Краткий очерк возникновения и развития возрастной психологии в Росии
Стр 1 из 25Следующая ⇒ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ Курс лекций
Фадеев В.В.
Екатеринбург 2014 От составителя
«Лекции» адресованы студентам-психологам, как дополнительное пособие при изучении курса психологии развития и возрастной психологии. Составитель приложил усилия к тому, чтобы соединить теоретические вопросы с прикладными, поэтому в раздел развития вошла глава о психической депривации, а в каждой теме раздела возрастной психологии присутствуют элементы воспитания, психологической помощи и показаны отклонения от нормы развития. Предполагается, что приступая к изучению курса, студенты-психологи уже знакомы с основами общей психологии и отчасти – социальной, поэтому в тексте лекций соответствующая терминология не раскрывается, но в случаях затруднений, они могут обратиться к списку литературы, помещенному в конце пособия. Главную задачу составитель видит в том, чтобы у читателя сложилось представление о наиболее важных закономерностях развития психики на разных этапах онтогенеза. Структура лекций, посвященных разным возрастным периодам неоднородна, поскольку в каждом периоде жизни человека преобладают различные явления, обусловленные как динамикой индивидуального развития, так и меняющейся с годами социальной ситуацией, что и стремился подчеркнуть составитель. СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Предмет и методы психологии развития
· Краткий очерк возникновения и развития возрастной психологии в России · Понятие развития в современной психологии · Предмет психологии развития · Теоретические и практические задачи современной психологии развтия · Методы психологии развития Термин" психология развития" до недавнего времени использовался главным образом в зарубежной литературе. В отечественной психологии процесс развития личности изучался несколькими дисциплинами, а именно: возрастной психологией, дифференциальной, генетической, психологией обучения и психологией воспитания. В значительной мере такой подход к развитию личности объяснялся идеологическими причинами, стремлением расчленить биологическое и социальное в психике человека, подчеркивая при этом примат социального. Западной, в особенности, английской психологии присущ был биологический детерминизм для современной психологии, которая все более становится интернациональной наукой, характерно рассмотрение развития как сложного, многостороннего процесса качественных изменений личности в процессе онтогенеза. И как следствие этого - заинтересованность в понимании индивидуальности. Эта наука должна устанавливать соотношения и взаимосвязи индивидных и личностных свойств на протяжении всего жизненного пути человека. Такой подход мог служить научной основой _ для диагностики и управления развитием отдельных людей. Краткий очерк возникновения и развития возрастной психологии в Росии
Задолго до возникновения психологии развития как самостоятельной науки вопросы познания психики ребенка, его обучения и воспитания занимали умы лучших представителей мировой культуры. В России XVIII воззрения А. Н. Радищева о том, что человек познает внешний мир через ощущения, которые дают содержание разуму, мышлению, позволили ему сформулировать ряд важных положений о развитии психики ребенка. Видное место занимают труды К. Д. Ушинского (1824—1871). Он считал, что психологическая наука необходима для определения целей воспитания, разработки методов и оценки результатов обучения и воспитания, анализа и обобщения педагогического опыта. А.П. Нечаев(1870-1948) В 1910 г. в Петербурге создаЛ "Общество экспериментальной педагогики", ставившее задачей организацию всестороннего изучения психофизиологической природы детей, условий детского развития и воспитания при помощи естественнонаучных методов, а также распространение сведений о закономерностях развития ребенка и психологических основах воспитания и обучения. В 20-е — начале 30-х гг. в возрастной психологии были представлены как биологизаторское, так и социогенетическое направления и борьба за ее перестройку носила весьма острый характер. В декабре 1927 — январе 1928 г. состоялся Всероссийский психологический съезд, на котором критиковалось биологизаторское направление, а несколько позже и социогенетический подход к пониманию психики. В начале 30-х гг. прошли методологические дискуссии, входе которых были пересмотрены основные положения и проблемы возрастной и педагогической психологии с позиций марксизма. Дискуссии получили завершение в постановлении ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Все это при вело к искоренению диагностических методов, широко применявшихся в педологии и к сдерживанию важных для психологии развития исследований индивидуальных различий. Первые попытки подойти к проблемам возрастной и педагогической психологии с позиций марксизма-ленинизма сделал П. П. Блонский (1884—1941). В своих работах «Психологические очерки», «Память и мышление», «Развитие мышления школьника» П. П. Блонский уделяет особое внимание труду, и прежде всего учебному.
В 20-е гг. в Ленинграде выдающийся психиатр и невролог В. М. Бехтерев (1857—1927) вместе со своим учеником Н. М. Щеловановым организовал при Институте по изучению мозга клинику сравнительного анализа онтогенеза человека и животных. За детьми, начиная с рождения и до трех лет, велись круглосуточные наблюдения, в которых регистрировалось все то новое, что появлялось в их поведении. Такие же тщательные наблюдения велись в клинике над животными. Сравнительный анализ дал возможность Н. М. Щелованову выделить качественное различие, которое существует между развитием поведения человека и животных. В начале 30-х гг. были заложены основы советской психологии, прежде всего теорией культурно-исторического развития психики Л. С. Выготским (1896—1934), при участии А. Р. Лурия (1902—1977) и А. Н. Леонтьева (1903—1979),, которая стала противостоять биологи-заторскому направлению. Выготский говорил, что для понимания влияния среды следует учитывать не только те изменения, которые произошли в среде, но и те, которые наблюдаются в самом ребенке. Такое понимание роли среды в психическом развитии детей позволило ввести понятие социальной ситуации развития. Л. С. Выготский пересмотрел вопрос о взаимоотношении обучения и развития. Общение в его наиболее систематизированной форме — обучении — и формирует развитие, создает новые психические образования, развивает высшие психические функции. Развивающее обучение учитывает не только то, что доступно ребенку в процессе самостоятельной деятельности {зона актуального развития), но и то, что он может сделать совместно со взрослым (зона ближайшего развития). Дальнейшая разработка проблем возрастной психологии связана с именем С. Л. Рубинштейна (1889—1960). Движущими силами психического развития являются внутренние противоречия между достигнутым уровнем и тем новым содержанием, которым ребенок овладевает. Важным для понимания развития психики является проблема единства сознания и деятельности, впервые поставленная в советской психологии С. Л. Рубинштейном. Сознание и поведение развиваются внутри конкретных форм деятельности (игры, учебного, а затем и производительного труда), посредством которых ребенок активно включается в окружающий мир.
А. Н. Леонтьев указывает, что благодаря ведущей деятельности у ребенка появляются психические новообразования, характерные для данного возраста. Кроме того, именно через ведущую деятельность осуществляется воспитание ребенка, формирование его отношения к действительности. Л. В. Занков выделил условия успешного развивающего обучения, это - высокий уровень трудности, быстрый темп прохождения материала, осознание ребенком процесса учения и др. Исследования А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина показали возрастные возможности дошкольников и младших школьников, что позволило определить психологические критерии программ дошкольного воспитания и начального обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|