Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самостоятельная работа по подготовке к занятию




Используя учебную литературу, составьте таблицу:

 

Этап развития античной философии   Основные философские школы и концепции   Основные проблемы  
           
           

Проблемные вопросы для обсуждения на семинаре

1. Какие особенности характеризуют философские взгляды античности?

2. В чем отличие досократического периода античной философии от классического, сократического?

3. Какие подходы к пониманию первоначала мира сложились в античной философии?

4. Что изменилось в демокритовском представлении об атомах на современном этапе научного знания?

5. Почему Сократ считал человека центром философского размышления?

6. Каковы методы Сократовского поиска истины?

7. Как связаны знание и нравственность в философии Сократа?

8. Как рассматривается бытие материальных вещей в онтологии Платона?

9. Какое значение имеет понятие «эйдос» в философии Платона?

10. Что такое процесс познания с точки зрения Платона?

11. Как взаимосвязаны причины («начала») бытия в онтологии Аристотеля?

12. Определите общее и различное в учениях о душе Платона и Аристотеля.

13. Как должно быть организовано идеальное государство с точки зрения Платона?

14. Почему Аристотель называет человека «политическим животным»?

Тесты для компьютерного опроса

 

1. Кто из названных философов относится к представителям Милетской школы?

а) Демокрит;

б) Фалес;

в) Анаксимандр;

г) Гераклит;

д) Анакснмен.

2. Какое из утверждений принадлежит Фалесу?

а) «Все веши суть числа»;

б) «В одну и ту же реку мы входим и мы входим, существуем и не существуем»;

в) «Все есть вода»;

г) «Этот космос один и тот же для всего существующего не создал, никакой Бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».

3. Какую концепцию выдвинул Гераклит?

а) О неизменности бытия;

б) О всеобщем изменении и противоречивости сущего;

в) О четырёх элементах: вода, огонь, земля и воздух, из которых состоит все существующее.

4. Приводимые ниже утверждения раскрывают содержание античного атомизма. Одно из этих утверждений является неверным. Определите его.

а) душа, состоит из атомов, атомы души рассеяны повсюду;

б) в мире могут происходить события, не имеющие причин;

в) человек способен познать мир, источник истинных знаний - разум;

г) все состоит из атомов и пустоты;

д) человек стремится к удовольствиям и избегает страдания.

5. По своему мировоззрению Платон был:

а) Объективным идеалистом;

б) Субъективным идеалистом;

в) Скептиком;

г) Материалистом;

6. Приводимые ниже утверждения раскрывают содержание учения Платона. Одно из этих утверждений является неверным. Определите его.

а) познание мира возможно, но оно доступно лишь лучшим душам, способным вспомнить созерцавшиеся ими ранее идеи;

б) подлинное бытие - это мир духовных сущностей, мир идей;

в) в идеальном государстве все люди должны быть равны;

г) душа бессмертна;

д) вещь возникает в результате соединения идеи и материи.

7. Аристотель разработал концепцию:

а) Двух значений причин;

б) Трёх значений причин;

в) Четырех значений причин.

8. Приводимые ниже утверждения раскрывают содержание учения Аристотеля. Одно из этих утверждений является неверным, определите его.

а) в результате взаимодействия формальной, движущей, целевой и материальной причин формируются все вещи мира;

б) движение бесконечно и не имеет начала, первоисточника;

в) активное, творческое начало мира - форма форм;

г) человек - прежде всего гражданин государства, общественные интересы должны стоять выше личных;

д) важный принцип нравственного поведения - избегать крайностей.

9. Определите, представители какой философской школы античности считали, что бытие неподвижно, неизменно, неделимо, едино:

а) Платон и его ученики;

б) атомисты;

в) элеаты;

г) стоики;

д) киники.

10. Определите, представители какой философской школы античности считали, что суть свободы человека - в сознательном выборе между добродетелью и пороком и в безразличном отношении к внешним событиям:

а) элеаты;

б) Платон и его ученики;

в) атомисты;

г) стоики;

д) представители Милетской школы.

 

Тема 4. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Характерные черты средневековой философии. Патристика и её основные задачи. Философско-теологические концепции Августина Блаженного. Схоластика и её этапы развития. Спор об универсалиях. Номинализм и реализм. Философские взгляды Фомы Аквинского. Рациональное доказательство бытия Бога Фомы Аквинского. Особенности философии средневековой Византии. Особенности арабской средневековой философии. Ибн-Сина (Авицена), Ибн-Рушд (Аверроэс)

Вопросы

1. Своеобразие средневековой философии.

2. Апологетика и патристика. Учение Августина Блаженного.

3. Период схоластики в средневековой философии. Учение Фомы Аквинского.

4. Развитие философии в Византии.

5. Арабская философия средневековья.

 

Темы теоретических сообщений

 

1. Сущность христианского мировоззрения.

2. Особенности средневековой философии: теоцентризм,

провиденциализм, креационизм, традиционализм.

3. Христианская картина мира и место в ней человека.

4. Феномен религиозной веры.

5. Средневековый символизм и мироощущение христианина.

6. Идеал знания в схоластической философии.

7. Религия и наука: различия и единство.

8. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики.

9. Учение Августина Блаженного о природе и человеке как творении бога.

10. Ибн-Сина (Авиценна) и его роль в развитии науки и философии Востока.

11. Философские основы аверроизма.

12. Особенности византийской философии.

13. Проблема соотношения веры и разума в философии средневе­ковья.

14. Проблема универсалий и спор реалистов и номиналистов.

Основная литература

Алексеев П.П., Панин А.В. Философия: Учебник. 4-еизд.– М., 2008

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. 4-е изд. М., 2010

Некрасова Н.А., Некрасов С.И. Философия: Учебник. – М., 2009

Дополнительная литература

1. Августин А. Исповедь. - М.. 1993.

2. Августин А. О граде Божьем. - М. 1995.

3. Аквинский Фома. Сумма теологии //Антология мировой философии.- М.. 1969. -Т.1.Ч.2.

4. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета (любое издание).

5. Грядовой Д.И. История философии: Средние века. Возрождение. Новое время: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

6. Зеньковский В. Христианская философия. - М.: Ин-трус. Цивилизации, 2010.

7. Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. - М: АСТ. 1997.

8. Соколов В. В. Средневековая философия. - М.: Высшая школа, 1979.

9. Хрестоматия по истории философии. От Лао-цзы до Фейербаха. - М.. 1997.

10. Чанышев А.А. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.. 1983.

Категории темы

 

Аверроизм, апологетика, гностицизм, двойствнность истины, ересь, католицизм, концептуализм, креационизм, манихейство, мистика, монотеизм, неоплатонизм, номинализм, ортодоксия, политеизм, православие, реализм (средневековый), сакрализация, суфизм, схоластика, теизм, теология, теоцентризм, универсалии, христианство, эманация.

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Теоцентризм и антропоцентризм. В чем, по вашему мнению состоит смена акцентов в рассмотрении философской проблематики средневековья и Возрождения?

2. Что такое спор об «универсалиях»? Как он разделил фи­лософов и почему? Приведите доказательства бытия Божьего но Фоме Аквинскому. Можете ли их опровергнуть? Кто из философов опро­вергал их своим учением?

3. Что такое томизм и каковы его принципы? Когда он воз­ник, кто его основатель и в каком виде он существует в наше время?

4. Cpедневековый схоласт – это философ или теолог? Каково соотношение этих трех терминов. Кого из мыслителей средневековья Вы знаете и в чем суть их учений?

5. Августин хотел познать две вещи. Какие?

6. Мог ли Фома Аквинский считать, что природа есть образ божий?

7. Кому подобен, по мнению Августина, человек, живущий по человек?

8. Для средневековых философов существовало различие между богом и божеством, В чём оно?

9. Средневековые философы считали, что вещи можно познать по их следствию. А как познать, по их мнению. Бога?

10. Что средневековые философы считали первой причиной рабства?

11. В каком отношении, по мнению Августина, мир ничтожен и несовершенен?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...