Характерные черты монополии и типы барьеров вступления в отрасль
1.Абсолютная монополия- это отрасль, состоящая из одной фирмы. Следовательно, фирма и отрасль здесь синонимы. 2.Вторая характерная черта вытекает из первой: не существует хороших или близких заменителей продукта монополии. Это означает, что покупатель либо должен покупать товар у монополиста, либо обходиться без него. 3.В отличие от совершенной конкуренции (когда фирма «соглашается» с ценой), монополист диктует цену. 4.Тот факт, что монополист не имеет конкурентов, должен иметь объяснение. И оно состоит в следующем: монополия существует, если существуют барьеры для вступления в отрасль. Оно заблокировано. Примеры: газовые, электрические, водопроводные компании. Профессиональные спортивные лиги. Монополия — это не обязательно гигант. Местный банк или кинотеатр в маленьком, удалённом городке – тоже монополия. Изучение монополий важно по 2-ум причинам: 1.Они, монополии производят большой объём продукции. 5-6% от ВНП США производят именно монополии. Это много! У нас эта цифра гораздо выше. (2000 заводов в СССР были уникальными, единственными); 2.Изучение чистой монополии позволит лучше понять более реальные структуры: монополистическую конкуренцию и олигополию. Барьеры для вступления в отрасль могут быть разных типов: 1.Главный: Экономия на масштабах производства: (когда кривая средних общих издержек снижается на протяжении большого отрезка объёма производства) небольшой фирме не остаётся шансов для выживания: её издержки будут выше, следовательно, прибыли меньше, а, следовательно, денежный капитал для приобретения нового оборудования недостаточен. Итак, барьер №1: экономия на масштабах производства. В некоторых отраслях, где экономия на масштабах резко выражена, конкуренция неосуществима или затруднена. Такие отрасли называются естественными монополиями (газовые, электрические, автобусные компании). Таким фирмам государство предоставляет исключительную привилегию (например, поставлять воду в город или природный газ или электроэнергию в страну). В обмен на это государство:
а) определяет сферу деятельности монополиста (географическую); б) регулирует качество его услуг (например, частоту тока = 50 Гц); в) контролирует цены (Федеральная Энергетическая Комиссия ФЭК, (РЭК)). Всё это признаки регулируемой монополии. Она нужна, чтобы гарантировать потребителю выгоды от экономии на издержках. Кстати, а что было бы, если бы несколько, например, водоснабжающих компаний было в городе? Технология требует больших капитальных затрат. Тот факт, что рынок поделён между несколькими компаниями, отбросило бы каждую компанию в область более высоких средних издержек, а значит и в область более высоких тарифов для населения.
Итак, первый барьер- это объективный ход. 2.Государство создаёт легальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. Имея патент, изобретатель может контролировать производство продукта в течение всего срока действия патента. Прибыль, обеспеченная одним важным патентом, может быть использована для финансирования НИР, необходимых для новых разработок. Т.е. монопольная власть, достигнутая благодаря патентам, может усиливаться. Лицензия (от итал. лицензио - разрешаю) может быть выдана только нескольким производителям (например, владельцам такси). Государство может выдать лицензию себе (пример: продажа алкогольных напитков). Такая лицензия у нас была, в США есть ряд штатов, где продажа осуществляется только в государственных розничных магазинах. 3. Собственность на важнейшие виды сырья сейчас может быть использована монополией как преграда для конкурентов. Это третий тип барьеров. Пример: алмазный синдикат «Де Бирс» (южноафриканский) контролирует 80-85% мирового предложения алмазов, т.к. большинство рудников принадлежит и контролируется этой компанией.
На этом экономические барьеры исчерпаны.
1.7.2. Монопольный спрос и следствия, вытекающие из его характера Так как абсолютный монополист является отраслью, его кривая спроса является кривой отраслевого спроса и имеет нисходящий характер. Из такого характера кривой спроса вытекает 3 следствия: а) «Цена превышает предельный доход». Нисходящая линия спроса означает, что монополист, чтобы увеличить объём продаж (Q), должен понизить цену. Пусть это понижение цены носит линейный характер.
Заполним столбцы валовый доход (p · Q) и предельный доход».
Т.е. продать дополнительную единицу, например, 4-ую монополист может, снизив цену со 142 д.е. до 132 д.е.
Доход от продажи 4-ой единицы составит 132 д.е. Но чтобы продать эту 4-ую единицу продукции, монополист должен понизить цену и на первые 3 единицы со 142 до 132д.е. Это вызовет убыток, равный 10 · 3=30д.е. В итоге, общее изменение валового дохода или, говоря иначе, предельный доход от продажи 4-ой единицы составит 132 – 30 = 102 д.е. Анализируя столбцы «Предельный доход» и «Цена» мы видим, что предельный доход от 2 ой единицы = 142 д.е., а её цена 152 д.е. Почему? Потому что цена должна быть снижена на 10д.е., чтобы увеличить объём продаж с Q = 1 до Q = 2. А чтобы продать 3 единицы, цена должна быть снижена со 152 до 142 д.е. Получаемый предельный доход составит: 122 = 142 – 2 · 10, где
увеличение валового дохода, убыток от снижения цен от 3 –ей единицы на первые 2 единицы.
Именно по этой причине: MR < р. Или говоря подробно: тот факт, что монополист должен понизить цену, чтобы повысить объём продаж, является причиной того, что предельный доход становится меньше, чем цена для каждого уровня выпуска, кроме первого. Изобразим графически (т.е. построим по точкам) кривую спроса, предельный доход и валовый доход.
Мы видим, что до тех пор, пока валовый доход (TR↑) увеличивается, предельный доход MR > 0. Когда валовый доход достигает максимума Второе следствие из нисходящего характера кривой монопольного спроса: б) «Монополист диктует цену». Так как каждое значение объёма производства (Q) связано с некоторой ценой (р), монополист одновременно выбирает цену и объём производства. Иначе говоря, не может повысить цену без потери объёма продаж или увеличить продажи без снижения цены. Поэтому в условиях монополии отсутствует понятие «кривая предложения». Она ведь показывает, какое Q при данной р предложит производитель. А монополист не сталкивается с данной ценой, он устанавливает её сам. в) Третье следствие формулируется так: Максимизирующий прибыль монополист никогда не выберет такую комбинацию р и Q, при которой спрос неэластичен. Он будет стремиться работать в пределах эластичного участка спроса. Вспомним, что спрос эластичен там, где снижение цены ведёт к росту валового дохода, и неэластичен там, где при снижении цены валовый доход снижается. Итак, монополист будет работать в пределах эластичного отрезка. Но какую комбинацию p и Q на эластичном отрезке спроса выберет монополист?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|