Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программы культурного развития, их роль и сущность.




Понятие, роль и основные характеристики программ.

Программа представляет собой согласованный по ресурсам, испол­нителям, времени осуществления комплекс плановых мероприятий, на­правленный на решение конкретной проблемы в установленные сроки20.

Программа выступает инструментом разработки и реализации культурной политики соответствующего уровня (страны, региона, тер­ритории и т.д.).

Под культурной политикой государства понимается совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей дея­тельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Основные характеристики программ:

— направленность на решение конкретных проблем;

— комплексный характер плановых мероприятий;

— согласованность плановых мероприятий по ресурсам, исполни­телям, времени осуществления;

— установленные сроки.

8.3.2. Порядок и варианты разработки программ.

Процесс разработки программ подразделяется наследующие стадии.

А) Анализ социокультурной ситуации:

— анализ ситуации, выявление важнейших проблем, решение ко­торых возможно программными средствами;

— ранжирование проблем с учетом их остроты и важности;

— формирование состава программ.

20 Руднева Е. В. Целевые комплексные программы: организационно-экономический механизм. М., 1989. С.23-25.

 

Б) Разработка программ:

— постановка целей;

— конкретизация целей в системе задач;

— определение направлений деятельности и конкретных меро­приятий, обеспечивающих решение поставленных задач и увя­занных с ресурсами;

— описание ожидаемых результатов.
Варианты разработки программы.

Разработка программы может осуществляться двумя путями. В первом случае предварительно в качестве самостоятельного документа разрабатывается концепция культурного развития, во втором — она выступает как раздел программы.

Программы культурного развития могут разрабатываться:

— силами руководителей и специалистов органов управления и организаций культуры;

— научными коллективами;

— совместно (партисипативно).

Виды программ культурного развития.

Программы культурного развития могут быть федеральными, ре­гиональными и территориальными (муниципальными).

Важнейшее значение имеет разграничение круга вопросов, решае­мых программами разного уровня.

Федеральные программы направлены на решение задач, приори­тетных для всей страны, разрабатываются федеральными органами и финансируются за счет средств федерального бюджета.

Региональные программы позволяют определить стратегию культур­ного развития конкретных регионов, разрабатываются соответствующими региональными органами и финансируются из региональных бюджетов.

Территориальные программы развития культуры разрабатываются применительно к различным муниципальным образованиям (городской округ, муниципальный район и др.) с учетом специфических именно для этой территории проблем развития культуры, возможностей, путей и способов их решения. Их реализация должна финансироваться из ме­стных бюджетов.

Большое значение имеет взаимодействие между органами управле­ния культурой разного уровня в области разработки и реализации про­грамм.

Основные федеральные программы в области культуры.

Федеральная программа "Сохранение и развитие культуры и искусст­ва Российской Федерации (1993-1995 гг.)". Ее пролонгация на 1996 год.

Федеральная целевая программа (ФЦП) "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997—1999 гг.)". Придание ей статуса Президентской Указом Президента РФ "О мерах по уси­лению государственной поддержки культуры и искусства Российской Федерации" (1996 г.)

Федеральная целевая программа "Культура России (2001— 2005 гг.)".

Федеральная целевая программа "Культура России (2006— 2010 гг.)".

Ее основные разделы.

1. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия.

2. Сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований.

3. Адресная поддержка профессионального искусства, литературы и творчества.

4. Обеспечение условий для художественного творчества и инно­вационной деятельности.

5. Обеспечение культурного обмена.

6. Разработка и внедрение информационных продуктов и техноло­гий в сфере культуры.

7. Поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок.

8. Обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций.

9. Модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации.

10. Научное, организационное и информационное обеспечение феде­ральной целевой программы "Культура России (2006—2010гг.)".

Возможность участия организаций культуры в реализации других целевых программ (федеральных, региональных, территориальных).

ФЦП, в которые могут "вписываться" субъекты культурной дея­тельности:

— "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006—2010 годы";

— "Социальное развитие села до 2010 года";

— "Дети России" (2003—2006 гг.);

— "Электронная Россия (2002—2010 гг.)";

— "Жилище" на 2002—2010 гг. и др.

Количество ФЦП в перспективе будет значительно сокращено в соответствии с основными приоритетами развития страны. Предполага­ется совершенствование методологии и процедуры их разработки и реа­лизации.

Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) являет­ся одним из разделов федерального бюджета. В рамках ФАИП финан­сируется строительство, реконструкция или техническое перевооруже­ние объектов культуры вне зависимости от подчиненности.

Типы программ.

Реформирование бюджетного процесса предполагает разработку двух типов бюджетных программ: федеральных (региональных, муници­пальных) целевых и ведомственных целевых программ. Они едины по принципам формирования и реализации, но различаются по содержанию и статусу.

Общими требованиями, предъявляемыми к бюджетным целевым программам, являются:

— четкая формулировка цели программы, соответствующей пол­номочиям и сфере ответственности администратора (координа­тора) программы;

— описание поддающихся количественным оценкам ожидаемых результатов реализации программ;

— наличие системы показателей для измерения результатов про­граммы;

— обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, рисков и устойчивости программы к внешним условиям;

— описание системы управления программой, разграничение полномочий и ответственности различных единиц управления, их отчетности.

Программы первого типа рассмотрены в пункте 8.3.3.

Ведомственные целевые программы внедряются в бюджетную практику впервые. Это способ планового распределения средств, кото­рыми распоряжается соответствующий орган управления, по целям и результатам. Тем самым обеспечивается более тесная связь между от­раслевой стратегией и бюджетным финансированием.

Достоинства: не требуется утверждение органами законодатель­ной и исполнительной власти разного уровня, расширяются полномочия органов управления культурой в администрировании программных рас­ходов по сравнению со сметными расходами.

Недостатки: более низкий статус, возможность досрочного пре­кращения их реализации по инициативе экономических ведомств.

Ведомственные целевые программы могут быть утверждаемыми и аналитическими.

Под утверждаемой ведомственной целевой программой понимает­ся утверждаемый субъектом бюджетного планирования комплекс взаи­моувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной так­тической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств бюд­жета, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами. Целевая программа является самостоятельным документом.

 

Аналитическая ведомственная целевая программа — выделяемая в аналитических целях группировка расходов, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядите­лем средств бюджета, описываемой целевыми индикаторами.

Порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных це­левых программ определяется Правительством РФ.21

8.3.5.Важнейшие особенности и преимущества программ.

Отличие программ от традиционных планов.

Выступают инструментом самопланирования, реализации собст­венной культурной политики (страны, региона и т.д.).

Направлены на достижение определенных целей, решение кон­кретных проблем. Возможность обсуждать различные варианты и соз­нательно выбирать наиболее приемлемый вариант стратегии культурно­го развития. Серьезная проработка целей с привлечением общественно­сти. Формулировка целей на содержательном уровне, но в достаточно конкретной форме.

Не имеют жестко заданных временных горизонтов. Срок действия программы определяется спецификой поставленных целей.

Оперируют не количественными показателями, а мероприятиями. Это гарантирует приоритет качественных изменений, делает документ более детализированным.

Позволяют усилить комплексность, уменьшить ведомственную ра­зобщенность уже на стадии разработки. Кооперация и координация дей­ствий и ресурсов всех участников.

Для реализации программ культурного развития требуется привле­чение значительных средств: как бюджетных, так и внебюджетных. По­иск дополнительных источников финансирования — одна из ключевых задач, которые должны решаться при разработке программ.

Другой ключевой задачей является организация мониторинга и формализованная оценка результативности программ, ее учет при оп­ределении объемов финансирования.

К программному методу примыкает социально-культурное проек­тирование. "Проект— это идея, реализуемая в процессе, дающем опре­деленные результаты"22.

 

21 Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о разработке, ут­верждении и реализации ведомственных целевых программ" от 19.04.05. №239

!! Драгичевич-Шешич М., Стойкович Б. Культура: менеджмент, анимация, марке­тинг. Новосибирск, 2000. С. 153.

 

Таким образом, проект включает в себя замысел, средства его реа­лизации и получаемые результаты.

Основные характеристики проекта.

1. Ориентирован на достижение определенных целей.

2. Ограничен четкими временными рамками.

3. Предполагает систему взаимосвязанных действий.

4. Имеет разовый характер, уникален, неповторим.

5. Дает определенные результаты, сопряжен с изменениями.

В целом, проектный метод достаточно близок по сути, но отличает­ся от программного подхода.

Планирование в организациях культуры.

8.4.1.Директивное планирование.

Данный этап характеризует:

— отсутствие пятилетних планов, целевой стадии планирования;

— избыток утверждаемых сверху показателей, что сковывало инициативу организаций культуры, ограничивало возможность оперативного маневрирования ресурсами;

— установление значений плановых показателей методом "от дос­тигнутого уровня";

— отсутствие прямой связи между планируемым объемом финан­сирования организаций культуры и измеримыми результатами их деятельности. В итоге исчезали стимулы к более эффектив­ной работе, появлялись иждивенческие настроения.

В сущности, такой порядок планирования (и соответствующего ему финансирования) — проявление затратного метода хозяйствования. 8.4.2. Нормативно-целевое планирование. Указанный этап отличает:

— разработка пятилетних планов экономического и социального развития;

— появление целевой стадии планирования;

— отказ от жесткой регламентации; "сверху" доводятся лишь кон­трольные цифры, которые не носят директивного характера и служат ориентирами при составлении организациями культуры годовых планов;

— попытка перехода к планированию на основе стабильных эко­номических норм и нормативов.

8.4.3.Программно-целевое планирование.

На данном этапе организации культуры самостоятельно разрабаты­вают и утверждают планы своей деятельности (за исключением смет бюджетных учреждений).

Перспективное планирование осуществляется путем разработки це­левых программ. Перспективы развития определяются исходя из мис­сии, целей и задач, предусмотренных уставом, наличия собственных творческих и хозяйственных ресурсов и необходимости творческо-производственного и социального развития организации.

Текущее планирование осуществляется путем разработки планов текущей деятельности, конкретизирующих задания перспективных пла­нов (на год, квартал, месяц).

Творческие, экономические, социальные и прочие планы опреде­ляют соответствующие стороны развития организации.

Планы творческой деятельности могут охватывать какой-то один вид деятельности, например, выпуск новых спектаклей или прокат те­кущего репертуара (тематический план), или ряд направлений работы (комплексный план).

К планам экономической деятельности можно отнести инвестици­онные планы и сметы.

Инвестиционный план отражает объемы и направления капиталь­ных вложений на строительство, реконструкцию или техническое пере­вооружение объектов культуры.

Смета — план доходов и расходов организации. Она является ос­новным документом, определяющим финансово-хозяйственную дея­тельность в течение текущего года.

В сметах НКО культуры, в отличие от финансовых планов коммер­ческих организаций, более детально обосновываются расходы, в то вре­мя как доходы отражаются лишь в разрезе различных источников (целе­вые поступления, доходы от предпринимательской деятельности).

Существует взаимосвязь планов творческой и экономической дея­тельности. При изменении объемов финансирования возможна коррек­тировка творческих планов.

План социального развития включает вопросы формирования кад­ров (поиска, отбора, оценки, подготовки, переподготовки и повышения квалификации), улучшения условий труда и отдыха работников.

План внешнеэкономической деятельности составляется организа­циями, которые участвуют в проведении мероприятий для развития международных культурных связей.

Бизнес-план как инструмент разработки стратегии и тактики орга­низации культуры.

Бизнес-план — подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий, к чему стремится организа­ция, как она предполагает добиться поставленных целей и как будет выглядеть после их достижения.

Структура бизнес-плана: краткое содержание (резюме), характери­стика сферы деятельности, описание организации и производимых ею товаров и услуг, исследование и анализ рынка, планы маркетинга; орга­низационный, производственный и финансовый планы, а также оценка возможных рисков.

 

 

Тема 9. ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ

Финансирование — выделение денежных средств из определенных источников на конкретные цели: развитие отраслей, строительство и реконструкцию объектов, содержание бюджетных учреждений, прове­дение социально-культурных мероприятий и другие нужды.

Финансирование является ключевым вопросом экономики культу­ры. Вычленяют две составные части процесса финансирования:

— формирование финансовых средств;

— использование финансовых средств.

Вопросы финансирования рассмотрены на уровне сферы и на уров­не организаций культуры.

9.1. Финансирование сферы культуры.

Финансирование культуры — показатель отношения государства к культуре, экономического обеспечения его культурной политики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...