Мировые модели финансирования культуры.
Типология X. Чартранда и С. Мак-Кафи (1985 г.). Критерий — роль государства, обусловленная политическими традициями. Четыре роли государства: Вдохновитель, Патрон, Архитектор, Инженер. Государство — Вдохновитель. Государство не вмешивается в содержательные процессы культурной деятельности, а с помощью налоговых льгот стимулирует финансирование культуры отдельными лицами и корпорациями. Таким образом, госбюджет, в основном, опосредованно участвует в финансировании культуры, недополучая часть налоговых средств. Инструменты управления в данном случае ограничены определением размеров налоговых льгот. Государство — Патрон. Государство финансирует культуру "на расстоянии вытянутой руки". Оно определяет лишь общий уровень поддержки культуры, выделяя соответствующие финансовые средства. Их распределением между конкретными организациями ведает независимая от правительства организация (Совет, Фонд и т.п.) В отличие от Вдохновителя, Патрон, пусть "на расстоянии вытянутой руки", но все же влияет на культурную деятельность, устанавливая общий размер финансирования независимой организации. Государство — Архитектор. Эта роль предполагает еще большую меру воздействия государства на культуру. Архитектор поддерживает культуру и искусство через свои правительственные организации — министерства или отделы культуры. Решение о субсидиях, их размерах и адресатах принимают правительственные чиновники. Архитектор финансирует культуру в соответствии с выработанными социальными стандартами. Государство — Инженер. Государство финансирует культуру для образования и эстетического воспитания населения. Как и Архитектор, Инженер поддерживает культуру и искусство с помощью аппарата управления, который принимает решения о размерах и получателях выделяемых бюджетных средств.
Типология Э. Валь-Зигер, Д. Монтиаса, А. Глаголева. Критерий — источники финансирования организаций культуры. Три типа финансирования: романский, германский, американский. В странах романского и германского типов финансирование организаций культуры более чем на 90% осуществляется за счет государства. Однако в странах романского типа организации более половины ассигнований получают от центральных властей. В странах с германским типом ассигнования на 80-84% поступают от местных властей. В странах с американским типом — лишь 5% бюджета организаций культуры пополняется за счет государства, а за счет частных вкладов — 35-40%и. Сглаживание резких различий моделей финансирования, их конвергенция. 9.1.2. Место России в типологиях стран по роли государственного финансирования культуры. Постоянная государственная поддержка культуры в России. Бюджетное финансирование— основа государственных гарантий сохранения и развития культуры, зафиксированных в Законе РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (далее — "Основы"). Роль государства— Инженера. Промежуточное положение между романским и германским типом финансирования. Внесение серьезных изменений в "Основы" в рамках административной реформы (август 2004 г.). Переход государства от мер социальной защиты, социальных гарантий и льгот организациям и деятелям культуры к менее обязывающим мерам их поддержки в части финансирования, льготного налогообложения и др. Таким образом, Россия перестает позиционировать себя как социальное государство, выступающее гарантом сохранения и развития культуры, а оставляет за собой лишь субсидиарную ответственность в этой области.
Ориентация на роли Архитектора и Патрона. 9.1.3. Тенденции финансирования культуры в России. А) Централизованное финансирование (движение денежных потоков сверху вниз). " Дымникова А. И. Проблемы финансирования культуры: Лекции по курсу "Основы экономики культуры и искусства". СПб., 1998. С.26. Б) Планирование средств на культуру в общей сумме затрат на так называемый "соцкультбыт". В) Остаточный принцип финансирования, базирующийся на представлении о тратах на культуру как непроизводительных расходах общества. Тенденции финансирования культуры с конца 80-х — начала 90-х годов XX века. А) Децентрализация финансирования культуры (связана с принятием законодательных актов о местном самоуправлении). Разграничение организаций культуры в качестве объектов финансирования и их закрепление за бюджетами разных уровней (федеральным, региональными, местными). Из средств федерального бюджета финансируются федеральные культурные программы и проекты, а также объекты культуры, находящиеся в федеральном ведении. Финансирование остальных организаций, культурных программ и проектов осуществляется за счет средств региональных и местных бюджетов. Положительные стороны процесса децентрализации финансирования: — усиление адресности поддержки культурной деятельности; — появление у регионов и муниципалитетов возможности проводить самостоятельную политику, более полно учитывающую их культурную и национальную специфику. Отрицательные стороны: — локализация социально-культурного развития, что может привести к разрушению единого культурного пространства страны; — зависимость развития культуры от возможностей региональных и местных бюджетов, а нередко и от отношения соответствующих органов власти. С 2005 — 2006 годов — переход от разделения бюджетов к разграничению доходных и расходных полномочий между органами власти Перераспределение части средств федерального бюджета между регионами через дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Конечная цель перераспределения средств — реализация конституционных прав граждан на пользование услугами культуры независимо от места их проживания. Основные задачи: обеспечение минимального уровня бюджетного финансирования культуры в регионах; выравнивание бюджетной обеспеченности, снижение дифференциации в уровне расходов на культуру в субъектах РФ при сохранении многообразия их национальных, культурных и исторических традиций.
Аналогичны цели, задачи и механизмы регулирования межбюджетных отношений на уровне субъект РФ — муниципальное образование. Б) Обособление бюджетных ассигнований, выделенных на культуру, при формировании бюджетов всех уровней. Появление в бюджетах отдельной строки "Культура, искусство и кинематография", позднее (2004 г.)—"Культура, кинематография и средства массовой информации". В) Попытка преодоления остаточного принципа финансирования культуры. Закрепление в "Основах" норматива бюджетных ассигнований, направляемых на финансирование культуры, — не менее 2% средств из федерального бюджета и не менее 6% средств из региональных и местных бюджетов. Сохранение остаточного подхода к финансированию культуры, невыполнение указанных нормативов как на стадии формирования бюджетов, так и на этапе распределения бюджетных средств24. Приостановка действия норматива ассигнований на культуру из федерального бюджета в 2001 — 2004 годах путем ежегодного внесения изменений в "Основы". Изъятие формулировок о нормативах финансирования культуры из бюджетов разных уровней (август 2004 г.) Тенденция постоянного недофинансирования культуры, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Перевод сферы культуры на казначейское исполнение бюджетов. Потери бюджетных ассигнований, выделенных на культуру, на этапе их получения из органов казначейства в связи с отсутствием надлежащих навыков работы со сметами доходов и расходов. Г) Переход к многоканальной системе финансирования. Возможность объединения средств бюджетов разных уровней для финансирования культурных проектов. Появление альтернативных, внебюджетных источников финансирования культуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|