Конечные результаты культурной деятельности.
Конечным результатом культурной деятельности являются те изменения, которые она вызывает в общественном и индивидуальном сознании, в качестве социальной среды и т.п. Конечные результаты деятельности в сфере культуры выражаются в распространении социальных ценностей и идеалов, формировании личности, повышении качества жизни и т.д. Огромное значение имеет создание средствами культуры позитивного имиджа страны (региона, муниципалитета). Культура — важнейший ресурс развития страны в целом и отдельных территорий, решения стоящих перед ними социально-экономических задач. Сложность прямого количественного измерения конечных общественно значимых результатов (социальных эффектов) культуры. Невозможность применения стандартных процедур оценки. Поиск соответствующих критериев и индикаторов социальной результативности культуры. Использование социологического инструментария: опросов, анкетирования, интервьюирования населения, профессиональной экспертизы. 4.2.2. Культурное благо как непосредственный результат деятельности организаций культуры. Типологии культурных благ. Культурное благо — это разновидность экономического блага, созданного в результате культурной деятельности людей. Для театра непосредственным результатом деятельности является спектакль, для концертной организации — концерт, для цирка — представление, для кинотеатра— сеанс, для библиотеки— выдача книг, периодических изданий, оказание информационных услуг. Теория общественных благ (П. Вейсброд и др.) Различные культурные блага классифицируют в соответствии с признаками неисключаемости и несоперничества в потреблении.
Неисключаемость — невозможность помешать индивидам использовать благо, ограничить их доступ к благам. Несоперничество — отсутствие конкуренции в потреблении: потребление благ одним человеком не уменьшает возможности их применения другим". В соответствии с этими признаками выделяют общественные и частные блага. Общественное (социальное) благо — благо, потребляемое одним лицом и остающееся доступным для потребления другими лицами. Частное благо — благо, которое потребляется одним лицом и не может быть одновременно потреблено другим лицом. Концепция мериторных благ (мериторика). Термин мериторные блага ("merit goods") был введен Ричардом Масгрейвом более 50 лет назад. Понятие мериторики непосредственно вытекает из общественных интересов, которые не проявляются в индивидуальных предпочтениях. " См.: Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов: Учебник для вузов. М., 1996. С. 37; Юрьева Т. В. Экономика некоммерческих организаций: Учебное пособие. М, 2002. С. 27.
Мериторными называются блага, спрос на которые со стороны частных лиц отстает от "желаемого обществом" и стимулируется государством12. Концепция экономической социодинамики (Р. С. Гринберг, А. Я. Рубинштейн). Основана на допущении того, что существует интерес, который не представлен ни одной из индивидуальных функций полезности {несводимость потребностей). Феномен несводимости разделен на два позитивных свойства: социальная полезность благ и индивидуальная полезность благ. Авторами обоснован принцип комплементарности (взаимодополняемости) индивидуальных предпочтений и социальных интересов. В основу типологии культурных благ положены признаки индивидуальной и социальной полезности, а также свойство коммунальное™, соединяющее в себе признаки неисключаемости и несоперничества в потреблении13. В результате получена следующая типология культурных благ.
Частное благо (обладает индивидуальной полезностью). Общественное (социальное) благо (обладает социальной полезностью). Коммунальное благо (обладает индивидуальной полезностью и коммунальностью в потреблении). Смешанное благо (обладает индивидуальной и социальной полезностью) Смешанное коммунальное благо (обладает индивидуальной и социальной полезностью, а также коммунальностью в потреблении). Подавляющая часть продуктов культуры существует в виде смешанных и смешанных коммунальных благ, обладающих одновременно индивидуальной и социальной полезностью, а также социальных благ, имеющих лишь социальную полезность. Производство и потребление таких благ обязано поддерживать государство. 4.2.3. Услуга — основная форма культурного блага. Услуга культуры — целесообразная культурная деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда. Особенностями услуг культуры являются: — нематериальный характер производимого эффекта; — активное участие потребителя в производстве услуг; — воздействие эффекта от услуги на личность потребителя; пространственно-временная локализация услуг
11 Гринберг Р. С. Рубинштейн А. Я. Экономическая социодинамика. М., 2000. С. 56. " Гринберг Р. С. Рубинштейн А. Я. Экономическая социодинамика; Рубинштейн А. Я. Структура и эволюция социального интереса. М., 2002
Сравнение качественных характеристик услуг культуры и продуктов материального производства дано в схеме №214: Схема №2 Сравнение качественных характеристик услуг культуры и продуктов материального производства
Характеристика услуг культуры как интеграция свойств самого продукта и условий его потребления.
Взаимосвязь и взаимодополняемость различных услуг культуры. Взаимозаменяемость услуг культуры только при дефиците предложения или для случайного, "неразборчивого" потребителя. Появление новых видов культурной продукции— информационных продуктов и услуг, в том числе и виртуальных. Повышение роли "смысловых" продуктов (производство смыслов, создание культурных кодов, ценностей, образцов). 4.2.4. Понятие доступности услуг культуры и ее виды. В Конституции РФ предусмотрено право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
14 В данной схеме частично использован материал из учебного пособия: Воронова Е. Н. Экономика культуры. Рязань, 1997. С. 19.
В Бюджетных посланиях Президента РФ последних лет ставится задача повышения доступности бюджетных услуг, в том числе услуг культуры. Доступность услуг культуры — возможность населения получать услуги культуры. Виды доступности услуг культуры: — физическая— возможность получения определенных услуг культуры или их комплекса в конкретном регионе (населенном пункте); — территориальная — приближенность организаций (услуг) культуры к месту жительства, подразделяется на пешеходную и транспортную;
— временная — время, затраченное на дорогу и потребление услуг культуры; — экономическая— возможность потребления услуг культуры при сложившемся уровне цен и доходов населения; — интеллектуальная— уровень художественного вкуса, эстетического развития индивида; информационная— наличие информации об организациях и услугах культуры
Тема 5. ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ КАК ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ. ИХ ПРАВОВОЙ СТАТУС 5.1. Организация культуры как хозяйствующий субъект. Подчинение деятельности организаций культуры общим закономерностям развития экономики страны. Примеры: 1919 год — огосударствление, то есть национализация организаций культуры (театры, музеи, библиотеки, архивы и т.д.), период военного коммунизма — начало становления системы государственного управления организациями культуры, период НЭПа — возрождение частного сектора в культуре и т.п. 5.1.1. Общие признаки, объединяющие организации культуры с — ставят перед собой определенную цель деятельности; — производят продукт, способный удовлетворять конкретные запросы людей; — используют в процессе производства соответствующие ресурсы. Ресурсы, выраженные в денежной форме, называются затратами; — возмещают затраты, обеспечивают рациональное расходование средств, соизмеряют затраты и полученные результаты; — организуют продвижение своей продукции (с использованием маркетинговых коммуникаций). 5.1.2. Специфика организаций культуры как хозяйствующих Приоритет социально-культурных целей над экономическими, выполнение социальной миссии. Сочетание творческо-производственной и финансово-хозяйственной сторон деятельности. В соответствии со ст. 3 "Основ законодательства РФ о культуре" творческая деятельность понимается как создание культурных ценностей и их интерпретация. Производственная деятельность — техническое обеспечение творческой деятельности. Финансовая деятельность — привлечение и использование финансовых средств. Хозяйственная деятельность — эксплуатация здания. 5.2. Правовой статус организаций культуры. По целям хозяйствования все организации культуры делятся на коммерческие и некоммерческие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|