Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самостоятельная работа по подготовке к занятию




 

Проблемы   Первый позитивизм   Махизм   Неопозитивизм   Пост- позити­визм  
Предмет исследования                  
Задачи философии                  
Философские принципы                  

Проблемные вопросы для обсуждения на семинаре

1. Какова взаимосвязь философии и науки с точки зрения позитивизма?

2. Какая концепция явилась методологическим основанием появления позитивной философии?

3. Каковы особенности классификации наук О. Конта?

4. Какова основная идея философской концепции Г. Спенсера?

5. Почему Г. Спенсер является основоположником биосоциологии?

6. Какую задачу перед философией поставил второй позитивизм?

7. Какие положительные и отрицательные стороны можно отметить в программе "очищения опыта"?

8. Что такое "принципиальная координация"?

9. Почему "элементы" мира Э. Мах называет нейтральными?

10. Что значит принцип "экономии мышления? Всегда ли "экономное мышление" дает истинное знание?

11. В чем суть конвенционализма?

12. Чем различается понимание предмета философии в позитивизме и неопозитивизме?

13. В чем суть принципа верификации?

14. Что такое "протокольные предложения"?

15. Какие новые аспекты внесены неопозитивизмом в принцип конвенционализма?

16. Какую философскую задачу решает семантический позитивизм?

17. Почему современную форму неопозитивизма называют аналитической философией?

18. В чем суть принципа фальсификации?

19. Какие элементы, по мнению И. Лакатоса, включаются в исследовательскую программу науки?

20. Что такое научная "парадигма"?

21. В чем суть «эпистемологического анархизма» П. Фейерабенда?

Тесты для компьютерного опроса

1. Направление западной философии, абсолютизирующее роль науки в жизни общества, в культуре:

а) агностицизм

б) сциентизм

в) антисциентизм

г) науковедение

2. Методологическую основу позитивизма характеризует следующее положение:

а) философия разрабатывает методологические проблемы науки, поэтому наука нуждается в философии

б) философские проблемы не могут быть решены, поэтому философия как особая наука не имеет права на существование

в) существуют только духовные явления, а материальные производны от них

г) сознание, духовное определяет развитие материи

3. Основная идея позитивизма состоит в том, что истинное знание о мире:

а) дают только экспериментальные науки

б) дает философия

в) невозможно

г) приобретается в непосредственной практике

4. Конвенционализм - один из основных принципов неопозитивизма утверждает: основные принципы науки

а) соответствуют объективным связям действительности

б) представляют соглашения между учеными

в) являются врожденными человеку формами

г) проверяются на практике

5. Предметом неопозитивизма является:

а) исследование природы

б) исследование проблем сознания

в) исследование языка науки

г) исследование человека

6. Для определения смысла предложений в неопозитивизме используется принцип:

а) физикализма

б) верификации

в) конвенционализма

г) парадигмы

7. В чем отличие неопозитивизма от постпозитивизма?

а) неопозитивизм исследует природу, а постпозитивизм - сознание человека

б) неопозитивизм исследует науку как систему высказываний, а постпозитивизм исследует факторы развития науки

в) неопозитивизм исследует критерии научного знания, а постпозитивизм исследует формы научного знания

г) неопозитивизм исследует факторы развития науки, а постпозитивизм исследует науку как систему высказываний

Тема 10. ПСИХОАНАЛИЗ И ЕГО МЕСТО

В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ

 

Структура духовного мира человека в концепции 3. Фрейда. Бессознательное и его роль в жизни человека. Категориальный аппарат фрейдизма (вытеснение, бессознательное, либидо, сублимация). Г. Юнг о коллективном бессознательном. Понятие об архетипах. Интравертные и экстравертные психологические типы. Э. Фромм о социальном характере. Типы социального характера. Биофильский и некрофильскяй типы человека. Роль социальных условий в формировании человека. Влияние психоанализа и неофрейдизма на мировую культуру.

Вопросы

1. Концепция бессознательного Фрейда. Основные понятия Концепция психоанализа.

2. Аналитическая психология К.Г.Юнга.

3. Гуманистическая философия Э. Фромма.

Темы теоретических сообщений

1. Человек и психоанализ: требование времени.

2. Методы психоанализа.

3. Архетипы и их роль в исследовании человека.

4. Реферат книги Э. Фромма «Анатомия деструктивности».

Основная литература

Некрасова Н.А., Некрасов С.И. Философия. Учебник. – М., 2008

Фрейд 3. О психоанализе / Фрейд 3. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1990. С. 346-381 (или любое другое издание)

Дополнительная литература

Гуревич П. С. Теория и практика психоанализа. - М., 2000.

Руткевич А. М. Психоанализ. Курс лекций.- М., 1997.

Фрейд 3. «Я» и «Оно». Работы разных лет. В 2-х кн.- Тбилиси: Мерзни, 1991.

Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992.

Фромм Э. Иметь или быть. - М.: Республика, 1993.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994.

Юнг К.Г. Психология бессознательного. - М.: Канон, 1994.

Юнг К.Г. Психологические типы. - М.: Лидер, 1995.

Категории темы

Бессознательное, «Оно», «Я», «Сверх-Я», вытеснение, либидо, сублимация, архетип, социальный характер, интроверт, экстраверт.

Самостоятельная работа по подготовке к занятию

Используя рекомендованную учебную литературу, проведите сравнительный анализ концепций 3. Фрейда, К.Г. Юнга и Э. Фромма и заполните таблицу

 

Объекты исследования   3. Фрейд   К.Г. Юнг   Э. Фромм  
Структура психики и бессознательного              
Содержание бессознательного              
Социальное влияние на человека              

 

Проблемные вопросы для обсуждения на семинаре

1. Какое понятие является центральным в концепции психоанализа? Почему Фрейд обратился к исследованию явлений, отражаемых этим понятием?

2. В чем отличие понимания содержания бессознательного у Фрейда, Юнга и Фромма?

3. В чем суть либидо? Почему Фрейд называет либидо энергией жизни?

4. Согласны ли Вы с утверждением Фрейда, что в основе поведения человека лежат биологические инстинкты?

5. Почему возможно возникновение конфликтов между сознанием и бессознательным в психике человека?

6. Что является основой формирования архетипов в концепции Юнга?

7. Что, с Вашей точки зрения, более активно влияет на поведение человека: личное или коллективное бессознательное?

8. Почему концепция Юнга получила название «глубинной психологии»?

9. В чем сходство и различие понятий «архетип» и «социальный характер»?

10. Что является определяющим в формировании социального характера?

11. Какое значение имеет понятие социального характера в изучении связей между человеком и обществом?

12. Почему философскую концепцию Фромма называют «гуманистической»?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...