Имущество учреждения культуры.
В целях обеспечения уставной деятельности учреждения культуры обладают имуществом: — закрепленным собственником в установленном порядке; — приобретенным за счет имеющихся финансовых средств, в том числе за счет средств, выделенных по смете, и доходов от предусмотренной уставом (положением) деятельности; — полученным в форме дара, пожертвования юридических и физических лиц, а также по завещанию, договору или на иных основаниях. Здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество, переданное учреждению культуры собственником, закрепляются за ним на праве оперативного управления. Закрепление за учреждением культуры зданий и сооружений, отнесенных к памятникам истории и культуры, а также природных комплексов и объектов производится специально уполномоченными государственными органами на основе акта приемки — передачи и охранного обязательства, заключаемого учреждением с указанными государственными органами исключительно на праве оперативного управления. Учреждения культуры распоряжаются имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных по смете, и доходов, полученных от предусмотренной уставом (положением) деятельности, на праве оперативного управления. регламентирующего механизмы преобразования государственных и муниципальных учреждений в другие организационно-правовые формы НКО, являющиеся собственниками имущества, и поправок в действующее законодательство. Приватизация может стать способом привлечения в сферу культуры дополнительных источников финансирования, даст возможность концентрации бюджетных средств на приоритетных направлениях культурной политики.
Тема 7. СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ Общее понятие системы хозяйствования в сфере культуры. Систему хозяйствования в сфере культуры в самом общем виде можно определить как особый срез общественных отношений, связанных с функционированием сферы культуры и управлением ее развитием. 7.1.1. Уровни хозяйствования: — сфера культуры; — совокупность организаций культуры конкретной территории; — подотрасль (театры, концертные организации и др.); — отдельная организация. 7.1.2. Понятие хозяйственного механизма организаций культу Хозяйственный механизм организаций культуры можно определить как систему экономических, организационных, правовых и других форм, методов и инструментов управления деятельностью организаций культуры. Употребляемые в научной и учебной литературе понятия производственно-финансовый механизм, организационно-экономический механизм и т.п. отражают более узкий срез общественных отношений. Организационно-экономический (или производственно-финансовый) механизм — составная часть хозяйственного механизма организаций культуры. Хозяйственный механизм организаций культуры представляет собой совокупность целей и методов деятельности. 7.2. Общие и специфические черты хозяйственного механизма Общие черты. Хозяйственный механизм организаций культуры — составная часть всей системы хозяйствования. Это определяет его природу, тенденции изменения и принципы совершенствования. Специфические черты. Хозяйственный механизм организаций культуры отражает свойственные им особенности ресурсов и результатов труда (неповторимость и особая социальная значимость результатов, сложность их измерения и др.). Преобладание внеэкономических, социально-культурных целей. Экономическая составляющая деятельности организаций культуры, хотя и является весьма значимой, не определяет главного содержания их работы, носит подчиненный характер. Анализ и определение путей решения существующих здесь экономических проблем не могут проводиться в отрыве от творческой стороны деятельности.
7.2.3. Ключевые требования к хозяйственному механизму организаций культуры. В сфере культуры экономический интерес — составная часть многогранных интересов коллектива организации, проявляющихся, прежде всего, в его потребности в творческом развитии. Поэтому первое ключевое требование к хозяйственному механизму — максимально возможное согласование творческих и экономических интересов организаций культуры. Хозяйствование понимается как процесс реализации экономических интересов (государства, организации, работника). Как и в первом случае, наблюдается неполное совпадение, а часто и противоречие между указанными интересами. Отсюда вытекает второе ключевое требование к хозяйственному механизму. Механизм хозяйствования призван служить средством согласования экономических интересов государства, организации культуры и отдельного работника. 7.3. Важнейший признак и составные компоненты экономической деятельности организаций культуры. 7.3.1. Важнейший признак экономической деятельности организаций культуры. Важнейшим признаком экономической деятельности организаций культуры является использование измеримых, ограниченных ресурсов для получения измеримых результатов. К экономическим относятся все те ресурсы, которые могут быть количественно измерены и объем которых ограничен по отношению к потребностям общества в этих ресурсах. К экономическим результатам относятся такие результаты преобразования указанных ресурсов, которые измеримы в показателях: — отражающих потребности общества в получении соответствующих культурных благ; — позволяющих сопоставить эти культурные блага с произведенными затратами. 7.3.2. Составные компоненты экономической деятельности организаций культуры. В экономической деятельности организаций культуры можно выделить три основных компонента: — процесс преобразования измеримых, ограниченных ресурсов в измеримые результаты;
— действия по сопоставлению осуществляемых затрат и получаемых результатов; отношения по присвоению указанных ресурсов и результатов.
Необходимость количественного измерения результатов деятельности организаций культуры. При этом чисто экономические показатели являются вспомогательными, а основную роль с учетом специфики культуры играют социальные показатели. С точки зрения возмещения, окупаемости затрат можно выделить два типа хозяйственного механизма организаций культуры: коммерческий и некоммерческий. На практике наблюдается взаимодействие коммерческих и некоммерческих форм хозяйствования. Коммерческие организации культуры осуществляют и некоммерческие виды деятельности. Некоммерческим организациям разрешено вести предпринимательскую деятельность (ст.50 ГК РФ). 7.4. Методы управления экономической деятельностью организаций культуры. Методы — это способы, инструменты, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие. Существует три вида методов управления экономической деятельностью: — административные; — экономические; — социально-психологические. 7.4.1. Административные методы. работы организаций со стороны вышестоящих органов посредством принуждения (команды, приказа и т.п.). Играли господствующую роль с конца 20-х до конца 80-х годов XX века. 7.4.2. Экономические методы. стимулов для воздействия на объект управления, то есть побуждают к деятельности за счет мобилизации экономических интересов. Получили широкое развитие с конца 80-х годов XX века.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|