Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самостоятельная работа по подготовке к занятию




1. Используя учебное пособие Гараниной О.Д. «Философия. Теоретический курс», заполните (по прилагаемому образцу) таблицу, характеризующую особенности традиционного (доиндустриального), индустриального и постиндустриального (информационного) обществ.

 

      Виды обществ  
Особенности Традиционное общество   Индустриальное общество   Постиндустриальное общество  
Преобладающие виды трудовой деятельности              
Виды техники              
Социальная структура              
Основа жизнедеятельности общества              

2. Используя данные средств массовой информации, дайте иллюстративную характеристику современного состояния двух-трех глобальных проблем (по своему желанию).

Проблемные вопросы и упражнения для обсуждения на семинаре

1. Почему технические изобретения, возникающие на ранних ступенях развития общества (например, дистанционное управление открыванием дверей в пирамидах в Древнем Египте), не получили массового распространения и не стимулировали развитие общества?

2. «Высокое мышление, - писал М. Ганди, - несовместимо со сложной материальной жизнью, которая является результатом быстрого развития, навязанного нам поклонением Маммоне... Дело не в том, что мы не знали, как изобрести машины, но наши предки понимали, что если мы изобретем их, то станем рабами, утратим свой нравственный облик. После долгого размышления они решили, что мы должны трудиться только с помощью своих рук и ноге (Ганди М. Моя жизнь. - М., 1969, с. 21). Как Вы понимаете слова Ганди? Согласны ли Вы с его мнением?

3. В аграрной экономике хозяйственная деятельность была связана преимущественно с производством достаточного количества продуктов питания, а лимитирующим фактором обычно была доступность хорошей земли. В индустриальной экономике хозяйственная деятельность была по преимуществу производством товаров, а лимитирующим фактором - чаще всего капитал. В информационной экономике хозяйственная деятельность - это главным образом производство и применение информации с целью сделать все другие формы производства более эффективными и тем самым создать больше материального богатства. Лимитирующий фактор здесь - наличное знание (Стоуньер Т. Информационное общество: профиль постиндустриальной экономики//Новая технократическая волна на Западе.-М., 1986, с. 397). Объясните, как Вы понимаете понятие «лимитирующие факторы»?

4. Как Вы считаете, влияет ли изменение способа передачи информации на изменение психики человека?

5. Какие признаки, характеризующие положение человека в экономике, в политике, в социальной структуре, в быту, могут свидетельствовать о том, что он является представителем информационной цивилизации?

6. Философ Э. Фромм в книге «Анатомия человеческой деструктивное™» утверждает, что существуют две основные жизненные ориентации человека - некрофильская, содержание которой составляет направленность человека на разрушение, неприязнь к живому, и биофильская, содержание которой составляет любовь к живому, направленность на создание и защиту живого. Повсеместное использование технических систем, считает Э. Фромм, сужает сферу живого и укрепляет в человеке некрофильскую ориентацию. Иными словами, постоянное взаимодействие с техническими системами все более превращает человека в некрофила. (Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.-М.: Республика, 1992). Согласны ли Вы с этим мнением?

7. Директор Японского института информационного общества И. Масуда в статье «Гипотезы о возникновении человека интеллектуального» выдвинул предположение о том, что современный человек перешел от вида «хомо сапиенс" (человек разумный) к виду "хомо интеллегенс" (человек интеллектуальный). Это предположение он обосновал тем, что три основных фактора определили появление "человека разумного".

1). Развитие лобных долей мозга, благодаря чему была обеспечена возможность человеческого мышления.

2). Развитие речевого аппарата, благодаря чему была обеспечена возможность звуковой коммуникации.

3). Развитие кисти рук, благодаря чему была обеспечена возможность осуществлять производственную деятельность.

У современного человека появляются качественно новые факторы развития:

1). Человеческая способность к мышлению с помощью мозга значительно усиливается за счет включения в систему мышления компьютера.

2). Средства коммуникации делают качественный скачок за счет современных телекоммуникативных систем, использующих компьютерную технику, спутниковую связь, волоконную оптику и другие современные технологии.

3) Автоматизация и роботизация современного производства дает возможность колоссального количественного и качественного роста материального производства.

Как Вы считаете, может ли развитие указанных факторов привести к возникновению нового вида человека, о котором говорит И. Масуда?

8. Как Вы думаете, какие научные открытия последних лет привели (или могут привести) к возникновению глобальных проблем? Как возможно решить эти проблемы?

9. Каждый человек стремится к сохранению своей жизни и жизни своих близких. Как Вы считаете, почему человек создает технические системы, взаимодействие с которыми губительно для жизни?

10. Объясните, почему проблема войны и мира является определяющей в ряду глобальных проблем? Возможно ли достижение состояния абсолютного мира между народами?

11. Если проблема войны и мира является первоочередной, какие глобальные проблемы Вы бы поставили на второе и третье место по своей значимости для будущего человечества?

12. По прогнозам демографов численность населения Земли к 2100 году достигнет 12 миллиардов человек. Это неминуемо приведет, говорят они, к голоду, войнам и экономическому хаосу. Оптимальной численностью должны стать 2 млрд. чел. Для того, чтобы через 100 лет добиться таких результатов, рождаемость на планете должна быть снижена с 2,7 человека на одну женщину до 1,5 человека. Причем демографическая политика для богатых европейских и бедных азиатских африканских стран должна быть разной. Сейчас в Европе средний возраст людей составляет 40 лет. При этом рост численности населения практически равен нулю. Если ситуация здесь не изменится, то через 500 лет на Земле останется 8 итальянцев и 3 ирландца, а их средний возраст будет составлять 65 лет. В странах же третьего мира средний возраст живущих здесь людей составляет 15 лет, а рост численности населения таков, что в ближайшие 23 года оно удвоится. Какие меры, по Вашему мнению, могут привести к рациональной численности населения как в европейских, так и юго-восточных и африканских регионах мира?

13. Как Вы считаете, возможна ли «глобальная катастрофа» в связи с истощением природных ресурсов?

14. Согласны ли Вы с мнением первого президента Римского клуба А. Печчеи, который говорил, что «Люди сломя голову устремились по дорогам, открытым технологией, не задаваясь вопросом, куда они ведут. Человеческое будущее становится абсолютно непредсказуемым... и сейчас представляется более утопичным и мрачным, чем когда-либо в прошлом»

15. Изучая данную тему, Вы узнали, что существуют два социально-философских сценария мирового развития - «технологический оптимизм» и «экологический пессимизм». Какой из них Вы считаете наиболее реальным? Можете ли Вы предложить свой сценарий?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...