Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конечные результаты культурной деятельности.




Конечным результатом культурной деятельности являются те из­менения, которые она вызывает в общественном и индивидуальном соз­нании, в качестве социальной среды и т.п.

Конечные результаты деятельности в сфере культуры выражаются в распространении социальных ценностей и идеалов, формировании

личности, повышении качества жизни и т.д. Огромное значение имеет создание средствами культуры позитивного имиджа страны (региона,

муниципалитета).

Культура — важнейший ресурс развития страны в целом и отдель­ных территорий, решения стоящих перед ними социально-экономи­ческих задач.

Сложность прямого количественного измерения конечных общест­венно значимых результатов (социальных эффектов) культуры. Невоз­можность применения стандартных процедур оценки. Поиск соответст­вующих критериев и индикаторов социальной результативности культу­ры. Использование социологического инструментария: опросов, анкети­рования, интервьюирования населения, профессиональной экспертизы.

4.2.2. Культурное благо как непосредственный результат дея­тельности организаций культуры. Типологии культурных благ.

Культурное благо — это разновидность экономического блага, соз­данного в результате культурной деятельности людей.

Для театра непосредственным результатом деятельности является спектакль, для концертной организации — концерт, для цирка — пред­ставление, для кинотеатра— сеанс, для библиотеки— выдача книг, периодических изданий, оказание информационных услуг.

Теория общественных благ (П. Вейсброд и др.)

Различные культурные блага классифицируют в соответствии с признаками неисключаемости и несоперничества в потреблении.

Неисключаемость — невозможность помешать индивидам исполь­зовать благо, ограничить их доступ к благам.

Несоперничество — отсутствие конкуренции в потреблении: по­требление благ одним человеком не уменьшает возможности их приме­нения другим".

В соответствии с этими признаками выделяют общественные и ча­стные блага.

Общественное (социальное) благо — благо, потребляемое одним лицом и остающееся доступным для потребления другими лицами.

Частное благо — благо, которое потребляется одним лицом и не может быть одновременно потреблено другим лицом.

Концепция мериторных благ (мериторика).

Термин мериторные блага ("merit goods") был введен Ричардом Масгрейвом более 50 лет назад. Понятие мериторики непосредственно вытекает из общественных интересов, которые не проявляются в инди­видуальных предпочтениях.

" См.: Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора: Основы теории государст­венных финансов: Учебник для вузов. М., 1996. С. 37; Юрьева Т. В. Экономика некоммер­ческих организаций: Учебное пособие. М, 2002. С. 27.

 

Мериторными называются блага, спрос на которые со стороны ча­стных лиц отстает от "желаемого обществом" и стимулируется государ­ством12.

Концепция экономической социодинамики (Р. С. Гринберг, А. Я. Ру­бинштейн).

Основана на допущении того, что существует интерес, который не представлен ни одной из индивидуальных функций полезности {несво­димость потребностей). Феномен несводимости разделен на два пози­тивных свойства: социальная полезность благ и индивидуальная полез­ность благ. Авторами обоснован принцип комплементарности (взаимо­дополняемости) индивидуальных предпочтений и социальных интере­сов. В основу типологии культурных благ положены признаки индиви­дуальной и социальной полезности, а также свойство коммунальное™, соединяющее в себе признаки неисключаемости и несоперничества в потреблении13. В результате получена следующая типология культур­ных благ.

Частное благо (обладает индивидуальной полезностью).

Общественное (социальное) благо (обладает социальной полезно­стью).

Коммунальное благо (обладает индивидуальной полезностью и

коммунальностью в потреблении).

Смешанное благо (обладает индивидуальной и социальной полез­ностью)

Смешанное коммунальное благо (обладает индивидуальной и соци­альной полезностью, а также коммунальностью в потреблении).

Подавляющая часть продуктов культуры существует в виде сме­шанных и смешанных коммунальных благ, обладающих одновременно индивидуальной и социальной полезностью, а также социальных благ, имеющих лишь социальную полезность. Производство и потребление таких благ обязано поддерживать государство.

4.2.3. Услугаосновная форма культурного блага.

Услуга культуры — целесообразная культурная деятельность, су­ществующая в форме полезного эффекта труда.

Особенностями услуг культуры являются:

— нематериальный характер производимого эффекта;

— активное участие потребителя в производстве услуг;

— воздействие эффекта от услуги на личность потребителя;

пространственно-временная локализация услуг

 

11 Гринберг Р. С. Рубинштейн А. Я. Экономическая социодинамика. М., 2000. С. 56. " Гринберг Р. С. Рубинштейн А. Я. Экономическая социодинамика; Рубин­штейн А. Я. Структура и эволюция социального интереса. М., 2002

 

 

Сравнение качественных характеристик услуг культуры и продук­тов материального производства дано в схеме №214:

Схема №2

Сравнение качественных характеристик услуг культуры и продуктов материального производства

 

Сфера культуры Сфера материального производства
Продукт имеет нематериальную природу (форму), что не исключает его существо­вание на материальных носителях Продукт имеет материальную природу (форму)
Продукция не поддается точному количе­ственному измерению Продукция поддается количественному измерению
Производство носит индивидуальный характер Производство носит массовый, серийный характер
Определяющее значение имеют внеэконо­мические факторы (эстетические, психо­логические, социальные и др.) Определяющее значение имеют экономиче­ские факторы
Слабая стандартизируемость услуг в силу их неповторимости и оригинальности Возможность унификации, стремление к одинаковому набору свойств в каждом из­делии
Одновременность производства и потреб­ления и, как следствие, невозможность сохранения и перемещения продукции Несовпадение производства и потребления, возможность хранения и перемещения про­дукции
Активное участие потребителей в произ­водстве продукта Пассивная роль потребителя в производстве продукта
Коллективный характер потребления при сохранении индивидуальности восприятия Как правило, индивидуальный характер потребления продукта
Эффект от услуг не ограничен во времени Эффект от продукта ограничен во времени

Характеристика услуг культуры как интеграция свойств самого продукта и условий его потребления.

Взаимосвязь и взаимодополняемость различных услуг культуры. Взаимозаменяемость услуг культуры только при дефиците предложения или для случайного, "неразборчивого" потребителя.

Появление новых видов культурной продукции— информацион­ных продуктов и услуг, в том числе и виртуальных. Повышение роли "смысловых" продуктов (производство смыслов, создание культурных кодов, ценностей, образцов).

4.2.4. Понятие доступности услуг культуры и ее виды.

В Конституции РФ предусмотрено право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

 

14 В данной схеме частично использован материал из учебного пособия: Вороно­ва Е. Н. Экономика культуры. Рязань, 1997. С. 19.

 

 

В Бюджетных посланиях Президента РФ последних лет ставится задача повышения доступности бюджетных услуг, в том числе услуг культуры.

Доступность услуг культуры — возможность населения получать услуги культуры.

Виды доступности услуг культуры:

физическая— возможность получения определенных услуг культуры или их комплекса в конкретном регионе (населенном пункте);

территориальная — приближенность организаций (услуг) культуры к месту жительства, подразделяется на пешеходную и транс­портную;

временная — время, затраченное на дорогу и потребление услуг культуры;

экономическая— возможность потребления услуг культуры при сложившемся уровне цен и доходов населения;

интеллектуальная— уровень художественного вкуса, эстети­ческого развития индивида;

информационная— наличие информации об организациях и услугах культуры

 

Тема 5. ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ.

ИХ ПРАВОВОЙ СТАТУС

5.1. Организация культуры как хозяйствующий субъект.

Подчинение деятельности организаций культуры общим законо­мерностям развития экономики страны.

Примеры: 1919 год — огосударствление, то есть национализация организаций культуры (театры, музеи, библиотеки, архивы и т.д.), пери­од военного коммунизма — начало становления системы государствен­ного управления организациями культуры, период НЭПа — возрожде­ние частного сектора в культуре и т.п.

5.1.1. Общие признаки, объединяющие организации культуры с
другими хозяйствующими субъектами:

— ставят перед собой определенную цель деятельности;

— производят продукт, способный удовлетворять конкретные за­просы людей;

— используют в процессе производства соответствующие ресурсы. Ресурсы, выраженные в денежной форме, называются затратами;

— возмещают затраты, обеспечивают рациональное расходование средств, соизмеряют затраты и полученные результаты;

— организуют продвижение своей продукции (с использованием маркетинговых коммуникаций).

5.1.2. Специфика организаций культуры как хозяйствующих
субъектов.

Приоритет социально-культурных целей над экономическими, вы­полнение социальной миссии.

Сочетание творческо-производственной и финансово-хозяйствен­ной сторон деятельности.

В соответствии со ст. 3 "Основ законодательства РФ о культуре" творческая деятельность понимается как создание культурных ценно­стей и их интерпретация.

Производственная деятельность — техническое обеспечение твор­ческой деятельности.

Финансовая деятельность — привлечение и использование финан­совых средств.

Хозяйственная деятельностьэксплуатация здания.

5.2. Правовой статус организаций культуры.

По целям хозяйствования все организации культуры делятся на коммерческие и некоммерческие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...