Программы культурного развития, их роль и сущность.
Понятие, роль и основные характеристики программ. Программа представляет собой согласованный по ресурсам, исполнителям, времени осуществления комплекс плановых мероприятий, направленный на решение конкретной проблемы в установленные сроки20. Программа выступает инструментом разработки и реализации культурной политики соответствующего уровня (страны, региона, территории и т.д.). Под культурной политикой государства понимается совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры. Основные характеристики программ: — направленность на решение конкретных проблем; — комплексный характер плановых мероприятий; — согласованность плановых мероприятий по ресурсам, исполнителям, времени осуществления; — установленные сроки. 8.3.2. Порядок и варианты разработки программ. Процесс разработки программ подразделяется наследующие стадии. А) Анализ социокультурной ситуации: — анализ ситуации, выявление важнейших проблем, решение которых возможно программными средствами; — ранжирование проблем с учетом их остроты и важности; — формирование состава программ. 20 Руднева Е. В. Целевые комплексные программы: организационно-экономический механизм. М., 1989. С.23-25.
Б) Разработка программ: — постановка целей; — конкретизация целей в системе задач; — определение направлений деятельности и конкретных мероприятий, обеспечивающих решение поставленных задач и увязанных с ресурсами; — описание ожидаемых результатов. Разработка программы может осуществляться двумя путями. В первом случае предварительно в качестве самостоятельного документа разрабатывается концепция культурного развития, во втором — она выступает как раздел программы.
Программы культурного развития могут разрабатываться: — силами руководителей и специалистов органов управления и организаций культуры; — научными коллективами; — совместно (партисипативно). Виды программ культурного развития. Программы культурного развития могут быть федеральными, региональными и территориальными (муниципальными). Важнейшее значение имеет разграничение круга вопросов, решаемых программами разного уровня. Федеральные программы направлены на решение задач, приоритетных для всей страны, разрабатываются федеральными органами и финансируются за счет средств федерального бюджета. Региональные программы позволяют определить стратегию культурного развития конкретных регионов, разрабатываются соответствующими региональными органами и финансируются из региональных бюджетов. Территориальные программы развития культуры разрабатываются применительно к различным муниципальным образованиям (городской округ, муниципальный район и др.) с учетом специфических именно для этой территории проблем развития культуры, возможностей, путей и способов их решения. Их реализация должна финансироваться из местных бюджетов. Большое значение имеет взаимодействие между органами управления культурой разного уровня в области разработки и реализации программ. Основные федеральные программы в области культуры. Федеральная программа "Сохранение и развитие культуры и искусства Российской Федерации (1993-1995 гг.)". Ее пролонгация на 1996 год. Федеральная целевая программа (ФЦП) "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997—1999 гг.)". Придание ей статуса Президентской Указом Президента РФ "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства Российской Федерации" (1996 г.)
Федеральная целевая программа "Культура России (2001— 2005 гг.)". Федеральная целевая программа "Культура России (2006— 2010 гг.)". Ее основные разделы. 1. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия. 2. Сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований. 3. Адресная поддержка профессионального искусства, литературы и творчества. 4. Обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности. 5. Обеспечение культурного обмена. 6. Разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры. 7. Поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок. 8. Обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций. 9. Модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации. 10. Научное, организационное и информационное обеспечение федеральной целевой программы "Культура России (2006—2010гг.)". Возможность участия организаций культуры в реализации других целевых программ (федеральных, региональных, территориальных). ФЦП, в которые могут "вписываться" субъекты культурной деятельности: — "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006—2010 годы"; — "Социальное развитие села до 2010 года"; — "Дети России" (2003—2006 гг.); — "Электронная Россия (2002—2010 гг.)"; — "Жилище" на 2002—2010 гг. и др. Количество ФЦП в перспективе будет значительно сокращено в соответствии с основными приоритетами развития страны. Предполагается совершенствование методологии и процедуры их разработки и реализации. Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) является одним из разделов федерального бюджета. В рамках ФАИП финансируется строительство, реконструкция или техническое перевооружение объектов культуры вне зависимости от подчиненности. Типы программ. Реформирование бюджетного процесса предполагает разработку двух типов бюджетных программ: федеральных (региональных, муниципальных) целевых и ведомственных целевых программ. Они едины по принципам формирования и реализации, но различаются по содержанию и статусу.
Общими требованиями, предъявляемыми к бюджетным целевым программам, являются: — четкая формулировка цели программы, соответствующей полномочиям и сфере ответственности администратора (координатора) программы; — описание поддающихся количественным оценкам ожидаемых результатов реализации программ; — наличие системы показателей для измерения результатов программы; — обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, рисков и устойчивости программы к внешним условиям; — описание системы управления программой, разграничение полномочий и ответственности различных единиц управления, их отчетности. Программы первого типа рассмотрены в пункте 8.3.3. Ведомственные целевые программы внедряются в бюджетную практику впервые. Это способ планового распределения средств, которыми распоряжается соответствующий орган управления, по целям и результатам. Тем самым обеспечивается более тесная связь между отраслевой стратегией и бюджетным финансированием. Достоинства: не требуется утверждение органами законодательной и исполнительной власти разного уровня, расширяются полномочия органов управления культурой в администрировании программных расходов по сравнению со сметными расходами. Недостатки: более низкий статус, возможность досрочного прекращения их реализации по инициативе экономических ведомств. Ведомственные целевые программы могут быть утверждаемыми и аналитическими. Под утверждаемой ведомственной целевой программой понимается утверждаемый субъектом бюджетного планирования комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств бюджета, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами. Целевая программа является самостоятельным документом.
Аналитическая ведомственная целевая программа — выделяемая в аналитических целях группировка расходов, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств бюджета, описываемой целевыми индикаторами.
Порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ определяется Правительством РФ.21 8.3.5.Важнейшие особенности и преимущества программ. Отличие программ от традиционных планов. Выступают инструментом самопланирования, реализации собственной культурной политики (страны, региона и т.д.). Направлены на достижение определенных целей, решение конкретных проблем. Возможность обсуждать различные варианты и сознательно выбирать наиболее приемлемый вариант стратегии культурного развития. Серьезная проработка целей с привлечением общественности. Формулировка целей на содержательном уровне, но в достаточно конкретной форме. Не имеют жестко заданных временных горизонтов. Срок действия программы определяется спецификой поставленных целей. Оперируют не количественными показателями, а мероприятиями. Это гарантирует приоритет качественных изменений, делает документ более детализированным. Позволяют усилить комплексность, уменьшить ведомственную разобщенность уже на стадии разработки. Кооперация и координация действий и ресурсов всех участников. Для реализации программ культурного развития требуется привлечение значительных средств: как бюджетных, так и внебюджетных. Поиск дополнительных источников финансирования — одна из ключевых задач, которые должны решаться при разработке программ. Другой ключевой задачей является организация мониторинга и формализованная оценка результативности программ, ее учет при определении объемов финансирования. К программному методу примыкает социально-культурное проектирование. "Проект— это идея, реализуемая в процессе, дающем определенные результаты"22.
21 Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" от 19.04.05. №239 !! Драгичевич-Шешич М., Стойкович Б. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг. Новосибирск, 2000. С. 153.
Таким образом, проект включает в себя замысел, средства его реализации и получаемые результаты. Основные характеристики проекта. 1. Ориентирован на достижение определенных целей. 2. Ограничен четкими временными рамками. 3. Предполагает систему взаимосвязанных действий. 4. Имеет разовый характер, уникален, неповторим. 5. Дает определенные результаты, сопряжен с изменениями. В целом, проектный метод достаточно близок по сути, но отличается от программного подхода.
Планирование в организациях культуры. 8.4.1.Директивное планирование. Данный этап характеризует: — отсутствие пятилетних планов, целевой стадии планирования; — избыток утверждаемых сверху показателей, что сковывало инициативу организаций культуры, ограничивало возможность оперативного маневрирования ресурсами; — установление значений плановых показателей методом "от достигнутого уровня"; — отсутствие прямой связи между планируемым объемом финансирования организаций культуры и измеримыми результатами их деятельности. В итоге исчезали стимулы к более эффективной работе, появлялись иждивенческие настроения. В сущности, такой порядок планирования (и соответствующего ему финансирования) — проявление затратного метода хозяйствования. 8.4.2. Нормативно-целевое планирование. Указанный этап отличает: — разработка пятилетних планов экономического и социального развития; — появление целевой стадии планирования; — отказ от жесткой регламентации; "сверху" доводятся лишь контрольные цифры, которые не носят директивного характера и служат ориентирами при составлении организациями культуры годовых планов; — попытка перехода к планированию на основе стабильных экономических норм и нормативов. 8.4.3.Программно-целевое планирование. На данном этапе организации культуры самостоятельно разрабатывают и утверждают планы своей деятельности (за исключением смет бюджетных учреждений). Перспективное планирование осуществляется путем разработки целевых программ. Перспективы развития определяются исходя из миссии, целей и задач, предусмотренных уставом, наличия собственных творческих и хозяйственных ресурсов и необходимости творческо-производственного и социального развития организации. Текущее планирование осуществляется путем разработки планов текущей деятельности, конкретизирующих задания перспективных планов (на год, квартал, месяц). Творческие, экономические, социальные и прочие планы определяют соответствующие стороны развития организации. Планы творческой деятельности могут охватывать какой-то один вид деятельности, например, выпуск новых спектаклей или прокат текущего репертуара (тематический план), или ряд направлений работы (комплексный план). К планам экономической деятельности можно отнести инвестиционные планы и сметы. Инвестиционный план отражает объемы и направления капитальных вложений на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов культуры. Смета — план доходов и расходов организации. Она является основным документом, определяющим финансово-хозяйственную деятельность в течение текущего года. В сметах НКО культуры, в отличие от финансовых планов коммерческих организаций, более детально обосновываются расходы, в то время как доходы отражаются лишь в разрезе различных источников (целевые поступления, доходы от предпринимательской деятельности). Существует взаимосвязь планов творческой и экономической деятельности. При изменении объемов финансирования возможна корректировка творческих планов. План социального развития включает вопросы формирования кадров (поиска, отбора, оценки, подготовки, переподготовки и повышения квалификации), улучшения условий труда и отдыха работников. План внешнеэкономической деятельности составляется организациями, которые участвуют в проведении мероприятий для развития международных культурных связей. Бизнес-план как инструмент разработки стратегии и тактики организации культуры. Бизнес-план — подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий, к чему стремится организация, как она предполагает добиться поставленных целей и как будет выглядеть после их достижения. Структура бизнес-плана: краткое содержание (резюме), характеристика сферы деятельности, описание организации и производимых ею товаров и услуг, исследование и анализ рынка, планы маркетинга; организационный, производственный и финансовый планы, а также оценка возможных рисков.
Тема 9. ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ Финансирование — выделение денежных средств из определенных источников на конкретные цели: развитие отраслей, строительство и реконструкцию объектов, содержание бюджетных учреждений, проведение социально-культурных мероприятий и другие нужды. Финансирование является ключевым вопросом экономики культуры. Вычленяют две составные части процесса финансирования: — формирование финансовых средств; — использование финансовых средств. Вопросы финансирования рассмотрены на уровне сферы и на уровне организаций культуры. 9.1. Финансирование сферы культуры. Финансирование культуры — показатель отношения государства к культуре, экономического обеспечения его культурной политики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|