдачи помощи и т.п.);

- подготовка и повышение квалификации специалистов по работе с мигрантами;

- выработка норм выдачи натуральной (продуктовой, вещевой и др.) помощи мигрантам;

- проведение социологических и маркетинговых исследований проблемы;

- социальная реклама федеральной и местной миграционной политики;

- организация деятельности службы по связям с общественностью (“publik relations”);

- разработка правовых основ выдачи пенсий и пособий мигрантам, а также оказание финансовой помощи;

- разработка правовых основ социального, санитарного, медицинского и педагогического контроля жизнедеятельности мигрантов;

- разработка правовых основ профилактики девиантного поведения лиц из числа мигрантов;

- организация центров, курсов и семинаров по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации мигрантов и другие задачи.

Процессы миграции населения всегда будут существовать и оказывать на общество определенное влияние. Главной задачей социальных служб, так или иначе встречающихся с миграцией в своей работе, является сведение к минимуму тех отрицательных тенденций и последствий, которые она в себе несет. Миграция может быть и благом, и злом, спасти экономику региона или привести к социальному взрыву.

Социальным службам нужно учиться управлять миграцией, готовить кадры, накапливать информацию о формах и методах работы, овладевать средствами, с помощью которых можно осуществлять управление.
Несмотря на остроту проблемы, эта отрасль социальной деятельности находится пока в стадии формирования, а недостаток материальных средств явно мешает действительно эффективной работе миграционной службы.

Но все же сам факт того, что общество и государство обратили внимание на эту проблему, внушает сдержанный оптимизм и уверенность в ее решении.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова социальная сущность миграции, ее виды?

2. Кто является беженцем?

3. Кто является вынужденным переселенцем?

4. Каковы основные проблемы внешней миграции и пути их решения?

5. Какие ведомства Российской Федерации участвуют в работе с мигрантами?

6. Назовите основные задачи и направления деятельности ФМС.

7. В каких направлениях проводится практическая социальная работа с мигрантами?


Глава XVI
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Развитие человеческой цивилизации всегда во многом определялось практической технологией. Прогресс человечества выражался в стремительном развитии технологий мировой экономики. Так, за минувшие 100 лет скорость перемещения человека на планете возросла в 100 раз, эксплуатация природных ресурсов - в 1000 раз, а военная мощь - в 1000000 раз. Однако именно социальные технологии позволяют использовать имеющийся потенциал в экономике, для улучшения социальных условий жизни людей, обеспечения взаимосвязи экономического прогресса с социальным, решения нравственно-этических вопросов развития индивидов.

 

Сущность и содержание экономических методов
в социальной практике

 

История развития экономики дает множество примеров, способов и технологий регулирования отношений между людьми в процессах хозяйствования. Среди них можно назвать командно-приказные, насильственно-принудительные, плановые, организационно-распорядительные, разъяснительные, социально-психологические и др. Однако любая экономика требует адекватных ей методов хозяйствования. Методы - это способы ведения хозяйства.

В настоящее время в научной литературе идет порой надуманная дискуссия о преимуществах или недостатках основных методов ведения хозяйства - рыночного и планового. Различные толкования содержания понятий "административные методы" и "экономические методы" приводят к тому, что их нередко противопоставляют друг другу, искусственно возводя между ними непреодолимую "китайскую стену". Некоторые экономисты (в силу политической конъюнктуры) высказывают мнение, что все, связанное с реализацией вышестоящих органов, включая планирование, относится к административным методам.

По нашему мнению, нет никаких оснований представлять дело таким образом, что экономические методы базируются на использовании экономических законов, а административные - на приказах и директивах, и по этой причине нельзя исключать планирование из экономических методов, относя его к административным рычагам, поскольку реализация плана в значительной степени достигается принуждением.
Конечно, содержание понятий "административные" и "экономические методы руководства" нуждается в дальнейшем изучении. Эти понятия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Административные методы могут и должны учитывать действие экономических законов. Иначе говоря, они должны быть экономически обоснованы. Экономические по своей сущности рычаги могут быть и нередко являются административными по форме.

Современное мировое экономическое развитие идет в основном по двум моделям.

Первая модель, характерная в настоящее время для американской экономики, связана с резким ограничением прямого административного регулирования, в котором активную роль играют рыночные механизмы саморегулирования. Главный принцип - это удовлетворение экономических и других потребностей с опорой на собственные способности, на результаты своего труда. Помощь со стороны государства крайне ограничена, она используется только как временная, экстренная мера.
Однако на определенных этапах своего развития США активно применяла административные методы в экономике. Например, 1933 г. - новый курс в США, суть которого - усиление государственного регулирования экономических и социальных процессов. Утверждался взгляд, что при умелом использовании методов государственного регулирования они могут обеспечить процветание страны. Причем необходимо подчеркнуть, что эта государственная политика получила широкую поддержку населения, помогла людям адаптироваться в условиях глубокого экономического кризиса.

Другая модель - это оказание помощи населению как естественная функция государства, как часть нормальных общественных отношений, которая не налагает клеймо позора, унижения, а предназначена помочь людям в решении социальных проблем. Эта модель, получившая наиболее полное развитие в ФРГ, Японии, Швеции и некоторых других странах, характеризуется активным воздействием государства на функционирование национального рыночного хозяйства, мощной системой социального обеспечения и социальной поддержки малоимущих групп населения, сравнительно высокой долей расходов государственного бюджета в валовом внутреннем продукте, существенным весом государственной собственности.

Например, социально-экономическая система ФРГ была определена Л. Эрхардом как "социальное рыночное хозяйство", основу которого составляют свободный рынок и свободная конкуренция. Однако и "свободное" рыночное хозяйство ФРГ воссоздавалось при самом активном участии государства. Так, сельское хозяйство, угледобывающая промышленность, черная металлургия, транспорт, жилищное строительство в значительной степени были исключены из сферы неконтролируемой рыночной конкуренции и активно регулировались государством. Регулировало оно и обширную сферу коммунальной инфраструктуры и государственного предпринимательства, а также контролировало объем производства, цены, предоставляло субсидии и кредиты из госбюджета.

По мнению профессора Х. Ламперта (ФРГ), социальное рыночное хозяйство - это путь, ведущий к свободному, экономически эффективному, стабильному порядку в обществе и экономике.

Термин "социальный" означает:

1) что рыночное хозяйство в силу своей экономической эффективности создает экономические предпосылки "благосостояния для всех" и предоставляет экономические свободы, а также ограничивает право на свободу тех лиц, кто нарушает конституционный порядок или правила нравственности;

2) что рыночное хозяйство должно ограничиваться там, где оно привело бы к социально нежелательным результатам или же результаты свободного экономического процесса должны корректироваться, если они согласно ценностным представлениям общества не являются достаточно социальными.

Поэтому понятие "социальное рыночное хозяйство" может быть определено как идея политического упорядочения, целью которого является соединение общества, построенного на конкуренции, частной инициативе, с социальным прогрессом, обеспеченным именно производительностью рыночной экономики. На основе рыночного экономического порядка может быть создана многообразная и всеобъемлющая система социальной защиты.[22]

Фактически любая экономика управляется и планируется административными методами. В переломные моменты исторического развития России (СССР) государство всегда брало на себя инициативу и ответственность за проводимые реформы; так было до революции 1917 г. - реформы Иоанна Грозного и Петра Великого, предреволюционные реформы Столыпина, 60-х годов ХIХ века; так и реформы послереволюционные - 1921, 1937, 1965, 1987 гг. Цели и задачи этих реформ были разные, как и их результаты, последствия.

28 октября 1991 г. Президент РФ Ельцин и премьер-министр Гайдар объявили о программе принудительной стабилизации, которая непосредственно вдохновлялась польской "шоковой терапией" и включала в себя реформу цен, осуществление контроля за денежной массой, жесткую бюджетную экономию, дезиндексацию заработной платы, либерализацию внешней торговли и определение единого обменного курса рубля. "Программа Гайдара", вдохновляемая МВФ, должна была с 1992 г. обуздать инфляцию и стимулировать предложение за счет оздоровления государственного бюджета и внедрения рыночных механизмов: освобождения цен, открытия рынка обмена валют, приватизации предприятий промышленности и т.д.

Судя по данным разработанной в 1992 г. правительственной "Программы углубления экономических реформ", уровень жизни населения России, существовавший до 1991 г., будет достигнут только через 20 лет. Фактически, это означает, что сорокалетние граждане России всю оставшуюся трудовую жизнь будут жить и трудиться в нищете.
Новое поколение вырастет неполноценным в физическом, социальном плане, а те, кто уже отдал свой труд России, так и не увидят реального улучшения по сравнению с дореформенной жизнью. При этом основные тяготы псевдорыночной политики легли на наименее защищенные слои населения: на детей, инвалидов, пенсионеров, работников образования, культуры, науки и здравоохранения.

К началу 1996 г. эйфория и надежды, что рынок поможет увеличить экономический потенциал России и решить социальные проблемы человека, сменились пониманием, что рынок сам по себе, без государственного вмешательства, не способен решить поставленные задачи. Вспомним, что еще в 1990 г. известный американский бизнесмен Г. Уилленс, неоднократно посещавший Советский Союз и хорошо знакомый с нашей хозяйственной практикой, решительно заявил: "Чем ближе я знакомился с командно-административной системой, господствующей в советской экономике, тем яснее мне становилось, что те, кто стремится к быстрым и радикальным переменам, просто идиоты".

В странах с цивилизованной рыночной экономикой (в первую очередь, страны Западной Европы, Северной Америки, Япония) степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность предприятий и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно косвенный характер. Государство не формально воздействует на экономику, а методами политической власти, законодательных запретов, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных экономических и социальных программ. Все это свидетельствует о том, что на современном этапе эффективная рыночная система наряду с прочным экономическим базисом имеет также социально-нравственный аспект, соблюдение которого достигается с помощью различных методов государственного регулирования (схема 1).

В настоящий момент на Западе противников государственного вмешательства в экономику в принципе нет. Весь вопрос состоит в том, - что регулировать, какими методами и в чьих интересах.

 

Схема 1

 

 
 

 


ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ
Макроуровень Микроуровень
Экономический рост; межрегиональные и межгосударственные связи; инвестиции; развитие науки и образования; социальная защита населения; обороноспособность и безопасность; денежное обращение; доходы и расходы государства. Организация хозяйственных систем и межхозяйственных связей; перспективное и текущее планирование; стимулирование роста и повышения эффективности производства; организация и оплата труда; финансовая деятельность; маркетинговая деятельность и др.

 


Государственное регулирование предусматривает либо прямое регламентирование поведения хозяйственных субъектов, либо косвенное - через систему экономических методов. В первом случае используются административные методы воздействия: законы, приказы, инструкции, и т.д. Во втором - экономические регуляторы: цены, налоги, банковские проценты, преференции и санкции. В целом под экономическими методами управления хозяйственной деятельностью (нередко называемыми экономическими рычагами) принято понимать денежно-стоимостные категории, используемые в процессе производства, распределения и обмена товаров, в масштабах отдельных регионов и государства в целом. К подобным рычагам обычно относят такие, как ценообразование и цена, прибыль, плата за фонды, финансы, кредит, система субсидий и дотаций, налоги, валютный курс, государственные и местные бюджеты, зарплата и материальное стимулирование и др. Считается, что эти методы в отличие от административных побуждают коллективы и работников к действию не по указанию вышестоящих органов, а через интересы и потребности.

Нынешняя экономика России может быть выведена из кризиса не только за счет совершенствования рыночных методов хозяйствования, но и за счет радикального улучшения всей системы государственного регулирования и контроля за деятельностью производственно-торговых и финансовых структур.

Одним из факторов становления рынка и усиления стимулирования роста производства товаров и услуг является замена командно-административных методов управления преимущественно экономическими. Это обусловлено тем, что развитие предпринимательской деятельности в условиях динамично развивающегося рынка основано на самостоятельности предприятий в использовании основного и оборотного капитала, в организации производства и реализации продукции. Свобода предпринимательства во всех отраслях, производящих товары и услуги, а также в сфере товарного обращения и других областях коммерческой деятельности - важнейший принцип рыночной экономики.

В условиях развитого рынка целостная система названных методов выполняет следующие функции: регулирующую, балансирующую, распределительную и стимулирующую. С помощью экономических методов регулируются структурные сдвиги в производстве и обмене товаров, объемы и направления инвестиций, обеспечение занятости, структура экспорта и импорта товаров и другие процессы в экономике. В сбалансировании спроса и предложения, доходов и расходов государства особую роль играют бюджет, налоги, цены, кредитная и внешнеэкономическая политика. Комплексное их использование способствует усилению взаимосвязи рынка товаров, денег, рабочей силы и капиталов. Они играют также важную роль в преодолении инфляционных тенденций, укреплении денежного обращения и обеспечении устойчивого курса рубля. Благодаря этому создаются предпосылки для экономического роста.

Практика показывает, что экономические методы воздействия на производство и обмен товаров надо подкреплять организационно-административными мерами, что призвано способствовать рациональному распределению труда и укреплению межхозяйственных связей, перестройке хозяйственных систем, улучшению подготовки и расстановки кадров в органах управления и на предприятиях. Рациональное сочетание экономических методов с организационно-административными особенно необходимо в переходный период к развитому рынку. Это связано с тем, что в экономике России действует ряд факторов, осложняющих формирование эффективных рыночных структур. Так, в связи с распадом бывшего Союза нарушились экономические связи между предприятиями и государствами СНГ. Для их восстановления требуются не только экономические, но и организационные меры.

Зарубежный опыт подтверждает, что для обеспечения устойчивого роста производства и повышения уровня жизни народа необходимо рационально сочетать использование рыночного механизма регулирования на макроуровне с государственным регулированием экономики и ее сбалансированного развития на микроуровне и в крупных экономических регионах. Это находит свое проявление в политике цен, финансовой и кредитной политике, а также в области внешнеэкономической деятельности.

Нехватка необходимых законов и правовых норм регулирования на первом этапе реформ негативно отразилась на ходе и результатах перестройки коммерческих производителей, товаропотребителей и других структур.

Итак, недооценка регулирующей роли государства на первом этапе радикальных экономических реформ явилась основной причиной следующих негативных тенденций в экономике и социальной сфере:

- чрезмерно большое и длительное сокращение производства ВВП ввиду разрыва хозяйственных связей и потери управляемости предприятиями во всех отраслях народного хозяйства, особенно в промышленности, капитальном строительстве, сельском хозяйстве;

- снижение реальных доходов подавляющей части населения в связи с высокими темпами инфляции и сокращением национального дохода;

- необоснованное увеличение разрыва между доходами богатых людей и средней заработной платой работников отраслей производства, особенно с размером минимальной оплаты труда;

- - ухудшение финансового положения предприятий и государства, что проявилось в небывалом увеличении бюджетного дефицита, кризисе взаимных платежей и образовании крупной задолженности по выплате заработной платы;

- сокращение доли национального дохода и, соответственно, финансовых инвестиций, направляемых на развитие науки, образования, здравоохранения и другие социальные нужды;

- слабо контролируемый государством вывоз из страны десятков миллиардов долларов лицами, разбогатевшими на перепродаже товаров и финансовых махинациях;

- небывалый рост преступности, коррупции, расхищения государственного имущества и присвоения сбережений населения.

Для преодоления указанных тенденций требуются внесение корректив в проводимые реформы и соответствующее изменение курса экономической политики.

В широком смысле понятие социальной защиты (социального развития) включает целый комплекс институтов, являющихся непременным атрибутом всякого развитого общества. Создаваемая в настоящее время система (например, объединение Министерства социальной защиты населения РФ и Министерства труда РФ) должна охватить те ее элементы, которые могут смягчить действие факторов социального риска, возникающих в результате становления рыночных отношений. Необходимо понимать, что труд, трудовая деятельность существенно повышают социальную защищенность населения в рыночной экономике. Рынок положил начало новым трудовым отношениям, сделал экономически невозможной нерациональную занятость, предъявил спрос на рабочую силу определенного качества и, соответственно, возникла объективная необходимость формирования новых социальных технологий, призванных обеспечить социальную защиту индивидов, социальных групп.

В формирующуюся систему социальной защиты входят:

- государственная система развития современных технологий, обусловливающих научно-технический прогресс, которые ориентированы на высокую производительность труда и обеспечение рациональной занятости; изменение роли науки, ее большая направленность на решение социальных задач;

- система социального страхования и пенсионного обеспечения, а также четких правовых гарантий по их выплате;

- увеличение потребления и поддержание покупательной способности населения в условиях роста цен; индексация фиксируемых доходов по мере изменения цен; установление минимальной заработной платы в соответствии с (реальным) прожиточным минимумом;

- материальная помощь малообеспеченным, нетрудоспособным гражданам и многодетным (неполным) семьям;

- финансирование и контроль государства за подготовкой, переподготовкой кадров и их трудоустройством;

- определенный уровень образования, медицинской помощи, жилищного обеспечения, сферы услуг, экологической защиты, повышение роли системы социальной защиты как гаранта социального развития индивида;

- налоговые льготы предпринимателям, вкладывающим средства в образование, систему социальной защиты, благотворительные фонды.

В рыночной экономике государство использует разнообразные методы (способы) в соответствии с выработанной политикой. Существуют два основных способа государственного регулирования экономики:

- централизованный, или законодательный, т.е. административно-директивный;

- децентрализованный, или косвенный, через воздействие на механизм рынка, т.е. предпринимательская деятельность регулируется посредством товарно-денежных отношений, свободной купли-продажи, цен, правил торговли, налогообложения и т.д.

Итак, среди прямых и косвенных методов государственного регулирования можно выделить следующие направления:

1. Государство является собственником и активным субъектом рынка. Помимо функции политического организатора социума государство выступает собственником, активно участвующим в рыночных отношениях на основе свободно заключаемых договоров купли-продажи, контрактов, госзаказов и др., и тем самым воздействует на рынок, на его цены, соотношение спроса и предложения, использование ресурсов и т.п. Формы и методы здесь разнообразны: наследование недвижимости в силу исторических традиций (событий), новое строительство или выкуп акций у частных предприятий, принудительная или добровольная национализация с возмещением потерь, конфискация, секвестризация (изъятие или запрещение пользования и распоряжения имуществом) и т.д.
Зачастую государства ассимилируют огромные средства в бюджете, что позволяет им выступать кредиторами частных организаций, банков, являться заемщиками и кредитовать отдельные отрасли, оказывая тем самым активное воздействие на денежное обращение, инвестиционную политику и на другие рыночные отношения.

2. Мероприятия по деэтатизации (разгосударствлению) государственной собственности. Формы разгосударствления (деэтатизации) могут быть разнообразны:

- приватизация - передача госсобственности в частное пользование за плату;

- восстановление социальной справедливости в виде возврата имущества, предприятий бывшим собственникам;

- выкуп предприятий трудовым коллективом (возможно в рассрочку);

- аренда с последующим выкупом;

- образование совместных государственно-частных предприятий и т.д.

Рыночные организации производства предлагают различные формы: ведение семейного или кооперативного производства с использованием полученных в пользование и владение средств производства (земельный участок, дом, магазин, мастерская, транспортные средства и т.д.); владение акциями предприятия; получение ренты (проценты, дивиденды) в сберегательном банке.

Мировой опыт показывает, что внедрение частной собственности - это не панацея от всех бед. Одна из самых больших фирм в мире "Дженерал моторз" принадлежит не одному хозяину-предпринимателю, а всем людям, которые на ней работают и являются ее акционерами: директорам, служащим, рабочим.

3. Законодательная регламентация предпринимательства. Большинство современных государств не выдают приказы (команды) хозяйствующим субъектам, но правовая регламентация бизнеса имеет определенную технологическую направленность: регистрация (открытие) фирмы, контроль хозяйственно-финансовых результатов деятельности, законы о банкротстве (ликвидации) предприятий, антимонопольные (антитрестовские) законодательства, законы о защите потребителей от недобросовестной деловой практики и многое другое;

И в то же время необходимо признать, что даже экономические и правовые механизмы не всесильны при решении некоторых социальных проблем; многое зависит и от самих людей, участников экономических отношений. В этом смысле характерно высказывание Г. Форда: "До тех пор, пока мы ждем от законодательства, что оно уврачует бедность и устранит из мира привилегии, нам суждено созерцать, как растет бедность и умножаются привилегии...".[23]

Нормативно-правовые акты, в целом право являются формой, в которую облекается политика государства, в том числе и социальная. Роль и назначение права состоят прежде всего в том, чтобы служить осуществлению политики, но эту роль оно может выполнить только при условии строжайшего соблюдения всех его норм. Вне законности право либо бесполезно, либо вредно.

4. Государственная поддержка малого бизнеса. Во многих государствах "малый" бизнес является органической частью современного рыночного хозяйства, велика его роль в решении экономических, научно-технических и социальных задач.

5. Налоговая политика. Налоговая система является косвенным методом воздействия на рынок и всю экономику. Налоги выполняют следующие функции:

- финансовые - аккумуляция средств в бюджете с целью государственных расходов;

- стимулирующие - развитие приоритетных отраслей экономики, предпринимательской деятельности;

- тормозящие - влияние на импорт и экспорт, сдерживание объемов инвестиций и др.

Налогообложение является важным инструментом социальной политики государства. В США, например, налоги составляют около 1/3 всей стоимости производимых товаров и услуг в течение года. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов.

6. Государственное регулирование цен. Как правило, в условиях свободной рыночной экономики цены устанавливаются на основе принципа свободы предпринимательства, но государство вмешивается в систему ценообразования в исключительных случаях (война, острый дефицит отдельных товаров, всплеск инфляции и др.) Однако многие государства проводят активную ценовую политику, т.е. практика свидетельствует, что в рыночном хозяйстве цены не отпускаются на волю рыночной стихии и устанавливаются не только под воздействием равновесия спроса и предложения.

7. Государственная регламентация учета и отчетности. Эффективность рыночной экономики во многом зависит от продуманной системы информации, статистики, что, в свою очередь, требует объективности в учете и отчетности. В некоторых странах, например в США, Великобритании, дана большая свобода в ведении бухгалтерского учета и предоставлении отчетности. Вместе с тем любая фирма обязательно указывает методы и приемы при составлении финансового отчета.

В других странах (Германии, Швеции, Японии, Франции) сущ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...