Sa koristad korterit. - Sa ei korista korterit.
Sa ei koristanud korterit. Ära korista korterit! Lapsed söövad.......... (supp,supi,suppi). -.......................................... ............................................................ Ärge...........................................! Tütred ostavad.......... (jäätis,jäätise,jäätist). -.......................................... ............................................................ Ärge...........................................! Õpilased loevad.......... (õpik,õpiku,õpikut). -.......................................... ............................................................ Ärge...........................................! Naabrid koristavad.......... (trepikoda,trepikoja,trepikoda). -.................. ............................................................ Ärge...........................................! Maalrid värvivad.......... (põrand,põranda,põrandat). -.............................. ............................................................ Ärge...........................................!
19.1.4. Обобщим практический опыт, полученный при выполнении упр. 144. Сравните предложения:
Изменения (rong ® rongi, naaber ® naabrit), произошедшие при переходе от утвердительной формы к отрицанию, обусловлены тем, что каждое из подвергшихся изменению слов (rongi, naabrit) обозначает объект (предмет или существо), о котором что-либо отрицается:
В упр. 144, при переходе от утвердительной формы к отрицанию, подобных изменений не происходит, но в словосочетаниях
речь идёт опять-таки об объектах, о которых что-то отрицается. Общее правило можно сформулировать так: объектные отношения при отрицании выражаются формами падежа OSASTAV.
Harjutus 145. * Дайте утвердительный и отрицательный ответ на каждый вопрос.
Mugavused. Kas teil on korter? - Jah, mul on korter. Ei, mul ei ole korterit. Kas teie majas on lift? - Jah,.................. Ei,.................. Kas teie majas on keskküte? - Jah,.................. Ei,.................. Kas teie majas on prügišaht? - Jah,.................. Ei,.................. Kas teie korteris on soe vesi? - Jah,.................. Ei,.................. Kas teie korteris on elektripliit? - Jah,.................. Ei,.................. Kas teie korteris on rõdu? - Jah,.................. Ei,.................. Kas teil on kodus telefon? - Jah,.................. Ei,.................. MUGAVUS,MUGAVUSE,MUGAVUST - удобство KESKKÜTE,KESKKÜTTE,KESKKÜTET - центральное отопление PRÜGI Š AHT,PRÜGI Š AHTI,PRÜGI Š AHTI - мусоропровод RÕDU,RÕDU,RÕDU - балкон TELEFON,TELEFONI,TELEFONI - телефон
Теоретически Вам всё, может быть, и понятно, но на практике у начинающих часто возникают проблемы с выполнением этого правила при использовании самого частоупотребляемого слова эстонского языка - глагола OLEMA. Работая с этим глаголом, необходимо знать, что формам падежа OSASTAV, выражающим объектные отношения при отрицании, в русском языке соответствует родительный падеж:
Если же это условие не выполняется, то
Harjutus 146. * Kas NIMETAV või OSASTAV? Прочитайте и переведите, заполните пробелы.
Ühiselamu (jutustab Viktor). Kui olen komandeeringus, siis elan ühiselamus, mis asub Tallinna äärelinnas. See ühiselamu pole muidugi....... (palee), see on vana ja inetu kahe- * Ei ole = pole, ei olnud = polnud korruseline puumaja, mille lähedal pole ühtegi.......... (kauplus). Majas on ahiküte,.......... (keskküte) ei ole, sellepärast on seal ebatavaliselt*külm..................... (soe vesi) muidugi ka ei ole, aga tihti ei tule kraanist isegi.................... (külm vesi). See on väga ebamugav. Tavaliselt elan ma väikeses toas teisel korrusel. Ma ei ole.......... (viriseja), aga ... (Telefon).......... ei ole. Mööbel peaaegu puudub, toas pole ei.......... (laud) ega.......... (kapp), on ainult diivan ja paar.......... (tool). Veel on must-valge televiisor, kuid ma ei saa seda vaadata, kuna maja katusel (ma kontrollisin!) pole.......... (antenn).
Iga kord, kui ma sõidan komandeeringusse, mõtlen: "Issand! Mille eest sa mind karistad?" KOMANDEERING,KOMANDEERINGU,KOMANDEERINGUT - - командировка PALEE,PALEE,PALEED - дворец ÜHTEGI - ни одного AHIKÜTE,AHIKÜTTE,AHIKÜTET - печное отопление KRAAN,KRAANI,KRAANI - кран VIRISEJA,VIRISEJA,VIRISEJAT - брюзга PUUDUMA,PUUDUN - отсутствовать ANTENN,ANTENNI,ANTENNI - антенна ISSAND! - господи!, боже мой! EEST - (послелог) за (Mille eest...? - За что...?) KARISTAMA,KARISTAN - наказывать, наказать
Harjutus 147. Составьте, отвечая на вопросы, небольшой рассказ о своей крепости ("Minu kodu"). Mis riigis te elate? Mis on teie kodulinn? Mis on teie postiaadress? Kas teie tänav asub kesk- või äärelinnas? Mitmekorruselises majas te elate? Mitmendal korrusel te elate? Kas teil on munitsipaalkorter või kooperatiivkorter? Mitu aastat te elate selles korteris? Kui suur on teie korter? Missugused mugavused on teie korteris ja majas?
19.2. В первой части данного курса уже делалась попытка классифицировать склоняемые слова (стр. 55-59, 71-72) с целью облегчить работу с падежом OSASTAV - одной из основных форм каждого склоняемого слова. Были выделены слова I типа (kuldne, väike, õpilane и т.п.) и слова II типа (hind, kott, õrn и т.п.). Мы продолжим эту работу по классификации склоняемых слов, но поскольку используемая данным курсом простая и удобная система не всегда, к сожалению, даёт правильный результат, то связанный с ней материал вынесен в дополнения и носит рекомендательный характер. * См. упр. 153. Дополнения.
Õppetekst 5. Kuulutustahvel.
Harjutus 148. В этом упражнении расширяется базовый словарь темы "VÄLIMUS". Прилагательные, уже использованные на стр. 42 (так же как и очевидные эпитеты типа suur - väike, pikk - lühike и т.п.), в таблицу не включены. Чтобы избежать за-громождения таблицы, основные формы новых слов в ней не приводятся.
Kas teil on mõni tuttav vana nõid? - Jah, muidugi. Kirjeldage tema välimust! -................................................................. NÕID,NÕIA,NÕIDA - ведьма колдун Harjutus 149. * В данном упражнении мы рассмотрим грамматический материал* (с которым уже сталкивались на примере глагола KÄIMA), для более глубокого понимания которого необходимо знать следующее: - в системе языка между словами могут устанавливаться разные виды грамматической зависимости, то есть слова могут подчиняться одно другому - когда слова подчиняются одно другому, а главенствующим словом является глагол, то такой вид подчинительной связи назы-вается глагольным управлением. Однако в разных языках глагольное управление может быть различным при словах, обозначающих одно и то же действие. Это явление называется различием в управлении. Например: купить, покупать – ГДЕ? Я купил в магазине хлеб. Наша семья покупает мясо на рынке. Что можно купить в киоске? Выделенные жирным шрифтом зависимые слова вне контекста * С упрощениями и обобщениями. переводятся на эстонский язык следующим образом: в магазине – kaupluse s на рынке – turu l в киоске – kioski s, что соответствует падежу SEESÜTLEV или падежу ALALÜTLEV (падежные окончания -S и -L). Однако глагол OSTMA в данном контексте требует использования зависимых слов в падеже SEESTÜTLEV или в падеже ALALTÜTLEV (падежные окончания -ST и -LT), то есть: OSTMA,OSTAN – KUST? Ma ostsin kaupluse st leiba. Meie pere ostab liha turu lt. Mida saab osta kioski st? Ниже приводится несколько глаголов, иллюстрирующих явление различия в управлении. спрашивать – КОГО? è KÜSIMA,KÜSIN – KELLELT? Переведите: Спроси учителя! -................................................ Не у кого спросить. -................................................ мешать – КОМУ? è SEGAMA,SEGAN – KEDA? Не мешай мне! -................................................ Мой пёс мешает соседу. -................................................ Они постоянно мешали нам. -........................................ играть – ВО ЧТО? НА ЧЁМ? è è MÄNGIMA,MÄNGIN – MIDA? Дети играли на пляже в волейбол. -................................ Её сын отлично играет в шахматы. -................................ Когда-то и я играл на гитаре. -................................ Мой пёс всегда воет, когда сосед играет на пианино. -........ ходить – КУДА? è KÄIMA,KÄIN – KUS? Летом мы каждый день ходили на пляж. -......................... Они очень редко ходят в театр. -................................. Ира ходит в музыкальную школу 3 раза в неделю. -......... В последний раз я ходил на рынок в субботу. -................. Ходите в гости по утрам! -.........................................
помогать – КОМУ? è è ABISTAMA,ABISTAN – KEDA? или AITAMA,AITAN – KEDA? Она всегда помогает маме. -......................................... Помоги другу! -......................................................... Мне помог сосед. -......................................................... Однако, если помогать что-то делать è è ABISTAMA (midagi teha) – KELLEL? Она всегда помогает маме гладить бельё. -......................... Помоги другу ответить! -................................................. Сосед помогал мне хоронить собаку. -.................................
Harjutus 150. * Итак, если действие незаконченное, то дополнение переводится на эстонский язык формой падежа OSASTAV единственного или множественного числа: Эту дачу строил мой супруг. - Seda suvilat ehitas minu abikaasa. Мы оканчивали институт... - Me lõpetasime instituuti... Брат покупал мне подарок на рынке... - Vend ostis mulle turult kingitust... А если действие законченное? То есть: Эту дачу построил мой супруг. Мы окончили институт. Брат купил мне подарок на рынке. Как передать законченность действия, если в русском языке законченное действие выражается глаголом совершенного вида (построить, окончить, купить и т.п.), незаконченное действие выражается глаголом несовершенного вида (строить, оканчивать, покупать и т.п.), однако в эстонском языке глагол не имеет категории вида: построить, строить - EHITAMA окончить, оканчивать - LÕPETAMA купить, покупать - OSTMA? Это делается при помощи дополнения, которое должно быть в форме падежа OMASTAV единственного числа (или в форме падежа NIMETAV множественного числа*), то есть: Selle suvila ehitas minu abikaasa. Me lõpetasime instituudi... Vend ostis mulle kingituse turult. Завершённость действия передаётся в эстонском языке также с помощью аффиксальных наречий (например, ära, läbi, valmis) и инфинитива minema. Ma õppisin eesti keelt. - Ma õppisin eesti keele ära. Я учил эстонский язык. Я выучил эстонский язык. Ta tõlkis teksti. -......................................... ära. Он переводил текст. Он перевёл текст. Õpilane luges luuletust. - Õpilane luges luuletuse läbi. Ученик читал стихотворение. Ученик прочитал стихотворение. Arst vaatas patsienti. -......................................... läbi. Врач осматривал пациента. Врач осмотрел пациента. Tütar tegi tööd. - Tütar tegi töö valmis. Дочь делала работу. Дочь сделала работу. Anne tegi sööki. -......................................... valmis. Анне делала (готовила) еду. Анне сделала (приготовила) еду. Nad sõitsid bussiga. - Nad sõitsid bussiga minema. Они ехали на автобусе. Они уехали на автобусе. Koer jooksis. -......................................... minema. Собака бежала. Собака убежала. * Об использовании дополнения в форме падежа NIMETAV для выражения законченности действия - см. третью часть данного пособия. Harjutus 151. * OMASTAV или OSASTAV? Законченное действие или незаконченное?
Ema õmbles.......... (kleit) valmis juba reedeks. Pille pesi juba.......... (põrand) puhtaks ja nüüd peseb.......... (aken). Lapsed sõid.......... (supp), kuid ainult Anne sõi.......... (supp) ära ja sai jäätist. Kas sa saatsid.......... (telegramm) ära? Kass varastas.......... (viiner). Sõber jutustas mulle kaks tundi.............................. (see pikantne lugu). Ma ostsin endale.................... (huvitav raamat). Kodus ei olnud suhkrut ja külalised pidid jooma.......... (tee) meega. Vanaema kudus.......... (kampsun) valmis ja müüs......... (see) turul ära. Ma kuulasin.......... (kassett) läbi ja läksin filmi vaatama. KLEIT,KLEIDI,KLEITI - платье TELEGRAMM,TELEGRAMMI,TELEGRAMMI - телеграмма VIINER,VIINERI,VIINERIT - сосиска KAMPSUN,KAMPSUNI,KAMPSUNIT - вязаная кофта KASSETT,KASSETI,KASSETTI - кассета
Harjutus 152. * Если описываемое действие выражается глаголами, имеющими чувственный оттенок, то дополнение всегда в форме падежа OSASTAV. Проспрягайте несколько таких глаголов в настоящем и простом прошедшем времени:
JUMALDAMA,JUMALDAN - KARTMA,KARDAN -
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|