Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткий очерк возникновения и развития возрастной психологии в Росии




ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Курс лекций

 

Фадеев В.В.

 

 

Екатеринбург 2014

От составителя

 

«Лекции» адресованы студентам-психологам, как дополнительное пособие при изучении курса психологии развития и возрастной психологии. Составитель приложил усилия к тому, чтобы соединить теоретические вопросы с прикладными, поэтому в раздел развития вошла глава о психической депривации, а в каждой теме раздела возрастной психологии присутствуют элементы воспитания, психологической помощи и показаны отклонения от нормы развития.

Предполагается, что приступая к изучению курса, студенты-психологи уже знакомы с основами общей психологии и отчасти – социальной, поэтому в тексте лекций соответствующая терминология не раскрывается, но в случаях затруднений, они могут обратиться к списку литературы, помещенному в конце пособия.

Главную задачу составитель видит в том, чтобы у читателя сложилось представление о наиболее важных закономерностях развития психики на разных этапах онтогенеза.

Структура лекций, посвященных разным возрастным периодам неоднородна, поскольку в каждом периоде жизни человека преобладают различные явления, обусловленные как динамикой индивидуального развития, так и меняющейся с годами социальной ситуацией, что и стремился подчеркнуть составитель.

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 1. Предмет и методы психологии развития    
   
Лекция 2. Движущие силы и закономерности развития    
   
Лекция 3. Психическая депривация как фактор развития    
   
Лекция 4. Пренатальное развитие и младенчество      
   
Лекция 5. Психическое развитие в раннем и дошкольном детстве    
   
Лекция 6. Психологические особенности младшего школьника      
   
Лекция 7. Психология подростка      
   
Лекция 8. Психология юности      
   
Лекция 9. Психология взрослости  
   
Лекция 10. Геронтопсихология  
   
Литература  

Глава 1 Предмет и методы психологии развития

 

· Краткий очерк возникновения и развития возрастной психологии в России

· Понятие развития в современной психологии

· Предмет психологии развития

· Теоретические и практические задачи современной психологии развтия

· Методы психологии развития

Термин" психология развития" до недавнего времени использовался главным образом в зарубежной литературе. В отечественной психологии процесс развития личности изучался несколькими дисциплинами, а имен­но: возрастной психологией, дифференциальной, генетической, психоло­гией обучения и психологией воспитания. В значительной мере такой подход к развитию личности объяснялся идеологическими причинами, стремлением расчленить биологическое и социальное в психике челове­ка, подчеркивая при этом примат социального. Западной, в особен­ности, английской психологии присущ был биологический детерми­низм для современной психологии, которая все более становится ин­тернациональной наукой, характерно рассмотрение развития как слож­ного, многостороннего процесса качественных изменений личности в процессе онтогенеза. И как следствие этого - заинтересованность в пони­мании индивидуальности. Эта наука должна устанавливать соотношения и взаимосвязи индивидных и личностных свойств на протяжении всего жизненного пути человека. Такой подход мог служить научной основой _ для диагностики и управления развитием отдельных людей.

Краткий очерк возникновения и развития возрастной психологии в Росии

Задолго до возникновения пси­хологии развития как самостоятельной науки вопросы познания психики ребенка, его обучения и воспитания занимали умы лучших представителей мировой культуры.

В России XVIII воззрения А. Н. Радищева о том, что человек познает внешний мир через ощущения, которые дают содержание ра­зуму, мышлению, позволили ему сформулировать ряд важных положений о развитии психики ребенка.

Видное место занимают труды К. Д. Ушинского (1824—1871). Он считал, что психологи­ческая наука необходима для определения целей воспитания, разработки методов и оценки результатов обучения и воспи­тания, анализа и обобщения педагогического опыта.

А.П. Нечаев(1870-1948) В 1910 г. в Петербурге создаЛ "Общество экспериментальной педагогики", ставившее задачей организацию всестороннего изучения психофизиологической природы детей, условий детского развития и воспитания при помощи естественнонаучных методов, а также распространение сведений о закономерностях развития ребенка и психологических основах воспитания и обучения.

В 20-е — начале 30-х гг. в возрастной психологии были представлены как биологизаторское, так и социогенетическое направления и борьба за ее перестройку носила весьма острый характер. В декабре 1927 — январе 1928 г. состоялся Всерос­сийский психологический съезд, на котором критиковалось биологизаторское направление, а несколько позже и социогенетический подход к пониманию психики.

В начале 30-х гг. прошли методологические дискуссии, вхо­де которых были пересмотрены основные положения и проблемы возрастной и педагогической психологии с позиций марк­сизма. Дискуссии получили завершение в постановле­нии ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извра­щениях в системе наркомпросов». Все это при вело к искоренению диагностических методов, широко применявшихся в педологии и к сдерживанию важных для психологии развития исследований индивидуальных различий.

Первые попытки подойти к проблемам возрастной и педа­гогической психологии с позиций марксизма-ленинизма сделал П. П. Блонский (1884—1941). В своих работах «Психологиче­ские очерки», «Память и мышление», «Развитие мышления школьника» П. П. Блонский уделяет особое внимание труду, и прежде все­го учебному.

В 20-е гг. в Ленинграде выдающийся психиатр и невролог В. М. Бехтерев (1857—1927) вместе со своим учеником Н. М. Щеловановым организовал при Институте по изучению мозга клинику сравнительного анализа онтогенеза человека и животных. За детьми, начиная с рождения и до трех лет, велись круг­лосуточные наблюдения, в которых регистрировалось все то новое, что появлялось в их поведении. Такие же тщательные наблюдения велись в клинике над животными. Сравнительный анализ дал возможность Н. М. Щелованову выделить качественное различие, которое существует между развитием поведения человека и животных.

В начале 30-х гг. были заложены основы советской психологии, прежде всего теорией культурно-историче­ского развития психики Л. С. Вы­готским (1896—1934), при участии А. Р. Лурия (1902—1977) и А. Н. Леонтьева (1903—1979),, которая стала противостоять биологи-заторскому направлению.

Выготский говорил, что для понимания влияния среды следует учиты­вать не только те изменения, которые произошли в среде, но и те, которые наблюдаются в самом ребенке. Такое понимание роли среды в психическом развитии детей позволило ввести понятие социальной ситуации развития.

Л. С. Выготский пересмотрел вопрос о взаимоотношении обучения и развития. Общение в его наибо­лее систематизированной форме — обучении — и формирует развитие, создает новые психические образования, развивает высшие психические функции. Развивающее обучение учитывает не только то, что доступно ребенку в процессе самостоятельной дея­тельности {зона актуального развития), но и то, что он может сделать совместно со взрослым (зона ближайшего развития).

Дальнейшая разработка проблем возрастной психологии связана с именем С. Л. Рубинштейна (1889—1960). Движущими силами психического развития яв­ляются внутренние противоречия между достигнутым уровнем и тем новым содержанием, которым ребенок овладевает.

Важным для понимания развития психики является проблема единства сознания и деятельности, впервые постав­ленная в советской психологии С. Л. Рубинштейном. Сознание и поведение развиваются внутри конкретных форм деятельности (игры, учебного, а за­тем и производительного труда), посредством которых ребенок активно включается в окружающий мир.

А. Н. Леонтьев указывает, что благода­ря ведущей деятельности у ребенка появляются психические новообразования, характерные для данного возраста. Кроме того, именно через ведущую деятельность осуществляется вос­питание ребенка, формирование его отношения к действитель­ности.

Л. В. Занков выделил условия успешного развивающего обучения, это - высокий уровень трудности, быстрый темп прохож­дения материала, осознание ребенком процесса учения и др. Исследования А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина показали возрастные возможности до­школьников и младших школьников, что позволило определить психологические критерии программ дошкольного воспитания и начального обу­чения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...