Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Двойственный характер заработной платы в культуре.




С одной стороны, зарплата зависит от количества и качества затра­чиваемого труда. С другой стороны, ее уровень определяется результа­тами труда в материальном производстве (в связи с существующими перераспределительными отношениями).

 

11.2. Основные принципы организации оплаты труда.

Определение на федеральном уровне основных направлений госу­дарственной политики в области заработной платы, принятие обяза­тельных для применения на всей территории страны нормативных пра­вовых актов, установление государственных гарантий по оплате труда.

Сочетание общегосударственной политики с самостоятельностью региональных и местных органов власти.

Периодический пересмотр уровня заработной платы в соответствии с изменившимися условиями труда.

Дифференциация уровней заработной платы по отраслям, регио­нам, категориям работников и др.

Договорное регулирование трудовых отношений.

Социальное партнерство, включающее право на участие работни­ков, работодателей, их объединений в договорном регулировании тру­довых отношений.

11.3. Тарифная система оплаты труда.

11.3.1. Основные элементы тарифной системы.

Тарифная система — совокупность нормативов, с помощью кото­рых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий.

Тарифная система оплаты труда включает в себя тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты.

Тарифная ставка (оклад) — фиксированный размер оплаты работ­ника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определен­ной сложности (квалификации) за единицу времени.

Тарифная сетка — совокупность тарифных разрядов работ (про­фессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов.

Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарифи­кации.

Тарификация работы — отнесение видов труда к тарифным разря­дам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.

Тарифный разряд — величина, отражающая сложность труда и квалификацию работника.

Квалификационный разряд — величина, отражающая уровень про­фессиональной подготовки работника.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом тарифно-квалификационных характеристик (тре­бований) по должностям работников культуры, а также тарифно квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым профессиям рабочих и общеотраслевым должностям служащих. Ука­занные тарифно-квалификационные характеристики (требования) ут­верждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Тарифная система оплаты труда работников федеральных государ­ственных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Тарифная система оплаты труда работников государственных уч­реждений субъектов РФ и порядок ее применения устанавливается ор­ганами государственной власти субъектов РФ.

Тарифная система оплаты труда работников муниципальных учре­ждений и порядок ее применения устанавливается органами местного самоуправления.

11.3.2. Тарифно-квалификационные характеристики (требова­
ния) по должностям работников культуры.

Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников культуры содержат перечень должностей, ха­рактерных для организаций культуры, устанавливают для каждой должности соответствующие обязанности, определяют требования, ко­торым должен отвечать специалист, претендующий на эту должность.

По каждой должности в справочнике имеется три раздела:

Должностные обязанности — описание функций, которые возла­гаются на работника с учетом сложности работ.

Раздел "Должен знать" — перечисление законодательных актов, положений, инструкций, которые должен знать специалист, а также практических навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей.

Требования к квалификации — определение минимального уровня общей и специальной подготовки. В отдельных случаях устанавливают­ся требования по стажу работы, которые дают право занимать опреде­ленную должность.

11.3.3. Этапы развития тарифной системы оплаты труда.

До начала 90-х годов XX века в Российской Федерации централизо­ванно утверждались так называемые схемы должностных окладов, представляющие собой совокупность должностных окладов с учетом межотраслевого и внутриотраслевого регулирования заработной платы. Предусматривались определенные соотношения в заработной плате различных групп и категорий руководителей, специалистов и служа­щих, рабочих.

Построение схемы должностных окладов зависело от типа учреж­дений, предприятий, организаций, объема деятельности, а в ряде случаев от набора структурных подразделений и услуг, оказываемых посети­телю. Уровень должностных окладов в культуре приравнивался к сфере материального производства (оставаясь при этом значительно ниже).

Конец 1992 года — введение в бюджетных отраслях единой тариф­ной сетки (ETC).32 Устранение существующего принципа приравнива­ния культуры к сфере материального производства. Попытка ликвиди­ровать дискриминацию в оплате труда работников бюджетной сферы, в том числе культуры, по сравнению с работниками производственных отраслей. Установление дифференциации в уровнях оплаты труда ра­ботников, исходя из гарантированного государством минимума (окла­да).

ETC — представляет собой разряды оплаты труда (18) и соответст­вующие им тарифные коэффициенты. Определение величины тарифной ставки работника осуществляется путем умножения размера тарифной ставки первого разряда на тарифный коэффициент, соответствующий присвоенному разряду.

Периодическое повышение величины тарифной ставки первого разряда ETC и пересмотр тарифных коэффициентов.

Концепция реформирования системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений культуры. Отмена ETC и переход к отраслевой системе оплаты труда, учитывающей особенно­сти культуры. Введение базовых схем должностных окладов. Измене­ние структуры заработной платы в пользу ее тарифной части и умень­шение доли надтарифных выплат. Установление выплат за стаж работы в отрасли, за государственные звания и др.

Рекомендательный характер документа для органов государствен­ной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

С 2005 года органы государственной власти субъектов РФ само­стоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников государственных учреждений культуры субъектов РФ (ст. 85 БК РФ).

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют раз­меры и условия оплаты труда работников муниципальных унитарных предприятий и учреждений (ст.86 БК РФ).

11.4. Формы и системы оплаты труда. 11.4.1. Формы оплаты труда.

Существует две основные формы оплаты труда:

повременная — за фактически отработанное время;

сдельная — за объем выполненной работы.

32Постановление Правительства РСФСР "О дифференциации в уровнях оплаты тру­да работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки" от 14.10.92 №785 (с последующими изменениями).

 

 

Повременная форма оплаты применяется в тех случаях, когда объ­ем выполненной работы или созданной продукции нельзя оценить ко­личественно либо делать это нецелесообразно. При использовании по­временной формы необходимо соблюдать следующие требования:

— учет фактически отработанного времени работников;

— правильное присвоение квалификационных разрядов. Сдельная форма оплаты применяется в организациях культуры,

где возможно нормирование работ, учет индивидуального или коллек­тивного трудового вклада в достигнутый результат.

Сдельная форма предусматривает соблюдение таких обязательных условий, как выполнение нормированного задания и правильная тари­фикация работ в соответствии с тарифно-квалификационными требова­ниями.

11.4.2. Системы оплаты труда.

Порядок оплаты труда работников, установленный в организации в соответствии с выбранной формой оплаты труда, принято называть

системой оплаты.

Варианты систем оплаты труда могут быть выделены по трем

признакам:

— по способу определения сдельной расценки (прямые, косвен­ные, аккордные)33;

— по методу расчетов с работниками (индивидуальные и коллек­тивные);

— по способу материального поощрения (простые и премиальные).
Основные системы, наиболее распространенные в организациях

культуры: повременно-премиальная и коллективная.

Повременно-премиальная система основана на сочетании тариф­ных ставок (окладов) и выплат стимулирующего характера; применяет­ся для творческих работников.

Коллективная система предполагает распределение средств фонда оплаты труда на основе коэффициентов трудового участия; применяется в производственных бригадах творческих коллективов.

Организация культуры самостоятельно выбирает систему оплаты труда, соответствующую специфике ее деятельности, в рамках имею­щихся средств на оплату труда.

33 При прямой сдельной оплате расценка за единицу работы определяется исходя из тарифной ставки, разряда работы и нормы времени (выработки), установленной для ее выполнения.

При косвенной сдельной оплате расценка определяется исходя из тарифной ставки и нормируемого объема работ сотрудников, которых обслуживает косвенный сдельщик.

При аккордной системе заработок работника или группы работников определяется за аесь объем качественно произведенной ими работы.

 

 

11.5. Структура и динамика заработной платы.

11.5.1. Структура заработной платы в государственных и му­ниципальных учреждениях культуры.

Заработная плата, как правило, состоит из трех частей. Тарифная ставка (оклад).

Компенсационные выплаты (перечень приведен в ТК РФ). Стимулирующие выплаты (надбавки, премии и др.).

11.5.2. Компенсационные и стимулирующие выплаты.

К компенсационным выплатам относятся выплаты за работу:

— в ночное время (ст. 154);

— в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153);

— в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148);

— за пределами нормальной продолжительности рабочего време­ни (совместительство, сверхурочная работа и др.) (ст.97-99);

— в других случаях, предусмотренных трудовым законодательст­вом.

Районные коэффициенты — нормативные показатели степени уве­личения заработной платы в зависимости от места расположения орга­низации культуры. Эти коэффициенты служат формой компенсации за неблагоприятные природно-климатические условия труда. Особо выде­ляются районы Крайнего Севера Российской Федерации и приравнен­ные к нему местности.

Доплата за расширение зоны обслуживания означает, что работник выполняет работы на своем участке и в течение своего рабочего време­ни берет на себя дополнительную работу с другого аналогичного участ­ка.

Доплата за совмещение профессий (должностей) означает, что ра­ботник в течение своего рабочего времени, наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, выполняет дополнитель­ную работу по другой профессии (должности).

Совмещение профессий (должностей):

— запрещено руководителям организаций;

— осуществляется в своей организации;

— выполняется работником в свое основное рабочее время34.
Ограничений по перечню должностей и размерам доплат в настоя­щее время не установлено.

Совмещение профессии (должностей) следует отличать от работы по совместительству. Совместительство есть выполнение работни ком помимо своей основной другой регулярно оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от своей основной работы время.

Совместительство:

— разрешено всем, в том числе руководителям организаций;

— возможно как в своей организации, так и за ее пределами (внутреннее и внешнее совместительство);

— осуществляется в свободное от основной работы время.
Общая продолжительность работы по совместительству не должна

превышать четырех часов в день и шестнадцати часов в неделю. Работ­никам культуры разрешается работа по совместительству в пределах месячной нормы рабочего времени в качестве педагогических работ­ников дополнительного образования, концертмейстеров, балетмейсте­ров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей.

Оплата труда совместителей производится за фактически выпол­ненную работу.

Выплаты стимулирующего характера производятся работодателем на основе соответствующих записей в коллективном договоре и специ­ального Положения, разрабатываемого и утверждаемого организацией культуры самостоятельно.

Надбавки носят индивидуальный характер, выплачиваются за творческие достижения, интенсивность труда и т.п. Они устанавлива­ются заранее, на определенный срок (до 1 года).

Премии — выплачиваются за высокие результаты работы за

прошедший период.

Размеры стимулирующих выплат работникам в пределах средств, направляемых на оплату труда, максимальными размерами не ограни­чиваются36. Размер стимулирующих выплат руководителю организации культуры устанавливается учредителем3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...