Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы изменения системы финансирования.




До конца 80-х годов XX века в сфере культуры по способу финанси­рования выделялись три типа организаций:

полностью финансируемые из бюджета (библиотеки, телевиде­
ние) — финансировались по смете в соответствии с бюджетным клас­
сификатором статей затрат;

25 С 1997 г. в соответствии с указом Президента РФ "О мерах по усилению государ­ственной поддержки культуры и искусства Российской Федерации" выделяется 100 гран­тов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Кроме того, предоставляются специальные гранты для поддержки отдельных видов искусства. С 2003 г. учреждено семь грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов ведущих музыкальных коллективов и организаций, осуществляющих деятельность в области музыкального искусства. С 2005 г. учреждено шесть грантов для поддержки творческих проектов ведущих профессиональных коллек­тивов народного музыкального и хореографического искусства. С 2006 г. учреждено одиннадцать грантов в области театрального искусства для поддержки наиболее извест­ных, старейших драматических театров (6) и театральных учебных заведений (5).

самоокупаемые (цирки) — возмещали свои расходы и образовы­вали прибыль;

дотируемые (все остальные организации культуры) — получали дотацию на покрытие разницы между доходами и расходами.

С конца 80-х годов XX века при переходе организаций культуры на новые условия хозяйствования закладываются основы многоканальной системы финансирования. Организациям предоставлено право привле­кать внебюджетные средства за счет оказания платных услуг и полу­чения добровольных взносов от предприятий и отдельных граждан. Бюд­жетные средства выделяются единой суммой и трактуются как особый вид доходов организаций культуры, обусловленный социальной полез­ностью результатов их деятельности. Средства, поступающие из других источников, не являются основанием для уменьшения величины бюд­жетных ассигнований. Не использованные организацией средства не могут быть изъяты или зачтены в объем финансирования следующего года. Организации самостоятельны в расходовании финансовых средств в рамках добровольно выбранной модели распределения дохода.

Попытки совершенствования способов и механизмов финансиро­вания бюджетных учреждений культуры путем внедрения "бюджети­рования, ориентированного на результат (БОР)". В концепции БОР заложен принцип финансирования не сложившихся затрат бюджетных учреждений, а государственного или муниципального социального зака­за (задания), определяемого приоритетами соответствующей куль­турной политики.

БОР как альтернатива сметному (затратному) финансированию. Применение БОР во многих странах мира в качестве инструмента ра­ционализации и повышения эффективности использования бюджетных расходов.

9.2.2. Каналы и источники финансирования государственных и муниципальных учреждений в России16. Каналы финансирования:

— прямое бюджетное финансирование;

— косвенное бюджетное финансирование;

— внебюджетные средства.

А) Прямое бюджетное финансирование:

капитальные вложения (инвестиции)— средства на новое строительство, реконструкцию зданий, техническое перевооружение;

бюджетные (текущие) ассигнования — бюджетные средства, выделяемые по смете на содержание бюджетных учреждений и ведение

Игнатьева Е. Л. Финансирование учреждений культуры в современных экономи­ческих условиях // Справочник руководителя учреждения культуры. 2002. № 0. С. 8-15 (см. Приложение I).

ими уставной деятельности в соответствии с утвержденной бюджетной росписью. В условиях отсутствия нормативов финансовых затрат уста­навливаются принципы определения величины бюджетных ассигнова­ний и доводятся соответствующие лимиты бюджетных обязательств. Бюджетные средства используются исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся соответствующими органами казначейства;

целевое финансирование — бюджетные средства, предоставлен­
ные на конкурсной основе на реализацию культурных проектов по до­
говорам, заключенным с органами государственной власти и органами
местного самоуправления. Основной формой целевого бюджетного фи­
нансирования является финансирование по программам и проектам.

Б) Косвенное бюджетное финансирование.

Налоговые льготы.

Льготы, предоставляемые учреждениям культуры по уплате нало­гов на федеральном уровне.

Права органов государственной власти субъектов Федерации и ор­ганов местного самоуправления по предоставлению учреждениям куль­туры дополнительных налоговых льгот:

— освобождение от уплаты федеральных налогов в части, которая
поступает в региональные и местные бюджеты;

— освобождение от уплаты региональных и местных налогов.
Государственный курс на сокращение налоговых льгот.
Иные финансовые льготы:

— закрепление имущества на праве оперативного управления, в
отдельных случаях — передача в безвозмездное пользование или огра­
ничения на ставки арендной платы;

— льготные тарифы на коммунальные услуги.
В) Внебюджетные средства:

— доходы, получаемые от ведения деятельности: оказания платных услуг, использования имущества и т.п.;

— кредиты (см. п. 9.2.4.);

— благотворительные пожертвования, спонсорские вклады, гранты благотворительных фондов и т.п. (см. п. 9.3.)

Противоречивость норм действующего законодательства относи­тельно доходов, получаемых от ведения деятельности. В ст.47 "Основ" доходы организаций культуры подразделялись на доходы от основных (платных) видов культурной деятельности и доходы от предпринима­тельской деятельности. С 2004 года данная формулировка исключена. Для целей налогообложения в НК РФ все доходы, получаемые государ­ственными и муниципальными учреждениями от ведения деятельности, трактуются как доходы от предпринимательской деятельности. И, наконец, в БК РФ указанные доходы рассматриваются как неналоговые до­ходы соответствующих бюджетов.

9.2.3. Основные источники формирования доходов частных не­коммерческих и коммерческих организаций культуры.

К основным источникам формирования доходов частных неком­мерческих организаций относятся:

— регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

— добровольные имущественные взносы и пожертвования;

— выручка от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав;

— дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облига­циям, другим ценным бумагам и вкладам;

— доходы, получаемые от собственности организаций;

— целевое финансирование из бюджетов разных уровней;

— другие, не запрещенные законом поступления.

Более узкий круг возможных источников финансирования ком­мерческих организаций культуры. Высокая доля доходов от ведения деятельности в общей сумме поступлений коммерческих организа­ций.

Источники финансирования культурных проектов не отличаются от аналогичных источников финансирования организаций культуры. 9.2.4. Кредиты: формы, область и перспективы использования. По форме предоставления можно выделить:

— банковский кредит — выдача ссуды под определенный процент
на установленный срок;

— материальный кредит (лизинг) — предоставление в аренду доро­гостоящего оборудования на долгосрочный или среднесрочный период;

— кредит поставщика — передача товаров (работ, услуг) до факти­ческого перечисления денежных средств и (или) иных форм их оплаты на основе заключенных договоров;

— "нецивилизованный кредит" — несвоевременная оплата органи­зациями культуры коммунальных и других услуг, товаров и работ.

Преобладание на современном этапе "нецивилизованного кредита" при практически полном отсутствии банковского и материального кре­дита.

Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюд­жетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 161 БК РФ).

Перспективность развития лизинга в сфере культуры.

9.2.5. Направления расходования финансовых средств организа­ций культуры.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвер­жденные затраты (в отдельных случаях— убытки), осуществленные (понесенные) организацией.

Под обоснованными расходами следует понимать социально и (или) экономически оправданные затраты.

Под документально подтвержденными расходами понимаются за­траты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 252 НК РФ).

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществ­ления и направлений деятельности организаций подразделяются на рас­ходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

В Российской Федерации для бюджетных учреждений предусмот­рен особый механизм расходования бюджетных средств. В соответствии со ст. 70 БК РФ они расходуют бюджетные средства исключительно на:

— оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми дого­ворами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

— перечисление страховых взносов в государственные внебюджет­ные фонды;

— трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с феде­ральными законами, законами субъектов Российской Федерации и пра­вовыми актами органов местного самоуправления;

— командировочные и иные компенсационные выплаты работни­кам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

— оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрак­тов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на

иные цели не допускается.

Распределение расходов по соответствующим статьям и подстать-ям осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией Рос­сийской Федерации и Указаниями о порядке ее применения, утвер­ждаемыми Министерством финансов РФ.

9.2.6. Современные технологии финансирования организаций

культуры.

Применение организациями культуры технологии фандрейзинга (привлечения финансовых средств).

 

Широкая и узкая трактовка фандрейзинга. Фандрейзинг в узком смысле слова— привлечение финансовых средств из внебюджетных источников. Фандрейзинг в широком смысле слова— привлечение средств из всех возможных каналов и источников финансирования. Расширительная трактовка фандрейзинга обусловлена спецификой не­коммерческих организаций культуры в нашей стране, интегрированных в государственный (муниципальный) сектор ".

Фандрейзинг как финансовое обеспечение социального партнерст­ва при реализации культурных проектов.

Роль бизнес-планов в привлечении дополнительных финансовых ресурсов в организации культуры.

9.3. Благотворительность, меценатство и спонсорство в культуре.

Спонсорство.

Спонсорство — осуществление юридическим или физическим ли­цом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируе­мого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спон­сор и спонсируемый соответственно рекламодателем и рекламораспро-странителем2.

Спонсорство как вид рекламной деятельности, преследующей эко­номические цели.

Благотворительность.

Благотворительная деятельность — деятельность по бескорыст­ной (безвозмездной или на льготных основаниях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки29.

Основные признаки благотворительной деятельности:

— добровольность;

— бескорыстность (причем под бескорыстностью понимается под­держка не только на безвозмездной, но и на льготной основе);

направленность на социально-приоритетные цели.

27 Игнатьева Е. Фанлрайзинг в России: Состояние и перспективы // Art-менеджер. 2002. №2. С. 7-11. В настоящее время существует две транскрипции слова "faundraising". Автор придерживается европейского произношения "фандрейзинг", что и получило отра­жение на страницах настоящего учебного пособия. Использование транскрипции "фанл­райзинг" в данной статье отражает позицию редакции журнала "Art-менеджер".

28 ФЗ РФ "О рекламе", ст. 19.

29ФЗ РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", ст. 1,2.

 

 

Использование труда добровольцев (волонтеров) как форма благо­творительности в культуре.

Доброволец (волонтер) — лицо, работающее по собственной ини­циативе без соответствующего денежного вознаграждения, то есть без­возмездно.

Целесообразность разработки специальной программы для набора

(рекрутирования) и работы с добровольцами.

Меценатство как разновидность благотворительной деятельности в сфере культуры, науки, образования.

Законодательные акты РФ не содержат понятий "меценат", "меце­натская деятельность", хотя на практике термин "меценатство" применя­ется. В настоящее время Минкультуры России подготовило концепцию проекта федерального закона, в котором предлагается специально выде­лить "меценатство" как культурную категорию и закрепить в законе "О благотворительной деятельности н благотворительных организациях".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...