Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тесты для компьютерного опроса




1. В философии сознание - это:

а) мышление человека

б) духовный мир человека

в) совокупность идеальных образов, созданных человеком

г) совокупность волевых процессов

2. Тождественны ли понятия «сознание» и «мышление»?

а) Да, сознание и мышление - тождественные понятия

б) Нет, мышление более широкое понятие, чем сознание

в) Нет, сознание включает в себя мышление

г) Да, сознание и мышление представляют систему логических форм

3.Абсолютно ли сходство между объектами мира и их образами, возникающими в сознании?

а) Да, образы сознания абсолютно точно соответствуют объектам мира

б) Нет, образы сознания отражают объекты мира в главных чертах, но форме же они субъективны

в) Нет, образы, возникающие в сознании, полностью создаются творческим воображением субъекта

г) Да, образы, возникающие в сознании, полностью отражают объекты мира

4. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:

а) объективный идеализм

б) субъективный идеализм

в) диалектический материализм

г) экзистенциализм

5.Выберите положение, характеризующее генетическую связь материальною и идеального в структуре бытия

а) идеальное есть функция высокоразвитой материи, человеческого мозга

б) идеальное возникает на особом этапе развития материального мира

в) идеальное существует только в процессе взаимодействия людей

г) идеальное - это отражение мира человеком

6.Самосознание человека - это:

а) духовное зеркало для самоизучения и самолюбования

б) осознание себя человеком в процессе общения с другими людьми

в) осознание себя в процессе освоения материальной действительности и духовной культуры человечества

г) результат рефлексии, размышления человека о себе самом

7. Бессознательное в современной философии - это:

а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение

б) рефлекторные процессы в организме человека

в) все, что не осознается человеком

г) нечто, присущее только отдельному человеку

8.Что появилось у человека раньше - мышление или язык (речь)?

а) мышление

б) язык

в) одновременно

г) они совершенно не связаны между собой

Тема 15. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ

(ГНОСЕОЛОГИЯ)

 

Многообразие видов познания. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Агностицизм. Познавательные способности человека. Чувственными рациональный этапы познания и их формы. Проблема истины в философии и науке. Критерии истины: корреспонденция, когеренция, практика.

Вопросы

1. Сущность познания. Структура познавательного отношения человека к миру.

2. Познавательные способности человека. Основные этапы и формы процесса познания.

3. Проблема истины в философии и науке.

Темы теоретических сообщений (рефератов)

1. Знание и вера: общее и особенное.

2. Место интуиции в познании мира человеком.

3. Социальная ответственность ученого.

Основная литература

Алексеев П. В., Панин В. А. Философия. Учебник для вузов. 4-е изд. -М.: Проспект, 2008. - Разд. II, гл. VII, VIII, X.

Некрасова Н.А.. Некрасов С.И. Философия. Учебник. – М., 2008

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2008. - Раздел 2, гл. 12.

Дополнительная литература

Заблуждающийся разум. Анализ вненаучных форм знания. М., 1990.

Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. - М.: Изд-во МГУ, 1994.

Категории темы

Познание, агностицизм, чувственное познание, рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, сенсуализм, рационализм, истина, конвенционализм, наука, методология, метод, эмпирическое знание, теоретическое знание, наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, аналогия, научный факт, гипотеза, проблема, научная теория, парадигма.

Самостоятельная работа по подготовке к занятию

1. Выполните философский тест "Мудрость"

Философский тест "Мудрость"

"А"   "1"  
А. "Человек - мера всех вещей" (Протагор)   1.Сенсуализм  
Б. "Подлинные истины вообще неизменны..., так что нелепо представлять себе правильность познания, зависящего от времени и реальных перемен" (Е. Дюринг).   2. Рационализм  
В. "Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и представляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов" (Д. Юм).   3. Релятивизм  
Г. "Я не имею ничего общего с теми философами, которые закрывают глаза, чтобы легче было думать» (Л. Фейербах).   4. Прагматизм  
Д. "Для познания человек обладает разумом и ощущениями, но ощущения обманчивы. Разум же открывает истину".   5. Догматизм  
Е. "Я равнодушен к морали и признаю ее только когда она полезна" (Дж. Лондон).   6. Агностицизм  

 

Определите, какие высказывания графы "А" соответствуют определениям графы"1".

 

2. Определите по ключевым положениям философские понятия, с которыми Вы познакомились при изучении данной темы.

Вариант 1.

1. Философское учение о методах познания.

2. Фактофиксирующее знание о наблюдаемых объектах.

3. Целенаправленное восприятие объекта с целью выявления его свойств.

4. Метод научного познания, дающий возможность изучать объект в его отсутствие.

5. Процесс мысленного расчленения объекта на составные части и изучение их.

6. Эмпирический базис науки.

7. Научное предположение.

Вариант 2.

1. Философское учение о формах мышления.

2. Универсальное знание о ненаблюдаемых объектах.

3. Способ научного исследования, предполагающий изменение объекта или воспроизведение его в специально созданных условиях.

4. Метод научного познания, в ходе которого на основе сходства одних объектов делается вывод о сходстве других свойств этих объектов.

5. Процесс мысленного соединения составных элементов объекта в целое и изучение его.

6. Вопрос, ответ на который не содержится в накопленном знании.

7. Обоснованная, логически непротиворечивая система знания.

Проблемные вопросы и упражнения для обсуждения на семинаре

1. Тождественны ли понятия "объект познания" и "объективная реальность"?

2. Для определения причин дефекта детали авиадвигателя была создана комиссия, в которую вошли конструктор авиадвигателя, инженер по эксплуатации ЛА и специалист по сопротивлению материалов. Обоснуйте, чем будет определяться единство и различие мнений членов комиссии о причине дефекта.

3. Опровергните позицию Д. Юма, утверждавшего, что человек не может получить достоверного знания о предметах вследствие того, что судит о них, только полагаясь на свои органы чувств, данные которых обманчивы.

4. Как Вы понимаете слова русского философа Г. В. Плеханова о том, что нельзя сказать, какой цвет имеет роза, когда на нее никто не смотрит?

5. С точки зрения Локка, нет ничего в нашем разуме, чего бы не было в чувствах. Согласны ли Вы с этим мнением?

6. Согласны ли Вы со следующим высказыванием: "Для познания человек обладает разумом и ощущением, но ощущения обманчивы. Разум же открывает истину". Аргументируйте свой ответ.

7. "Слово делает человека свободным... Кто не умеет высказаться, есть раб" (Л. Фейербах). Согласны ли Вы с Фейербахом? Какова связь этого высказывания с процессом познания?

8. Долгие столетия в науке господствовала геоцентрическая модель мира, опираясь на которую производились расчеты в астрономии, географии и других науках. Является ли это знание о мире ложью или заблуждением?

9. Согласны ли Вы со следующим высказыванием А. Пуанкаре: «Если теперь мы обратимся к вопросу, является ли Евклидова геометрия истинной, то найдем, что он не имеет смысла. Это было бы все равно, что спрашивать, правильна ли метрическая система в сравнении со старинными мерами... Одна Геометрия не может быть более истинна, чем другая, она может быть только более удобна». Обоснуйте свой ответ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...